Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Озерова С.А., Хрулевой Т.Е.
при секретаре Бондареве Р.Н.
рассмотрела дело по апелляционной жалобе Шутова С.Н. на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 05 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения Шутова С.Н., поддержавшего доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Шутов С.Н., с учетом изменения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в Приозерский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приозерском районе: об обязании включить для расчета специального стажа и валоризации, период службы в рядах Советской Армии с 01.11.1968 по 25.11.1970 (2 года 25 дней); об обязании произвести перерасчет размера трудовой пенсии с 01.09.1993 и валоризации расчетного пенсионного капитала с 01.01.2010, с учетом данного стажа; о взыскании недополученных сумм пенсии и их индексации.
В основание требований указал, что 01.09.1993 ему назначена трудовая пенсия за выслугу лет. Специальный стаж на 01.01.2002 был рассчитан без учета периода службы в рядах Советской Армии, что привело к уменьшению стажевого коэффициента и подсчета стажа по валоризации. До и после службы в рядах Советской Армии он работал на предприятиях угольной промышленности, в должности подземного проходчика и был занят на подземных работах. Положением о порядке назначения и выплате государственных пенсий, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, служба в составе Вооруженных сил засчитывалась в стаж работы и при назначении на льготных условиях приравнивалась к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Так как он имел право на включение срока службы в армии в специальный трудовой стаж, что сотрудниками пенсионного органа своевременно сделано не было, то при подсчете специального стажа пенсионным органом была допущена ошибка, а пенсия должна быть ему выплачена за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В суде истец заявленные требования поддержал по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика в суде иск не признал.
В основание возражений указал, что Закон от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", которым право на пенсию на льготных условиях определялось с включением военной службы, прекратил свое действие 01.03.1991 и пенсия за выслугу лет, в связи с подземными работами, этим Законом не была предусмотрена. Пенсия за выслугу лет назначена истцу с 01.09.1993 на основании ст. 78 Закона от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", которым при определении права на досрочное назначение пенсии учитывалась только работа на соответствующих должностях. За весь период получения пенсии, с 01.09.1993 по день обращения в суд, истец не обращался в пенсионный орган с письменным заявлением о включении службы в армии в специальный стаж. Единственным обращением было заявление от 20.06.2013, на которое ему было рекомендовано обратиться с заявлением о перерасчете размера пенсии от специального стажа.
05 ноября 2013 года Приозерским городским судом постановлено решение, которым в удовлетворении иска Шутова С.Н. отказано.
Шутов С.Н. не согласился с законностью и обоснованностью решения суда, подал на него жалобу, в которой просит решение суда, как принятое при неправильном применении норм материального права, отменить.
В основание требований указал доводы, аналогичные изложенным в иске.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания и не представившего доказательства уважительности причин не явки в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит основания для отмены решения суда.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям решение суда не отвечает.
В соотвествии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, действовавшим на момент начала работы истца на подземных работах, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к"), при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, приравнивалась по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Материалами дела подтверждается, что в период с 01.11.1968 по 25.11.1970 истец проходил службу в рядах Советской Армии (в составе Вооруженных Сил СССР).
При этом указанному периоду службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, предшествовала его работа на подземных работах, и по окончании периода его службы в составе Вооруженных Сил СССР, так же следовала его работа на подземных работах.
01.09.1993 истцу назначена трудовая пенсия по старости, в соотвествии со ст. 78 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", как лицу имеющему стаж работы на подземных горных работах не менее 25 лет.
При этом истцу была зачтена в указанный специальный стаж работа, которая предшествовала периоду его службы в составе Вооруженных Сил СССР и работа, которая следовала за периодом его службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах РФ. Пунктом 9 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
На основании соответствующего письменного заявления истца от 29.11.2001 о перерасчете пенсии, по его выбору, конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал была осуществлена с применением общего трудового стажа, в который была включена, в том числе и служба в Вооруженных Силах РФ.
По заявлению истца от 23.03.2004, пенсионным органом сделан перерасчет трудовой пенсии по подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25), с применением соответствующего общего трудового стажа, в который была включена, в том числе и служба в Вооруженных Силах РФ.
Отказывая в удовлетворении требований истца суд первой инстанции указал, что в виду того, что Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" пенсия за выслугу лет в связи с подземными работами не была предусмотрена, оснований для применения положений п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 и правовых оснований для включения истцу в специальный стаж службы в армии, не имеется.
Данные выводы суда сделаны при неправильном применении норм материального права, повлиявшими на исход дела.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Между тем, при разрешении настоящего спора суд первой инстанции не учел вышеуказанную правовую позицию Конституционного Суда РФ и не принял во внимание, что пункт 109 действовавшего в период службы истца в Советской Армии Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, предусматривал, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01.01.2002, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам, занятым на подземных работах.
Таким образом, вышеназванный период службы истца в Советской Армии подлежал включению в стаж работы по специальности.
До обращения с иском в суд, Шутов С.Н. с заявлением о включении в специальный трудовой стаж периода службы в Советской Армии и с заявлением о перерасчете размера пенсии от специального стажа, не обращался.
20.06.2013 истец обратился в пенсионный орган с письменным заявлением о включении в специальный трудовой стаж периода службы в Советской Армии.
Письмом от 15.07.2013 пенсионный орган, на соответствующее обращение истца, рекомендовал ему обратиться с заявлением о перерасчете размера пенсии от специального стажа.
По заявлению истца от 16.12.2013 сделан перерасчет трудовой пенсии по подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20), с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Размер пенсии Шутова С.Н. с 01.01.2014 составил "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
При этом в специальный стаж не включен период службы истца в Советской Армии.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Перерасчет пенсии возможен только на основании письменного заявления получателя пенсии, в котором отражено его волеизъявление.
До обращения в суд истец, в пенсионный органа, с требованиями о включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии, о конвертации (преобразовании) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) с включением периода службы в Советской Армии, не обращался, решения пенсионного органа о выплате ему пенсии (по его соответствующим заявлениям) с применением общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа, не обжаловал.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований истца.
Учитывая изложенное и принимая во внимание заявление истца в пенсионный орган от 20.06.2013, судебная коллегия признает необходимым с 01.07.2013 включить Шутову С.Н. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 01.11.1968 по 25.11.1970 и обязать пенсионный орган произвести истцу перерасчет трудовой пенсии, с зачетом вышеуказанного периода.
Согласно представленным пенсионным органом расчетам, при включении в специальный трудовой стаж истца периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, размер пенсии, выплачивавшейся ему с 01.07.2013 по 01.01.2014 (на основании подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), с применением общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа, остается прежним и не увеличивается.
Однако с 01.01.2014, при выплате истцу пенсии на основании подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, при включении в специальный трудовой стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, ее размер увеличивается с "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. до "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Свой контр-расчет указанных сумм истец в суд не представил.
Таким образом, с пенсионного органа в пользу истца подлежит взысканию сумма недоплаченной в январе 2014 г. пенсии, в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. ( "данные изъяты" - "данные изъяты" ).
Так же с пенсионного органа подлежат взысканию по правилам гл. 7 ГПК РФ судебные расходы, состоящие из расходов истца по уплате государственной пошлины и состоящие из государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Правовые основания для перерасчета пенсии истца, как с 01.09.1993, так и с 01.01.2002, в том числе для валоризации расчетного пенсионного капитала с 01.01.2010, отсутствуют, основания для индексации вышеуказанной суммы в данный период не наступили.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 05 ноября 2013 года отменить полностью и принять по делу новое решение.
Исковые требования Шутова С.Н. удовлетворить частично.
Включить Шутову С.Н. с 01 июля 2013 года в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 01 ноября 1968 года по 25 ноября 1970 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приозерском районе Ленинградской области произвести Шутову С.Н. с 01 июля 2013 года перерасчет трудовой пенсии, исчисленной с учетом сумм валоризации, с зачетом вышеуказанного периода.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приозерском районе Ленинградской области в пользу Шутова С.Н. недоплаченные суммы пенсии за период с 01 июля 2013 по 31 января 2014 года в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., а так же расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб., а всего: "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований Шутова С.Н. отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приозерском районе Ленинградской области в доход бюджета Приозерского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб.
Председательствующий
Судьи
Судья Брежнева И.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.