Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Гылкэ Д.И.,
Захаровой О.А.,
при секретаре Косенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сегимовой Ю.П. об оспаривании действий Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области на заочное решение Сысертского районного суда Свердловской области от 23.12.2013.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения заявителя Сегимовой Ю.П., ее представителя Беликовой Н.В., представителя заинтересованного лица Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области Мамедова М.А., заинтересованного лица Сегимова А.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Сегимова Ю.П. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным приказ Министерства физической культуры, спорта молодежной политики Свердловской области от ( / / ) N "Об утверждении списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 году по Свердловской области" в части исключения семьи заявителя в составе четырех человек: Сегимова Ю.П. , Сегимов А.А. , Сегимов К.А. , Сегимов М.А. из списка; возложить на Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области обязанность включить семью в составе четырех человек: Сегимова Ю.П. , Сегимов А.А. , Сегимов К.А. , Сегимов М.А. в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 году по Свердловской области в хронологической последовательности по дате постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ( / / ) , в которой семья состояла до момента исключения из списка, внести соответствующие изменения в Приказ от ( / / ) N . В обоснование требований заявитель указала, что на момент включения в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" ее семья полностью отвечала требованиям, предъявляемым законодательством для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, и исключение впоследствии семьи из указанного списка в связи с достижением одним из членов семьи предельного возраста противоречит действующему законодательству.
Впоследствии Сегимова Ю.П. уточнила требования и просила признать незаконными действия Министерства физической культуры, спорта молодежной политики Свердловской области по не включению в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 году по Свердловской области, утвержденный приказом Министерства физической культуры, спорта молодежной политики Свердловской области от ( / / ) N "Об утверждении списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 году по Свердловской области", семьи заявителя в составе четырех человек: Сегимова Ю.П. , Сегимов А.А. , Сегимов К.А. , Сегимов М.А. .
Заочным решением суда заявление Сегимовой Ю.П. удовлетворено.
Признаны незаконным действия Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области по не включению в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 году по Свердловской области, утвержденный приказом Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области от ( / / ) N , семьи заявителя Сегимовой Ю.П. в составе четырех человек: Сегимовой Ю.П. , Сегимов А.А. , Сегимов К.А. , Сегимов М.А. .
На Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области возложена обязанность включить семью Сегимовой Ю.П. в составе четырех человек: Сегимова Ю.П. , Сегимов А.А. , Сегимов К.А. , Сегимов М.А. в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 году по Свердловской области.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области Мамедов А.М. просит об отмене указанного заочного решения. Ссылается на то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Министерством решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в планируемом году не должен превышать 35 лет (пп. "а" п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальный выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы"). В этой связи список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления данной выплаты. В случае выявления отсутствия оснований для участия семьи в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка участников подпрограммы в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области Мамедов М.А. на требованиях и доводах апелляционной жалобы настаивал. Заявитель Сегимова Ю.П. и ее представитель Беликова Н.В., а также заинтересованное лицо Сегимов А.А., возражая против апелляционной жалобы, просили требования заявления Сегимовой Ю.П. удовлетворить.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании ненормативного акта, действия (бездействия) незаконными.
Сегимов К.А. и Сегимов М.А. являются детьми заявителя, на момент рассмотрения настоящего дела совершеннолетия не достигли, и в силу ч. 5 ст. 37 ГПК РФ их права защищают в процессе их законные представители - родители. Сегимов А.А. является супругом Сегимовой Ю.П.; к участию в деле привлечен не был, между тем, судом принято решение о его правах, что является основанием для отмены судебного решения в любом случае независимо от доводов апелляционной жалобы (п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).
Кроме того, судом первой инстанции, рассмотревшим дело в порядке заочного производства, нарушены положения ч. 2 ст. 246 ГПК РФ, согласно которым при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства, установленные главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с определением от 09.04.2014 судебная коллегия перешла к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Арамильского городского округа от ( / / ) N семья Сегимовой Ю.П. в составе 3-х человек (Сегимова Ю.П., её супруг Сегимов А.А., сын Сегимов К.А.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (л.д. 8).
Однако, в 2009-2010 г. семья заявителя социальную выплату не получила. На основании постановления Главы Арамильского городского округа "Об утверждении списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату по Арамильскому городскому округу" от ( / / ) N семья Сегимовой Ю.П. была включена в список участников Подпрограммы на 2011 год в составе 3-х человек, номер очереди ... Также семья Сегимовой Ю.П. в составе 4 -х человек, с учетом Сегимова М.А., ( / / ) г.р., была включена в список участников Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 год, номер очереди ...
Постановлением Главы Арамильского городского округа от ( / / ) N семья заявителя в составе четырех человек была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключена из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы в связи с достижением Сегимовым А.А. 36-летнего возраста.
В соответствии с решением Сысертского районного суда от ( / / ) снятие с учета семьи Сегимовой Ю.П. в составе четырех человек: Сегимова Ю.П. , Сегимов А.А. , Сегимов К.А. , Сегимов М.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении, исключение семьи Сегимовой Ю.П. из состава подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а также постановление Администрации Арамильского городского округа от ( / / ) N "О снятии с учета семьи Сегимовой Ю.П. в качестве нуждающейся в жилом помещении", решение комиссии по жилищным вопросам при Администрации Арамильского городского округа от ( / / ) (протокол N ) признаны незаконными, и на Администрацию Арамильского городского округа была возложена обязанность включить семью Сегимовой Ю.П. в составе четырех человек: Сегимова Ю.П. , Сегимов А.А. , Сегимов К.А. , Сегимов М.А. в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату по Арамильскому городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки, в которой семья стояла до момента исключения из списка ( / / ) . Решение вступило в законную силу ( / / ) .
Во исполнение указанного судебного решения постановлением Администрации Арамильского городского округа от ( / / ) N семья Сегимовой Ю.П. восстановлена в составе участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
Вместе с тем, как следует из приказа Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области от ( / / ) N , семья заявителя Сегимовой Ю.П. в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 году не включена не была. Указанные действия Министерства являются предметом оспаривания по настоящему делу.
Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
В 2010 году Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением от 17.12.2010 N 1050 и включающая Подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N3 к Подпрограмме). Данными Правилами был установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к Подпрограмме) участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП была утверждена Областная целевая программа "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривавшая аналогичные условия участия в подпрограмме, в том числе в части возрастного критерия каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством (п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050) и законодательством Свердловской области, действовавшим на момент утверждения Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году (п. 8 раздела 5 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждённой Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП), условием участия семьи в подпрограмме и, соответственно, включения семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году является возраст ее участников, который не должен превышать 35 лет у каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включения молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Сегимов А.А., ... г.р., достиг возраста 36 лет в 2012 году, в связи с чем семья Сегимовой Ю.П. перестала отвечать условиям участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и в одноименной подпрограмме, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП.
При таких обстоятельствах у Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области не имелось оснований для включения семьи Сегимовой Ю.П. в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 году по Свердловской области.
Доводы заявителя и выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неправильном толковании правовых норм. То обстоятельство, что в соответствии с решением Сысертского районного суда Свердловской области от ( / / ) семья Сегимовой Ю.П. была восстановлена органом местного самоуправления в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату по Арамильскому городскому округу в 2013 году, о неправомерности действий Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области не свидетельствует, поскольку включение в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, утверждаемый решением органа местного самоуправления, не может расцениваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основными источниками финансирования подпрограммы являются, в том числе, средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с п. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году после определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый год.
Включение в списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году семьи, которая перестала отвечать установленным возрастным требованиям, не соответствовало бы целям и задачам федеральной целевой программы "Жилище" и принятой в соответствии с ней областной жилищной программы и влекло нецелевое использование бюджетных средств, что является нарушением п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В этой связи восстановление органом местного самоуправления семьи Сегимовой Ю.П. в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату по Арамильскому городскому округу в 2013 году, не возлагало на Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области обязанности по включению семьи заявителя в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году без учета вышеприведенных требований законодательства.
Принимая во внимание, что оспариваемые действия совершены в пределах компетенции Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области соответствуют действующему законодательству и прав заявителя не нарушают, оснований удовлетворения требований Сегимовой Ю.П. не имеется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сысертского районного суда Свердловской области от 23.12.2013 отменить. Принять новое решение, которым Сегимовой Ю.П. в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий: Шурыгина Л.Г.
Судьи: Гылкэ Д.И.
Захарова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.