Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Наталья Николаевна,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 26 марта 2014 года жалобу ООО "Ижсталь-авто" на решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 13 февраля 2014 года, которым оставлено без изменения постановление главного государственного инспектора государственной инспекции труда в Удмуртской Республики от 20 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "Ижсталь-авто",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора государственной инспекции труда в Удмуртской Республики от 20 сентября 2013 года ООО "Ижсталь-авто" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившегося в несвоевременной уплате обязательных платежей (страховых взносов) в бюджет Пенсионного фонда РФ, тем самым нарушило законодательство о труде и охране труда. ООО "Ижсталь-авто" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО "Ижсталь-авто" обратилось с жалобой в Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики, в которой просило его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на процессуальные нарушения и неправильное применение норм материального права.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 13 февраля 2014 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ООО "Ижсталь-авто" - без удовлетворения.
В жалобе, адресованной в Верховный Суд Удмуртской Республики, ООО "Ижсталь-авто" просит отменить решение судьи и производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием события административного правонарушения. В качестве оснований для отмены приводит доводы о том, что государственная инспекция не наделена полномочиями осуществлять надзор за регистрацией страхователей в органах страховщика, а также правом контроля за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Также указывает, что неисполнение работодателем обязанностей по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды нельзя квалифицировать как административное правонарушение по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение требований ст. 22 Трудового кодекса РФ, поскольку неисполнение обязанностей по перечислению в государственные внебюджетные фонды регулируется нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации". Таким образом, по мнению заявителя, на работодателя не может возлагаться двойная ответственность за одно нарушение.
Выслушав защитника юридического лица, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу, что оснований к отмене решения судьи не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Ижсталь-авто" в суде первой инстанции подробно исследованы обстоятельства совершенного им административного правонарушения.
Оценка представленных доказательств, произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с положениями абзаца 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В силу статьи 22 ТК РФ работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование ...
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 вышеназванного закона в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (ст.18 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании) обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;
обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона о пенсионном страховании юридическое лицо является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, ст.22 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность осуществлять обязательное пенсионное страхование работников в порядке, установленном вышеназванными федеральными законами.
В случае нарушения трудового законодательства виновные лица в соответствии со статьей 419 ТК РФ привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда - и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, по обращению отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмурткой Республики о имеющих у ООО"Ижсталь-авто" недоимкам по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, главным государственным инспектором труда в Удмуртской Республики Андреевым С.А. 10 сентября 2013 года составлен протокол N об административных правонарушениях.
На основании данного протокола, 20 сентября 2013 года главный государственный инспектор по Удмуртской Республики Андреев С.А. вынес постановление о назначении административного наказания, которым привлек к ответственности ООО "Ижсталь-авто" по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Согласно указанному постановлению ООО "Ижсталь-авто", по состоянию на 18 августа 2013 года ООО "Ижсталь-авто" имело сумму недоимки в бюджеты государственных внебюджетных фондов "данные изъяты"., чем допустило нарушение требований законодательства о труде и об охране труда, выразившиеся в несвоевременной уплате обязательных платежей (страховых взносов) в Пенсионный фонд РФ.
Вина Общества в совершении вменяемого правонарушения установлена и подтверждается материалами дела, а именно: письмом отделения Пенсионного фонда РФ по УР от 21.08.2013; справкой ООО "Ижсталь-авто" от ДД.ММ.ГГГГ об имеющейся задолженности Общества перед государственными внебюджетными фондами на ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" копиями платежных поручений N 475, N 479, N 490, N 491, N 492, N 493, N 494, N 495; протоколом об административном правонарушении от 10.09.2013.
Рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда на основании совокупности исследованных доказательств, приведённых в решении, сделал правильный вывод о том, что ООО "Ижсталь-авто" в нарушение требований законодательства о труде и охране труда, несвоевременно перечисляло страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда РФ, чем нарушило общественные отношения в области трудовых прав и свобод граждан, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Данный вывод в судебном решении подробно мотивирован, соответствует обстоятельствам дела, требованиям закона.
С учетом установленных обстоятельств, обоснованность привлечения ООО "Ижсталь-авто" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Утверждение в жалобе об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, за неисполнение работодателем обязанностей по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, нельзя признать состоятельным.
Как указано выше обязанность по осуществлению обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами, возлагается на работодателя.
Следовательно, ненадлежащее исполнение обязанности работодателя по обязательной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является нарушением трудового законодательства. ООО "Ижсталь-авто", являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, подлежит привлечению к ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение обязанности работодателя по обязательной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом изложенного, действия ООО "Ижсталь-авто" в части неполного перечисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, как нарушение законодательства о труде и охране труда.
Довод жалобы заявителя о том, что государственная инспекция не наделена полномочиями осуществлять надзор за регистрацией страхователей в органах страховщика, а также правом контроля за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не может быть принят во внимание, так как основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно статье 355 ТК РФ одной из основных задач федеральной инспекции труда является обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Как следует из статьи 356 ТК РФ, одним из основных полномочий федеральной инспекции труда является осуществление федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
В соответствии со статьей 360 ТК РФ предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
На основании статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что государственная инспекция труда наделена полномочиями по осуществлению надзора и контроля за работодателями в области законодательства о труде и об охране труда, в том числе и по вопросам, касаемых несвоевременной уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, так как на работодателя возлагается обязанность производить удержания и перечисления из заработной платы работников страховых взносов в Пенсионный фонд России.
С учетом изложенного, решение и постановление по делу об административном правонарушении являются законными и обоснованными, вынесенными компетентными должностным лицом и судьей в соответствии с установленной законом процедурой, соответствуют существу и целям закона.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение оспариваемого акта, по данному делу не допущено.
Дело рассмотрено, и административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 13 февраля 2014 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 20 сентября 2013 года, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО "Ижсталь-авто" оставить без изменения, жалобу ООО "Ижсталь-авто" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.