Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Шарыповой Н.В., Богдановой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 апреля 2014 года гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС по Курганской области к о взыскании недоимки по налогам за год в сумме руб. коп.
по апелляционной жалобе на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 5 февраля 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Межрайонной ИФНС по Курганской области к удовлетворить.
Взыскать с в доход субъекта Российской Федерации Курганская на счет Межрайонной ИФНС по Курганской области в БИК: ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области, г. Курган, ИНН УФК по Курганской области недоимки по налогам за год в размере ) рублей коп., из них: транспортный налог за год в сумме рублей и пени в сумме руб. коп., всего рублей коп.; земельный налог за год в сумме руб. коп. и пени рубля коп., всего рубля коп.; налог на имущество за г. в сумме рублей коп. и пени рублей коп., всего рублей коп.
Взыскать с в доход муниципального образования Куртамышский район Курганской области госпошлину в размере рублей коп.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, возражения представителя истца Межрайонной ИФНС по Курганской области по доверенности относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по Курганской области (сокращенно - МИФНС по Курганской области, далее - Инспекция) обратилась в суд с иском к о взыскании задолженности за 2012 год по транспортному налогу в размере руб., пени руб. коп.; по земельному налогу - руб. коп., пени руб. коп.; по налогу на имущество физических лиц - руб. коп., пени руб. коп.
В обоснование исковых требований указано, что ответчик является собственником транспортных средств и сельскохозяйственной техники, земельных участков, зданий и жилых строений.
Обязательства по оплате налогов, указанных в налоговом уведомлении, ответчиком не исполнены, в связи с чем ему направлено требование об оплате недоимки по налогам и пеней по ним. До настоящего времени требование осталось неисполненным, что явилось основанием для обращения в суд.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель МИФНС по Курганской области по доверенности на исковых требованиях настаивал.
Ответчик в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования признавал полностью, полагая, что за транспорт, снятый с учета в году, налог исчислен правильно.
Куртамышским районным судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик
В апелляционной жалобе он просит отменить решение суда и прекратить производство по делу, полагая, что данная категория дел не подведомственна суду общей юрисдикции и подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Курганской области.
Со ссылкой на статью 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указывает, что индивидуальные предприниматели являются отдельной категорией субъектов налоговых правоотношений, которая является составной частью категории физические лица. Совокупность ст. ст. 362, 358 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что плательщиками транспортного налога и собственниками транспортных средств являются две категории участников налоговых правоотношений: физические лица и организации.
Полагает, что спор по взысканию с него недоимки подведомствен арбитражному суду как по предмету (вытекает из предпринимательской деятельности), так и по субъектному составу (одна сторона - субъект предпринимательской деятельности, другая - государственный орган, осуществляющий контролирующие функции). Указывает, что имущество, в том числе транспорт, земельные участки, строения и сооружения, используются ответчиком в предпринимательской деятельности.
Заявитель жалобы обращает внимание на возможность взыскания налогов с физического лица и индивидуального предпринимателя на основании и в порядке различных норм налогового права. По этим основаниям полагает, что производство по делу подлежит прекращению на основании статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС по Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая, что индивидуальные предприниматели не указаны как плательщики транспортного налога.
Представитель истца по доверенности в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции по повторному вызову не явился ответчик , об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщил. Поскольку в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия с учетом мнения представителя истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п. 1 ст. 3 НК РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Из материалов дела усматривается, что является собственником жилого дома по адресу: ; здания склада ГСМ по адресу: , п; иных строений, помещений и сооружений по адресу: .
В собственности ответчика находятся транспортные средства:
Также на праве собственности принадлежат земельные участки по адресам: , ул. А.П. , кадастровый , стоимостью руб.;
, кадастровый , стоимостью руб.;
, кадастровый , стоимостью руб.;
, п, 6 "б", кадастровый стоимостью руб.;
, кадастровый , стоимостью руб.;
, д. Новая Калиновка, кадастровый , стоимостью руб.;
, д. Новая Калиновка, кадастровый , стоимостью руб.;
, д. Новая Калиновка, кадастровый стоимостью руб.;
, д. Кузьминовка, кадастровый , стоимостью руб.;
, кадастровый , стоимостью руб.;
, ТОО "Косулинское", кадастровый , стоимостью руб.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от "О налогахна имущество физических лиц" (далее - Закон о налогах на имущество физических лиц) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым относятся следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи (ст. 2 указанного Закона).
Согласно п. 2 ст. 5 указанного Закона налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (в ред. Федерального закона от N 167-ФЗ).
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения (п. 1 ст. 3 названного Закона).
Налоговые ставки определены решением Курганской городской Думы от "Об установлении налога на имущество физических лиц" (с последующими изменениями) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования имущества.
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 8 ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц).
Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 9 ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц).
В соответствии с п. 10 ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц своевременно не привлеченные к уплате налога лица уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Порядок и основания взыскания земельного налога отнесены к разделу Х "Местные налоги" и предусмотрены главой 31 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По правилам ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельнымиучастками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Налоговые ставки по правилам п. 1 ст. 394 НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Ставки земельного налога установлены решением Курганской городской Думы от "О земельном налоге на территории города Кургана" (с последующими изменениями).
Основанием для уплаты налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, в п. 4 ст. 397 НК РФ установлено направление налоговым органом налогового уведомления. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
Транспортный налог на основании ст. 356 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Пункт 1 ст. 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговые ставки по правилам п. 1 ст. 361 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Пунктом 3 ст. 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Основанием для уплаты транспортного налога налогоплательщиками - физическими лицами согласно п. 2 ст. 5 Закона Курганской области от "О транспортном налоге на территории Курганской области" признано налоговое уведомление. Срок оплаты налога установлен не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщику - физическому лицу предоставлено право досрочной уплаты налога, в том числе до получения налогового уведомления.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Материалами дела установлено, что налоговым органом составлено налоговое уведомление на уплату ответчиком за год транспортного налога в сумме руб. в срок до ,земельного налога в сумме руб. коп. в срок до , налога на имущество физических лиц в сумме руб. коп. в срок до .
Согласно реестру направления корреспонденции за направлено налоговым органом уведомление об уплате налогов от . Адрес ответчика в реестре указан верный, совпадает с адресом ответчика, указанным им в апелляционной жалобе на решение суда.
По правилам п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Получение налогового уведомления от МИФНС России по Курганской области ответчик не оспаривал.
Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налогом уведомлении.
В установленный в уведомлении срок не оплатил указанные в нем налоги, в связи с чем истцом в его адрес направлено требование от об уплате налога, пени, штрафа, исчисленных в порядке п. 1 ст. 75 НК РФ.
В подтверждение направления требования представлен список заказных отправлений от , что в силу п. 5 и п. 6 ст. 69 НК РФ служит доказательством получения требования по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении истцом обязанности по определению налоговой базы и суммы налога, порядка истребования с ответчика недоимки по налогам за 2012 год, доведения указанной информации до налогоплательщика в установленном законом порядке, и удовлетворил исковые требования в полном объеме. При этом, размер исчисленных налогов, штрафов и пени ответчиком не оспорен, с исковым заявлением в суде первой инстанции он согласился. В указанной части решение суда не обжалуется.
В апелляционной жалобе обжалует законность решения суда по мотивам неподведомственности спора суду общей юрисдикции, поскольку ответчик является индивидуальным предпринимателем и использует указанное в налоговых документах имущество в предпринимательской деятельности.
В ходе производства по делу в суде первой инстанции ответчик против подведомственности спора суду общей юрисдикции не указывал и ходатайств о прекращении производства по делу не заявлял. Указанный довод является обоснованием его апелляционной жалобы.
Заявляя о неподведомственности настоящего спора суду общей юрисдикции, в апелляционной жалобе ссылается на нормы Налогового кодекса Российской Федерации о взыскании транспортного налога, налогоплательщиком по которому индивидуальные предприниматели не выделены в отдельную категорию. Субъектом данных налоговых правоотношений названы физические лица, а поскольку для индивидуальных предпринимателей и физических лиц установлен различный порядок взыскания налогов в силу ст. ст. 46,47 и 48 НК РФ, то в данном случае спор, по мнению ответчика, не подлежал рассмотрению судом общей юрисдикции.
Судебная коллегия находит данный довод необоснованным ввиду следующего.
Пунктами 2, 3 статьи 397 НК РФ для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, предусмотрен иной порядок исчисления земельного налога: в течение налогового периода они уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
При этом, ответчиком не представлено доказательств об исполнении возложенной на него законом обязанности по уплате земельного налога как индивидуальным предпринимателем, как и подтверждения использования земельных участков в предпринимательской деятельности. Не представлено таких доказательств и в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности ответчика.
Поскольку ст. 357 НК РФ не разделяет налогоплательщиков - физических лиц на обычных граждан и коммерсантов, то индивидуальные предприниматели, являющиеся в первую очередь физическими лицами, уплачивают транспортный налог именно как физические лица.
В этой связи следует отметить, что объект налогообложения по уплате транспортного налога определен в статье 358 НК РФ, к которому отнесены в числе иных автомобили, самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 20 "Правил регистрации автомоторных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных Приказом МВД России от транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) предусмотрено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности; в паспорте самоходной машины и других видов техники (пункт 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденных Минсельхозпродом России от , зарегистрированы Минюстом России ).
Таким образом, если у индивидуального предпринимателя имеются зарегистрированные на него транспортные средства, признаваемые объектом обложения транспортным налогом, то он признается налогоплательщиком транспортного налога и платит его как физическое лицо.
К подведомственности арбитражного суда в силу ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесены дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
По пояснениям представителя истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, с учетом приведенных выше норм права и обстоятельств дела, оснований считать возникший спор экономическим не усматривается.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что ответчиком в установленные сроки уплата начисленных налогов не произведена, в связи с чем требования налогового органа являются обоснованными, и предъявлены с соблюдением правил подведомственности в суд общей юрисдикции, поскольку плательщиком транспортного налога является физическое лицо и его статус индивидуального предпринимателя для разрешения настоящего спора не имеет юридического значения.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые основаны на неверном толковании закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 5 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.В.Тимофеева
Судьи Н.В. Шарыпова
О.Н. Богданова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.