Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.,
судей областного суда Лавровой С.Е., Степина А.Б.,
при секретаре Бабушкиной Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области
на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу по заявлению Федорова С.С. к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель Федоров С.С, являясь кадастровым инженером обратился в Трусовский районный суд г. Астрахани с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета N от ДД.ММ.ГГГГ неправомерным и возложении обязанности осуществить учет изменений помещения. В обоснование поданного заявления указывая на то, что филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ принял решение о приостановке осуществления кадастрового учета N от ДД.ММ.ГГГГ. Решение принято ни основании того, что представленный технический план по форме и (либо) содержанию не соответствует требованиям подготовки технического плана, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ N 583 от 29.11.2010 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке". Причина указана в решении, что если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выдача проектной документации или технического паспорта предусмотрены действующим законодательством, то технический план должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании Декларации. Заявитель, являясь кадастровым инженером не согласился с принятым решением и просил его отменить, поскольку ссылка в решении на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации является недопустимой, поскольку Градостроительный кодекс РФ регулирует вопросы градостроительства и не регулирует порядок осуществления кадастровой деятельности. Заявитель полагает, что решение об использовании определенного документа в качестве основания для составления технического плана принимает непосредственно кадастровый инженер исходя из представленной заказчиком кадастровых работ всей документации, ее полноты сведений и актуальности в отношении объекта недвижимости. В связи с чем, просил суд признать решение о приостановлении осуществления кадастрового учета N от ДД.ММ.ГГГГ неправомерным, возложить обязанность на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области осуществить учет изменений помещения с кадастровым номером 30:12:030643:661, расположенного по адресу: "адрес", ком. N.
В судебном заседании Федоров С.С. заявление поддержал.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области Штельман В.А. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ заявление Федорова С.С. удовлетворено.
В апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права.
Заслушав докладчика, представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области Штельман В.А., поддержавшую доводы жалобы, заявителя Федорова С.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Трофимова О.Ю. обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N, в связи с уточнением изменения площади помещения. С заявлением были представлены документы: решение Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ, технический план помещения в форме электронного документа на диске от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области принял решение о приостановке осуществления кадастрового учета N, в связи с тем, что в соответствии в пунктом 11 Требований и части 8 статьи 41 Закона о кадастре, сведения о помещении, за исключением сведений о местоположении в пределах этажа здания, либо в пределах здания, либо в пределах соответствующей части здания, указывается на основании разрешения на ввод здания, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания, в котором расположено помещение, а так же изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта здания, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
Согласно статьям 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации на объекты недвижимости предусмотрены выдача разрешения на строительство, с последующей выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а так же проектная документация. Таким образом, в случае, если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выдача проектной документации или технического паспорта предусмотрены действующим законодательством, то технический план должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании Декларации.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично, либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Приказом Минэкономразвития РФ от 30 сентября 2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" утверждена форма заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости согласно приложению N 1.
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен частью 1 статьи 22 названного Закона, согласно пункту 3, которой при постановке на учет здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, учете его части или учете его изменений (кроме изменений, касающихся назначения здания или назначения помещения) с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен технический план соответствующего объекта недвижимости.
Требования к техническому плану содержатся в статье 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Приказом Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2010 года N 403 утверждены форма технического плана здания и требования к его подготовке.
Согласно пункту 11 Требований технический план оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного (образуемого) здания.
Следовательно, поскольку технический план в силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" входит в состав необходимых для кадастрового учета документов, заявитель должен представить его в орган кадастрового учета в качестве приложения к заявлению о постановке на кадастровый учет помещения - квартиры.
В соответствии с положениями части 3 статьи 44 Закона о кадастре кадастровые инженеры осуществляют в установленном Законом о кадастре порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года.
В соответствии с частями 1, 8 статьи 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер. Сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости.
Статьей 41 Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого объекта недвижимости. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
С 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются, согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, с 1 января 2013 года положения постановлений Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", от 10 сентября 2004 года N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", приказа Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 года N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" не применяются, аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства не осуществляется.
В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект реконструкции вводится в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта строительства, реконструкции в эксплуатацию является основанием для постановки его на государственный учет построенного либо внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (пункт 10 статьи 55 Кодекса).
Для осуществления кадастрового учета заявителем было представлено решение Советского районного суда г. Астрахани о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии от ДД.ММ.ГГГГ, а так же декларация на объект недвижимости.
В данном объекте недвижимости собственником была осуществлена перепланировка, которая не заменяет собой реконструкцию объекта недвижимости, поскольку по определению, содержащемуся в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция представляет собой изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Действующим законодательством определены документы, которыми может располагать собственник помещения, подтверждающие право владения помещением и определяющие порядок пользования данным помещением. Обязательное наличие проектно-сметной документации на здание в целом, технического паспорта здания, а так же разрешения на ввод здания в эксплуатацию у собственника помещения законодательством не закреплено. Кадастровый инженер не вправе требовать у заявителя документ, которым он располагать не может.
Собственником жилого помещения было заявлено кадастровому инженеру об отсутствии документов, указанных в ч.8 ст.41 ФЗ "Закона о кадастре" сведений о помещении, за исключением сведений о местоположении в пределах этажа здания, либо в пределах здания, либо в пределах соответствующей части здания, указывается на основании разрешения на ввод здания в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания, в котором расположено помещение, а так же изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта здания, в котором расположено помещение.
Поскольку данные документы заявителем Трофимовой О.Ю. представлены не могли быть, следовательно, в случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу, что требования Федорова С.С. являются обоснованными и подлежат удовлетворению, при этом, с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии технического плана на ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения, они по существу аналогичны приведенным в ходе судебного разбирательства доводам, которые учитывались и оценивались судом, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены обжалуемого судебного решения.
Таким образом, проверив судебное решение в пределах доводов жалоб, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.