Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей И.П. Козлова, М.В. Милых,
при секретаре А.С. Кугушевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва материалы по частной жалобе С.В. Шарипова
на определение Тверского районного суда г. Москвы от 2 апреля 2014 года, которым С.В. Шарипову отказано в принятии заявления к Администрации Президента РФ о признании действий (бездействия) должностного лица незаконными,
установила:
С.В. Шарипов обратился в суд с указанным выше заявлением к Администрации Президента РФ, ссылаясь на общедоступность его персональных данных, к устранению которой должностное лицо Администрации Президента РФ не принимает должных мер.
В частности, заявитель указывал, что к "национальной стратегии по оказанию содействия мошенникам подключились даже сотрудники ГИБДД, которые открыли доступ в Интернет неограниченному кругу лиц к закрытой базе данных ГИБДД".
2 апреля 2014 года суд постановил приведённое выше определение, об отмене которого просит С.В. Шарипов по доводам частной жалобы, ссылаясь на то, что оно вынесено с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает частную жалобу на обжалуемое определение суда первой инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене определения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Отказывая в принятии заявления, суд указал, что оно не подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Данное суждение основано на процессуальном законе.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
Согласно ч. 2 ст. 8 названного Закона сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.
В силу ч. 1 ст. 17 того же Закона если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
Государственным органом, который уполномоченный осуществлять защиту прав субъектов персональных данных и рассматривать обращения и жалобы субъектов персональных данных, является назначенная Правительством Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228, установлено, что Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которому подведомствен Роскомнадзор, разработан документ, определяющий порядок осуществления функций контроля (надзора), а именно - Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 14.11.2011 N 312. Названным документом регламентируются порядок приема и рассмотрения обращений, порядок очередных и внеочередных проверок, условия проведения проверок и другие сопутствующие обстоятельства.
Между тем, Администрация Президента России оператором применительно к положениям Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" не является.
Как правильно указал суд, в соответствии с п. 1 Положения об Администрации Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490) Администрация Президента Российской Федерации (в дальнейшем - Администрация) является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом "и" статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.
Администрация формируется в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы государства; осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской Федерации; подготовки предложений Президенту Российской Федерации о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; содействия Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства; разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации, обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации; разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией; обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации; содействия Президенту Российской Федерации в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина; содействия Президенту Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обеспечения реализации Президентом Российской Федерации иных возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий.
Поскольку заинтересованное лицо по требованиям С.В. Шарипова определяется императивными нормами права и Администрация Президента РФ к таким лицам не отнесена, суд применительно к п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ обоснованно исходил из того, что имеются основания для отказа в принятии заявления, в связи с тем, что заявленные С.В. Шариповым требования к Администрации Президента РФ не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Изложенное позволяет не согласиться с доводами жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального права.
При таких обстоятельствах определение суда следует признать законным.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
определение Тверского районного суда г. Москвы от 2 апреля 2014 года оставить без изменения, частную жалобу С.В. Шарипова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.