Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Апокиной Е.В.,
при секретаре Денисовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2014 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе представителя ЗАО " ... " по доверенности А.П.М. на решение Климовского районного суда Брянской области от 05 декабря 2013 года по делу по иску Ш.Г.П. к ГКУ Отделу социальной защиты населения Климовского района, Закрытому акционерному обществу " ... " о восстановлении ей права на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС",
УСТАНОВИЛА:
Ш.Г.П. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 28.08.1989 года по 22.08.1997 года она проживала в пгт. Климово Брянской области, территория которого отнесена к зоне проживания с правом на отселение. С 22.08.1997 года по 14.12.2001 года, в связи с обучением, она проживала в п. Кокино Выгоничского района Брянской области. С 14.12.2001 года по настоящее время она зарегистрирована и проживает в пгт. Климово Брянской области; с 11.02.2013 года работает в ЗАО " ... " сеть Магнит, расположенном в пгт. Климово Брянской области, территория которого отнесена к зоне проживания с правом на отселение. За работу в данной организации в зоне с правом на отселение ей со 02.09.2013 года начисляют и выплачивают по 117 руб. 56 коп., дополнительный отпуск - 7 календарных дней. Ежемесячная денежная компенсация за проживание в зоне с правом на отселение с 16.12.2005 года ей назначается и выплачивается, как вновь прибывшей в зону проживания с правом на отселение в размере 47 руб. 03 коп. Считает, что поскольку с 28.08.1989 года по 22.08.1997 года она постоянно проживала в населенном пункте, отнесенном к зоне проживания с правом на отселение, поэтому приобрела в полном объеме право на льготы и компенсации, предусмотренные ст. 18 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1. С учетом уточненных исковых требований просила признать за ней право на льготы и компенсации, предусмотренные ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" в зависимости от времени проживания в полном объеме: ежемесячную денежную компенсацию за проживание в зоне с правом на отселение с 01.01.2013 года и за работу в зоне с правом на отселение со 02.09.2013 г., ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в зависимости от времени проживания - 14 календарных дней.
Представитель ГКУ Отдела социальной защиты населения Климовского района по доверенности Г.Т.Д. с иском не согласилась, поясняла, что истице все выплаты начисляются и выплачиваются в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС". Истица является вновь прибывшей в зону РЗ N 3, а поэтому выплаты по РЗ за проживание, работу и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск ей предоставляются не в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела представителя ЗАО " ... " представившего ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие и просившего отказать в удовлетворении требований Ш.Г.П. к ЗАО " ... " ввиду отсутствия нарушений прав истицы со стороны работодателя, и представителя УФК по Брянской области, просившего рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Решением Климовского районного суда Брянской области от 05 декабря 2013 года удовлетворены исковые требования Ш.Г.П. : за нею признано право на ежемесячную денежную компенсацию за проживание в зоне с правом на отселение, предусмотренную ст. 18 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы наЧАЭС", в полном объеме с 01.01.2013 года; право на ежемесячную денежную компенсацию работающим в зоне с правом на отселение и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне с правом на отселение, предусмотренные ст. 18 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в полном объеме со 02.09.2013 года. Постановлено: Обязать ГКУ ОСЗН Климовского района начислять и выплачивать Ш.Г.П., с 01.01.2013 года, ежемесячную денежную компенсацию за проживание в зоне с правом на отселение в размере 94 руб. 06 коп., с учетом последующей индексации, за счет средств федерального бюджета, до изменения законодательства; Обязать ГКУ ОСЗН Климовского района и ЗАО " ... " начислять и выплачивать Ш.Г.П. со 02.09.2013 года ежемесячную денежную компенсацию работающим в зоне с правом на отселение в размере 470 руб. 23 коп., с учетом последующей индексации, за счет средств федерального бюджета, до изменения законодательства, а так же представлять Ш.Г.П. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, как работающей в зоне с правом на отселение, в размере 14 календарных дней.
В апелляционной жалобе представитель ЗАО " ... " по доверенности А.П.М. просит решение суда изменить в части возложения обязанности на ЗАО " ... предоставить Ш.Г.П. дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 дней, исключив данное требование из резолютивной части решения, поскольку право Ш.Г.П. на предоставление дополнительного отпуска не было нарушено, с требованием к ЗАО " ... " о предоставлении ей дополнительного отпуска продолжительностью 7 или 14 дней она не обращалась, соответственно отказа не получала. При этом ЗАО " ... " не оспаривает её право на дополнительный отпуск на оздоровление в количестве 14 календарных дней.
Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., выслушав представителя ЗАО " ... " по доверенности А.П.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего отменить решение суда в обжалуемой части, отказав Ш.Г.П. в иске к ЗАО " ... ", проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
В соответствии с примечанием к разделу III названного Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года гражданам, переезжающим на постоянное место жительства из зоны с более высокой плотностью радиоактивного загрязнения в зону с меньшей плотностью радиоактивного загрязнения, выплаты дополнительных денежных компенсаций, пенсий, пособий, стипендий и оплата дополнительного оплачиваемого отпуска производятся с учетом общего времени проживания на загрязненной территории.
К вновь прибывшим в зону радиационного загрязнения Закон РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года относит граждан, которые прибыли в нее после 02.12.1995 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ш.Г.П. с 28.08.1989 года по 22.08.1997 года проживала в пгт. Климово Брянской области, территория которого отнесена к зоне проживания с правом на отселение. С 22.08.1997 года по 14.12.2001 года в связи с обучением она проживала в п. Кокино Выгоничского района Брянской области, территория которого не отнесена к зонам радиационного загрязнения. С 14.12.2001 года по настоящее время она зарегистрирована и проживает в пгт. Климово Брянской области, территория которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
С 11.02.2013 года она работает в ЗАО " ... " сеть Магнит, работа протекает в пгт. Климово Брянской области, территория которого отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
ГКУ ОСЗН Климовского района предоставляет истице компенсации и льготы, как вновь прибывшей в зону с правом на отселения после 02 декабря 1995 года, без сохранения ранее приобретенных ею льгот и компенсаций.
Удовлетворяя исковые требования Ш.Г.П., суд правомерно руководствовался ст.ст.3, 18 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС", принимая во внимание, что к вновь прибывшим в зону радиационного загрязнения указанный закон относит граждан, которые прибыли в нее после 02.12.1995 года, и пришел к выводу о незаконном ограничении права истицы на льготы и компенсации в полном объеме, которые она приобрела с учетом времени постоянного проживания в загрязненной зоне с 28.08.1989 года по 22.08.1997 года.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном толковании норм материального права.
Учитывая, что Ш.Г.П. в зоне отселения постоянно проживала с . 28.08.1989 года по 22.08.1997 года, продолжает проживать на территории радиационного загрязнения, она приобрела право на льготы и компенсации в полном объеме. Лишение ее приобретенных льгот не предусмотрено законом.
Довод апелляционной жалобы о том, что ЗАО " ... " не нарушало прав истицы, в связи с чем, на него необоснованно возложена обязанность по восстановлению таких прав, не могут служить основанием к отмене принятого судом решения, поскольку правоотношения истицы с ЗАО " ... " не являлись предметом спора по настоящему делу.
Судебным решением признано право Ш.Г.П. на предоставление дополнительных мер социальной поддержки, оказываемых также и работодателем (дополнительный отпуск).
В связи с чем, восстановление нарушенных органом социальной защиты населения прав истицы путем возложения обязанности по предоставлению таких мер, в том числе, и на работодателя не может ущемлять права ЗАО " ... ".
Напротив, в случае отказа судом в иске Ш.Г.П. к ЗАО " ... ", как лицу предоставляющему соответствующие меры социальной поддержки, позволит работодателю произвольно относится к признанию установленных судом прав истицы, что противоречит существу принятого судом решения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Климовского районного суда Брянской области от 05 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ЗАО " ... " по доверенности А.П.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Петракова
судьи областного суда О.Н.Денисюк
Е.В.Апокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.