Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Литвиновой И.В., Ушаковой И.Г.
с участием прокурора Федоровской Н.М.
при секретаре Радаевой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 13 мая 2014 года гражданское дело по заявлению государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
по частной жалобе государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Курганского городского суда Курганской области от 11 марта 2014 года, которым постановлено:
Отказать ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в предоставлении отсрочки исполнения решения Курганского городского суда от по гражданскому делу о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за г. Косцову П.В. и сопровождающему его лицу, за счет средств федерального бюджета с предоставлением бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Федоровской Н.М., не согласившейся с доводами частной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Курганского городского суда Курганской области от удовлетворены исковые требования прокурора г. Кургана, действующего в интересах Косцова П.В., к государственному учреждению - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за год.
Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Курганский городской суд Курганской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от до , указав, что в соответствии с заявлением о предоставлении путевки от и справкой для получения путевки Косцов П.В. был поставлен на учет как лицо, нуждающееся в санаторно-курортном лечении. Согласно пп. "а" п. 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, и размер средств, выделяемых на финансовое обеспечение указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. В виду того, что стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в году не установлена, у ответчика отсутствует возможность исполнить судебное решение по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение Косцову П.В. и сопровождающему его лицу за счет средств федерального бюджета с оплатой проезда до места лечения и обратно. Просили удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель заявителя государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на удовлетворении заявления настаивала.
Участвующий в деле прокурор Мельникова М.Д. с заявленным требованием не согласилась.
Законный представитель Косцова П.В. Косцова О.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежаще.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации, представитель Управления Федерального казначейства по Курганской области в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили.
Судебный пристав-исполнитель Курганского городского отдела судебных приставов по взысканию с юридических лиц и исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит определение суда отменить и разрешить вопрос по существу. Полагает, что суд необоснованно не принял во внимание доводы государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и не дал должную оценку предпринятым мерам по исполнению решения суда. Полагает им были представлены объективные доказательства отсутствия возможности исполнения решения до . Указывает, что обстоятельства, ввиду которых государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не предоставило санаторно-курортную путевку Косцову П.В. и сопровождающему его лицу рассматривались судом при вынесении решения от . Факт недостаточности средств, выделенных Фонду социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета в и годах, факт распределения путевок со сроком лечения день в санаторно-курортных учреждениях не оспаривался. Судом необоснованно не принято во внимание, что основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда действительно носят исключительный характер, так как финансирование по оплате путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется из федерального бюджета. Считает, что отсутствие средств для приобретения путевок для Косцова П.В. и сопровождающего его лица свидетельствует о невозможности исполнения решения суда до поступления в государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации средств из федерального бюджета на очередной год.
Частная жалоба рассмотрена судебной коллегией в порядке ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, заслушав мнение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Курганского городского суда Курганской области от были удовлетворены исковые требования прокурора г. Кургана в интересах Косцова П.В., на государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность по предоставлению Косцову П.В. и сопровождающему его лицу путевки на санаторно-курортное лечение за год за счет средств федерального бюджета с оплатой проезда до места лечения и обратно (л.д. 27-28).
Решение вступило в законную силу , реально не исполнено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от на основании исполнительного листа , выданного , в отношении должника государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возбуждено исполнительное производство , установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 5 дней (л.д. 52).
В добровольном порядке должник требования исполнительного документа не исполнил.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции верно исходил из того, что государственным учреждением - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих принятие мер для исполнения решения суда, заявленный срок для предоставления отсрочки исполнения решения суда не обоснован.
В соответствии со ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержит ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда могут являться конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что имущественное положение должника не позволяет исполнить решение суда в установленный срок.
При решении вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки суд должен учитывать как интересы должника, так и взыскателя. Возможность изменения сроков исполнения решения не должна являться инструментом для безосновательного затягивания исполнения судебного решения.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" разъясняет, что при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению (п. 23).
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 N 104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 203 ГПК РФ", основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч.ч. 1 и 2) и 55 (ч.ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Обосновывая необходимость предоставления отсрочки исполнения решения суда, заявитель ссылался на отсутствие денежных средств для приобретения путевок до поступления в государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации средств из федерального бюджета на очередной год.
Данные доводы правильно не приняты судом в качестве основания для отсрочки исполнения решения суда в связи со следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названного положения закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно п. 4 которого финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе Фондом социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Из материалов дела следует, что размер плановых ассигнований на год составил руб., из которых на оплату путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан и проезд к месту лучения предусмотрено руб. и руб. соответственно (л.д. 45-46).
В обоснование недостаточного финансирования названных расходных обязательств государственным учреждением - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представлено письмо, адресованное председателю Фонда социального страхования Российской Федерации, о рассмотрении возможности дополнительных ассигнований на оплату расходов по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно в размере руб., в том числе руб. на оплату проезда (л.д. 51).
Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств недостаточности денежных средств для исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от . Сведения о результатах рассмотрения обращения государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении дополнительных ассигнований материалы дела не содержат.
Кроме того, недостаточность финансирования для исполнения государственных контрактов по предоставлению социальной помощи либо его отсутствие, необходимость получения дополнительных ассигнований на предоставление путевок для инвалидов и сопровождающих их лиц само по себе не являются безусловными основаниями для предоставления отсрочки исполнения решения суда и не освобождают должника от обязанности по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Установив все имеющие значение для рассмотрения заявления обстоятельства, и дав им правильную правовую оценку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований исключительного характера для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Судебная коллегия считает определение суда первой инстанции соответствующим требованиям закона, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены определения не усматривает.
Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Курганского городского суда Курганской области от 11 марта 2014 года по заявлению государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставить без изменения, частную жалобу государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Бурматова
Судьи: И.В. Литвинова
И.Г.Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.