Решение Магаданского областного суда от 16 июня 2014 г. по делу N 5-296/2014
Судья Магаданского областного суда Бобылев С.В.,
при секретаре Курышевой П.С.,
с участием: лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - Косянчука А.Ю.,
представителя отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области Зинченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Федеральной миграционной службы по Магаданской области Августовой Ж.В. на не вступившее в законную силу постановление судьи Магаданского городского суда от 30 мая 2014 года, вынесенное в отношении Косянчука А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Гражданин Украины Косянчук А.Ю., въехавший на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания (до 27 мая 2013 года).
Постановлением судьи Магаданского городского суда от 30 мая 2014 года Косянчук А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с постановлением судьи в части неприменения к Косянчуку А.Ю. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, начальник Федеральной миграционной службы по Магаданской области Августова Ж.В. подала на него жалобу.
В обоснование доводов жалобы указывает, что санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ не предусматривает назначение административного наказания без выдворения за пределы Российской Федерации.
Оснований, перечисленных в части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и предоставляющих Косянчуку А.Ю. возможность находится на территории Российской Федерации по делу не установлено.
Просит учесть, что Косянчук А.Ю. из-за отсутствия разрешительных документов не сможет устроиться на работу, в связи с чем, будет лишен средств к существованию. Ссылается, что вылететь в ближайшее посольство Украины в г. " ... " за получением документов подтверждающих его личность, Косянчук А.Ю. в связи с отсутствием денежных средств не сможет.
Также указывает, что Косянчук А.Ю. ранее привлекался к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Украины, что не исключает возможности совершения им преступлений на территории Российской Федерации.
Обращает внимание на то, что на территории Российской Федерации у Косянчука А.Ю. нет семьи. Его семья находиться на Украине.
Просит постановление судьи отменить, вынести новое которым назначить Косянчуку А.Ю. наказание в виде административного штрафа с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации и помещением в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан ОФМС России по Магаданской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Федеральной миграционной службы по Магаданской области Зинченко О.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения Косянчука А.Ю., полагавшего постановление судьи не подлежащим отмене, по доводам жалобы, оснований к отмене постановления судьи Магаданского городского суда не нахожу.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 5 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 указанного Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 5 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Как установлено судьей и следует из материалов дела об административном правонарушении, Косянчук А.Ю. является гражданином Украины.
Безвизовый режим въезда граждан Украины на территорию Российской Федерации установлен на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16.01.1997 г.) (ред. от 14.03.2007 г.).
Косянчук А.Ю. 14 ноября 2012 года прибыл на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, и был поставлен на миграционный учет до 27 мая 2013 года.
Сведений о том, что Косянчук А.Ю. после 27 мая 2013 года обращался в ОФМС России по Магаданской области или иной уполномоченный орган с заявлением о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации, не имеется.
Таким образом, Косянчук А.Ю. уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания - до 27 мая 2013 года, чем нарушил требования пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах ОФМС России по Магаданской области обоснованно составлен протокол об административном правонарушении в отношении Косянчука А.Ю.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, с указанием обстоятельств дела, состава правонарушения, статьи КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение.
При составлении протокола об административном правонарушении Косянчук А.Ю. в собственноручном объяснении указал на согласие с обстоятельствами, изложенными в протоколе.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30 мая 2014 года N ... , учетными сведениями ОФМС России по Магаданской области, которым при рассмотрении дела судьей в совокупности дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Деяние Косянчука А.Ю., выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определенного срока пребывания, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Признавая Косянчука А.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, судья исходил из того, что его вина в совершении правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.
К административной ответственности Косянчук А.Ю. привлечен в установленный законом срок.
Обстоятельств, влекущих в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ, прекращение производства по делу об административном правонарушении, не имеется.
Административное наказание в виде штрафа назначено Косянчуку А.Ю. в соответствии с законом, с учетом обстоятельств дела, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Штраф назначен в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Доводы, приведенные ОФМС России по Магаданской области в жалобе, правильности сделанных судьей Магаданского городского суда выводов не опровергают и не могут служить к отмене обжалуемого судебного постановления.
Так, утверждение ОФМС России по Магаданской области о том, что Косянчук А.Ю. подлежит выдворению за пределы Российской Федерации, отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьей 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
В связи с этим при рассмотрении дела об административном правонарушении могут учитываться как показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, так и свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и т.д.).
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания".
В ходе судебного заседания при рассмотрении настоящего дела судьей Магаданского городского суда Косянчук А.Ю. указывал на то, что на территории Украины идет гражданская война, в связи с чем, он опасается вернуться в государство, гражданином которого он является, так как переживает за свою жизнь.
Из материалов дела следует, что Косянчук А.Ю. до въезда в Российскую Федерацию проживал в " ... " области Украины.
На момент рассмотрения настоящего дела в суде, общеизвестным является факт вооруженного конфликта на территории " ... " и " ... " областей Украины.При таких обстоятельствах имеются серьезные основания полагать, что выдворение Косянчука А.Ю. в государство Украина (к месту его постоянного проживания), создаст угрозу его правам и свободам, может причинить реальный физический вред или глубокие физические или психические страдания.
С учетом сведений о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, назначение Косянчуку А.Ю. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 24.1 КоАП РФ и статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Магаданского городского суда от 30 мая 2014 года отмене не подлежит.
При привлечении Косянчука А.Ю. к административной ответственности, каких-либо существенных нарушений закона, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ явились бы основанием к отмене постановления, судьей не допущено. По изложенным выше мотивам доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Руководствуясь, ст. 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда
РЕШИЛ:
постановление судьи Магаданского городского суда от 30 мая 2014 года оставить без изменения, жалобу начальника Федеральной миграционной службы по Магаданской области Августовой Ж.В. - без удовлетворения.
Судья подпись
Копия верна:
Судья Магаданского обл. суда С.В. Бобылев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.