Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре Усмановой Г.И.
рассмотрела в судебном заседании 21 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Ращупкина С.С. - Мельник Е.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года, которым в удовлетворении требований о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области от " ... " года N N " ... " об отказе в осуществлении кадастрового учета, возложении обязанности осуществления кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N " ... " Ращупкину С.С. отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ращупкин С.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области от " ... " года N N " ... " об отказе в осуществлении кадастрового учета, возложении обязанности осуществления кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N " ... ".
В обоснование заявления указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного в N " ... " метрах по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... ". В целях осуществления раздела указанного земельного участка на два участка им был подготовлен межевой план, который впоследствии был предоставлен в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области. По результатам рассмотрения представленных документов в постановке земельных участков на кадастровый учет отказано в связи с несоответствием размеров образуемых земельных участков требованиям пункта 1.1 статьи 7 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 года N 731-ОЗ.
Между тем, указанный закон Омской области не устанавливает предельные размеры при образовании земельных участков, находящихся в собственности физических лиц.
Просил признать незаконным отказ в осуществлении кадастрового учета, возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области обязанность осуществить кадастровый учет земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N " ... ".
Ращупкин С.С. в судебном заседании участия не принимал.
Представитель заявителя Голикова Н.А. доводы заявления поддержала. Полагала, что применение норм, регулирующих распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, недопустимо. Указала, что вынесенное решение нарушает права заявителя как собственника земельного участка, тогда как предлагаемый раздел земельного участка не нарушает прав третьих лиц.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области Соболев К.Ю. с доводами, изложенными в заявлении, не согласился. Указал, что орган кадастрового учета правомерно руководствовался законом Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 года N 731-ОЗ при принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета. Образование земельных участков, площадью более N " ... " кв. м, противоречит требованиям земельного законодательства.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Ращупкина С.С. - Мельник Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что Закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 года N 731-ОЗ применим к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и применение его к сложившейся ситуации незаконно, поскольку ни один федеральный закон не содержит конкретных норм, позволяющих определить минимальный или максимальный размер земельных участков, находящихся в частной собственности. Отмечает, что ранее Ращупкиным С.С. были произведены аналогичные разделы с последующей регистрацией образованных земельных участков.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Соболев К.Ю. указывает, что поскольку Закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" является единственным действующим на территории Омского муниципального района Омской области нормативным актом, относящимся к градостроительному регламенту, устанавливающим предельные площади земельных участков для дачного строительства, применение его к возникшим правоотношениям правомерно. В подтверждение правильности принятого решения ссылается на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации, адресованное филиалу, судебную практику, представление прокуратуры. Ссылается на недоказанность нарушения прав заявителем. Полагает, что заявитель не лишен возможности на обращение в суд об установлении границ земельных участков, где и докажет отсутствие иной возможности раздела исходного земельного участка, кроме как образования земельных участков площадью выше установленной нормы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. N " ... ").
Представитель Ращупкина - Мельник Е.А., представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области Соболев К.Ю. приняли участие в судебном заседании. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав представителя Ращупкина - Мельник Е.А., поддержавшую доводы жалобы, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области Соболева К.Ю., согласившегося с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ращупкину С.С. на основании договоров купли-продажи от " ... " года, " ... " года, решений собственника о разделе земельного участка от " ... " года, " ... " года принадлежит на праве собственности земельный участок площадью N " ... " кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов - под дачное строительство, расположенный в N " ... " метрах по направлению на юго-запад, относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... " (л.д. N " ... ").
Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости " ... " года, присвоен кадастровый номер N " ... " (л.д. N " ... ").
По обращению Ращупкина С.С. кадастровым инженером " ... " года в результате кадастровых работ подготовлен межевой план в связи с образованием двух земельных участков размерами N " ... " кв.м. и N " ... " кв.м. посредством раздела земельного участка с кадастровым номером N " ... " (л.д. N " ... ").
" ... " года представитель Ращупкина С.С. обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Омской области о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков как самостоятельных объектов недвижимости согласно межевому плану от " ... " года (л.д. N " ... ").
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Омской области от " ... " года в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков отказано со ссылкой на пункт 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре), поскольку размер образуемых земельных участков не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Предельные (минимальные и максимальные) земельные участки для дачного строительства установлены пунктом 1.1 статьи 7 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 года N 731-ОЗ.
Признавая отказ филиала ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Омской области соответствующим требованиям действующего законодательства, суд, руководствуясь пунктами 1,2 статьи 11.9, пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс), п. 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Градостроительный кодекс), исходил из того, что поскольку Правилами, утвержденными решением Советом Ростовкинскго сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 26.11.2009 года N 37, предельные размеры земельных участков под дачное строительство не определены, размер образуемых земельных участков должен соответствовать подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 года N 731-ОЗ от 0,04 га до 0,15 га. Размер образуемых земельных участков превышает 0,15 га.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда коллегия не усматривает исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
" ... " Пунктом 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при разделении земельного участка на несколько земельных участков, размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) -абзац 1 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 83 Земельного кодекса, пунктом 10 статьи 35 Градостроительного кодекса в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Решением Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 26.11.2009 года N 37 утверждены Правила землепользования и застройки п. Ростовка Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Статьей 23 Правил определены виды территориальных зон, отображаемые на схеме градостроительного зонирования п. Ростовка: жилые зоны; общественно - деловая зона, рекреационные зоны; зоны специального назначения.
Градостроительные регламенты для указанных зон установлены частью 2 Правил.
Частью 3 Правил утверждена карта градостроительного зонирования.
При сравнительном анализе карты градостроительного зонирования и данными из публичной кадастровой карты о месте расположения земельного участка заявителя выявлено, что указанный земельный участок находится за пределами градостроительного зонирования.
Таким образом, Правилами землепользования и застройки территориальная зона, предназначенная для ведения дачного хозяйства, не определялась.
Применительно к изложенному, Правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, представительным органом местного самоуправления Ростовкинского сельского поселения, относительно земель с видом разрешенного использования под дачное строительство, в установленном законом порядке не приняты.
Соответственно, к возникшим правоотношениям применяется пункт 1 статьи 33 Земельного кодекса, согласно которому предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для дачного строительства составляют от 0,04 га до 0,15 га.
Поскольку образуемые земельные участки из исходного земельного участка, принадлежащего заявителю, вышеуказанным требованиям не соответствуют, решение филиала ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Омской области об отказе в осуществлении кадастрового учета является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" регулируют нормы предоставления земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не применимы при образовании земельных участков собственником, состоятельными не признаются.
Заявителем не учтено, что в установленном законом порядке представительным органом Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района в отношении территории, включающей земельный участок заявителя, правила землепользования и застройки не приняты, зонирование не проведено, что в свою очередь влечет применение правил пункта 1 статьи 33 Земельного кодекса и статьи 7 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Ссылка заявителя на положения статьи 260, 209 Гражданского кодекса, Конституции Российской Федерации несостоятельна.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Омской области препятствия заявителю к осуществлению правомочий собственников не созданы. Заявитель не лишается права на земельный участок, и также не ограничиваются его права собственника.
Доводы жалобы о применении принципа гражданского права "разрешено все то, что не запрещено законом" являются ошибочными, поскольку правила образования земельных участков, постановка их на кадастровый учет предписаны законом.
То обстоятельство, что то ранее Ращупкиным С.С. были произведены аналогичные разделы с последующей постановкой образованных земельных участков на кадастровый учет, о не правильности выводов суда не свидетельствует.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из содержащихся в апелляционной жалобе доводов, возражений на неё в порядке с ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ращупкина С.С. - Мельник Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.