Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе: председательствующего Топоева А.С., судей Пархомович Г.П., Капустиной Т.М., при секретаре Майнагашевой Т.И., с участием прокурора Минчук Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании от 08 апреля 2014 года апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" Козяр С.В. на решение Саяногорского городского суда от 21 января 2014 года, которым исковые требования Зленко В.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворены.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца Зленко В.А. - Зленко Н.А., выразившей согласие с решением суда, заключение прокурора Минчук Е.А., полагавшая, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зленко В.А. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Свои требования мотивировала тем, что она с 12.11.2013 г. по 28.11.2013 г. работала у ответчика ... Приказом от 28.11.2013г. N 31К действие трудового договора от 12.11.2013г. прекращено и она уволена с 28 ноября 2013г. по п. 11 ч.1 ст. 77 ТК РФ, в связи с нарушением правил заключения трудового договора, отсутствие соответствующего документа об образовании и о квалификации. Причиной увольнение послужило - отсутствие документа о высшем профессиональном образовании. Считала увольнение незаконным и необоснованным. При приеме на работу руководитель учреждения пояснила, что наличие высшего образования и стажа работы не обязательно. Согласно должностной инструкции менеджера по персоналу, наличие образования у сотрудника остается на усмотрение работодателя. При приеме на работу нарушений трудового законодательства ни с её стороны, ни со стороны учреждения допущено не было. Она не скрывала того, что у неё нет высшего образования. Помимо этого, в нарушение положений ч. 7 ст. 84 ТК РФ работодатель не предложил ей иные вакансии. Просила восстановить её в прежней должности, взыскать в её пользу заработок за время вынужденного прогула на дату вынесения решения суда и компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
Представитель ответчика Дементьева Л.И. иск не признала, указала, что в данном учреждении должность менеджера по персоналу является руководящей, поэтому в соответствии с требованиями квалификационных характеристик необходимо высшее образование и стаж работы. Другие вакансии предложены не были, поскольку она не могла их замещать в связи с отсутствием специального образования.
Помощник прокурора Клестер О.В. полагала, что иск подлежит удовлетворению, поскольку в данном случае положения квалификационного справочника носит рекомендательный характер. Размер компенсации морального вреда определить исходя из принципов разумности и справедливости.
Истец Зленко В.А. в судебном заседании не присутствовала.
Суд постановил решение, которым восстановил Зленко В.А. на работе в Государственном бюджетном учреждении Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" в должности ... Взыскал в пользу Зленко В.А. за время вынужденного прогула заработную плату в размере ... руб. ... коп., компенсацию морального вреда в размере ... руб.
С решением не согласна директор Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" Козяр С.В..
В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просила решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указала, что Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21 августа 1998 года N 37 применим в отношении бюджетных организаций, поскольку его применение прямо предусмотрено Законом РХ от 12 ноября 2008 года "Об оплате труда работников республиканских государственных учреждений". Указала, что на период заключения трудового договора у истца отсутствовали практический опыт, уровень образования, профессиональная подготовка и стаж работы, необходимые для выполнения должностных обязанностей менеджера по персоналу, следовательно, заключение трудового договора с истцом произведено с нарушением установленных норм Трудового кодекса РФ. Выразила несогласие с выводами суда о действительности должностной инструкции, поскольку инструкция не подписана, не заверена печатью учреждения. Ссылалась на невозможность предложить другую работу Зленко В.А., в связи с отсутствием на момент увольнения работы, соответствующей квалификации истца.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истец Зленко В.А. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы, одним из которых является документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Из смысла указанной нормы следует, что работодатель при заключении трудового договора, при предоставлении работником документов обязан устанавливать соответствие работника и его образования требованиям о работе по обусловленной трудовой функции.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ к основаниям прекращения трудового договора относится нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса).
В соответствии с ч. 1 и ч.2 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы в случаях, предусмотренных федеральными законами. В частности, при отсутствии соответствующего документа об образовании у работника, если выполнение трудовой функции требует специальных знаний.
В случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
Судом установлено, что 12 ноября 2013 года Зленко В.А. принята ... в Государственно бюджетное учреждение Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", что подтверждается трудовым договором от 12 ноября 2013 года (л.д.5- 7), приказом о приеме на работу от 12 ноября 2013 года N 22-к (л.д.8).
Из должностной инструкции менеджера по персоналу, действовавшей на момент приема Зленко В.А. на работу, наличие образование, стаж по специальности отдано на усмотрение работодателя (лд.7).
Приказом от 28 ноября 2013 года N 31к Зленко В.А. уволена по п.11 ч.1 ст.77 ТК РФ (нарушение установленных данным Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы) (л.д.9).
Основанием к увольнению Зленко В.А. послужило отсутствие документа, подтверждающего высшее профессиональное образование.
Удовлетворяя исковые требования о восстановлении на работе, суд первой инстанции исходил из того, что при назначении на должность менеджера по персоналу и заключение с Зленко В.А. трудового договора наличие образования было отдано на усмотрение работодателя, не требовала высшего образования. Каких-либо федеральных законов или нормативных правовых актов, устанавливающих необходимость наличия у менеджера по персоналу, не имеется. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.1998 года N 37 носит рекомендательный характер и не обязывает работодателя в установлении обязательного наличия высшего образования по конкретной должности. Пунктом 8 "Порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих от 09 февраля 2004 года N 9 предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, в связи с чем, не исключается возможность продолжения работы в данной должности и без наличия высшего образования.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может, поскольку они противоречат нормам материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
Зарегистрированный в Минюсте РФ 9 марта 2004 г. N 5628 "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 15.05.2013) в разделе "Общеотраслевые квалификационные характеристики" должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях в подр. "Должности руководителей" содержит должность - менеджера по персоналу предприятия, с перечислением общих (типовых) должностных обязанностей.
Требования предъявляемые к его квалификации: высшее профессиональное образование (по специальности "менеджмент") или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.
Следовательно, при назначении Зленко В.А. на должность менеджера по персоналу требования к квалификации по должности менеджера по персоналу были установлены Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 15.05.2013.
Как указано во введении к Справочнику, квалификационная характеристика является нормативным документом (определяющим трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание), на основе которого разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников.
Таким образом, Квалификационный справочник отвечает существенным признакам, характеризующими нормативный акт, принятого компетентным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном порядке, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений.
Обязательность применения "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих" для работников государственных и муниципальных учреждений предусмотрена и другими нормативными актами - ст. 144 Трудового Кодекса РФ, Законом Республики Хакасия N 65 - ЗРХ от 12 ноября 2008 г. "Об оплате труда работников республиканских государственных учреждений", Постановлением Правительств Республики Хакасия от 24 декабря 2008 г. N 497 "Об утверждении примерного положения об оплате труда работающих в сфере социальной защиты населения Республики Хакасия". В соответствии с приведенными нормативными актами система оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях устанавливаться с учетом Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для расторжения со Зленко В.А. трудового договора по п.11 ст.77 ТК РФ, поскольку на период приема на работу ... в Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" и на момент увольнения нормативно-правовыми актами предусматривалось обязательное наличие высшего профессионального образования (по специальности "менеджмент") или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.
Истцом не представлено документов подтверждающих наличие необходимого образования.
В судебном заседании и апелляционной жалобе представитель ответчика пояснил, что вакантных должностей в учреждении не имелось.
Истцом данный факт не оспаривался.
Из справки о наличии вакантных должностей и приложений к ней усматривается, что вакантных должностей, которым соответствовала квалификация Зленко В.А. в Государственном бюджетном учреждении Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" не имелось.
Таким образом, процедура увольнения, предусмотренная ч.2 ст. 84 ТК РФ, работодателем была соблюдена.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущены нарушение и неправильное применение норм материального права, в соответствии с п.3 ч.1, п.1 ч.2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В силу изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саяногорского городского суда от 21 января 2014 года по настоящему делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Зленко В.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий Топоев А.С.
Судьи Капустина Т.М.
Пархомович Г.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.