Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Михалёвой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга Х.Ф.Г. на решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении Африна Г.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга от 17 января 2014 года генеральный директор ЗАО " ---" Африн Г.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2014 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене решения судьи и оставлении без изменения постановления врио начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга от 17 января 2014 года.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ административным правонарушением является неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Африна Г.И. к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ явился протокол об административном правонарушении, согласно которому генеральный директор ЗАО " ---" Африн Г.И., являясь принимающей стороной, в нарушение требований п. 3 ст. 7, п.п. 2 п. 2 ст. 20, ст. 21 и ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", не исполнил обязанности в связи с осуществлением миграционного учета, а именно: не представил в отдел УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга в течение 7 дней надлежащим образом заполненный бланк уведомления о прибытии гражданина Республики **** З.К.С. в фактическое место пребывания: г. Оренбург, ул. ==.
Постановлением врио начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга от 17 января 2014 года генеральный директор ЗАО " ---" Африн Г.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ
При рассмотрении протеста прокурора Промышленного района г. Оренбурга об отмене постановления по делу об административном правонарушении в отношении Африна Г.И. судьей первой инстанции установлено, что сотрудниками отдела УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга на основании распоряжения врио начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга N * от 22 августа 2013 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законности пребывания иностранных граждан по адресу: г. Оренбург, ул. ==. Однако акт по результатам проведенной проверки не составлялся. С распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки, а также актом по результатам проведенной проверки законный представитель юридического лица ЗАО " ---" - Африн Г.И. не был ознакомлен, данных о направлении копии вышеуказанных документов в адрес законного представителя юридического лица, либо о вручении их последнему материалы дела не содержат.
В период с 07 октября 2013 года по 30 октября 2013 года сотрудниками отдела УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга на основании распоряжения начальника Управления УФМС России по Оренбургской области N ** от 04 октября 2013 года проведена внеплановая документарная проверка в целях принятия неотложных мер по устранению обнаруженных нарушений миграционного законодательства, выявленных по результатам проведенной внеплановой выездной проверки в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства от 22 августа 2013 года. С распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки, а также актом по результатам проведенной проверки законный представитель юридического лица ЗАО " ---" - Африн Г.И. не был ознакомлен, данных о направлении копии вышеуказанных документов в адрес законного представителя юридического лица, либо о вручении их последнему материалы дела не содержат.
Установив указанные обстоятельства, судья районного суда пришел к выводу о нарушении административным органом требований ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ), в том числе в виде непредставления акта проверки, что в силу п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ признается грубым нарушением, влекущим недействительность результатов проверки, и признал доказательства, полученные в ходе проверок 22 августа 2013 года и 30 ноября 2013 года, недопустимыми, по причине чего нашел протест прокурора подлежащим удовлетворению, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Кроме того, судьёй указано на нарушение должностным лицом п. 72 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использовании их труда, утвержденного приказом МВД России и ФМС России от 30 апреля 2009 года N 338/97 (далее - Административный регламент), выразившееся в отсутствии у врио начальника отдела УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга полномочий на издание распоряжения от 22 августа 2013 года N * о проведении внеплановой выездной проверки территории ЗАО " ---", а также на подписание протокола N *** от 06 ноября 2013 года.
Жалоба должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, о незаконности судебного решения не содержит доводов о наличии существенных нарушений процессуальных требований, и представляет собой переоценку выводов судьи. Доводы жалобы сводятся к тому, что нарушений требований Закона N 294-ФЗ в ходе проведения внеплановой документарной проверки допущено не было, поскольку проверка осуществлена в соответствии с требованиями Административного регламента. Заявитель полагает, что вина Африна Г.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, подтверждается достаточной совокупностью доказательств.
Между тем вывод судьи районного суда о нарушении должностным лицом требований Закона N 294-ФЗ, влекущих недействительность результатов проверки, является правильным. Оснований к отмене вынесенного судебного решения не имеется, при этом исхожу из следующего.
Из материалов дела следует, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении в отношении Африна Г.И. послужили результаты внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения начальника Управления ФМС России по Оренбургской области от 04 октября 2013 года N ** в отношении ЗАО " ---", расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. ==.
Указанная проверка проведена в период с 07 октября 2013 года по 30 октября 2013 года, что объективно подтверждается актом проверки N **, составленным должностным лицом ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга по её результатам.
Между тем порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Законом N 294-ФЗ. Порядок проведения документарной проверки закреплен в ст. 11 Закона N 294-ФЗ
Однако положения Закона N 294-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных п.п. 3 - 10 ст. 32 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ( далее - Закон N 115 - ФЗ ).
Статьей 32 Закона N 115-ФЗ не установлен иной порядок оформления результатов проверки, следовательно, в данном случае надлежало руководствоваться требованиями Закона N 294-ФЗ.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, что предусмотрено ст. 16 Закона N 294-ФЗ.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
В акте должны быть указаны сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица указанного журнала (п. 8 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Акт проверки N ** от 30 октября 2013 года сведений об ознакомлении либо о вручении копии акта со всеми приложениями руководителю ЗАО " ---" не содержит, отметки об отказе от ознакомления с актом проверки не имеет, данных о получении ЗАО " ---" акта проверки по почте в деле нет.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы должностным лицом не представлено доказательств, подтверждающих факты ознакомления законного представителя юридического лица ЗАО " ---" Африна Г.И. с актом проверки N ** от 30 октября 2013 года или его направления указанному лицу.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Пунктом 6 части 2 названной статьи Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок относится непредставление акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка.
Так как допущенные должностными лицами УФМС в ходе внеплановой документарной проверки ЗАО " ---" нарушения требований ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ относятся к грубым нарушениям, то результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований закона. Следовательно, составленный по результатам проверки акт N ** от 30 октября 2013 года, который послужил основанием для возбуждения производства по настоящему делу, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не может быть признан допустимым доказательством вины директора ЗАО " ---" в совершении административного правонарушения.
Указанное обстоятельство являлось самостоятельным основанием к отмене постановления.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Между тем, отменяя постановление должностного лица, судьей районного суда указано на наличие нарушений требований Закона N 294-ФЗ и Административного регламента при проведении проверки от 22 августа 2013 года. Однако судьей не учтено то обстоятельство, что внеплановая проверка, проводимая на основании распоряжения врио начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга N * от 22 августа 2013 года была проведена не в отношении юридического лица, а в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, что не требует соблюдение требований Закона N 294 -ФЗ. При таких обстоятельствах выводы судьи в этой части нельзя признать верными.
Принимая во внимание отсутствие по настоящему делу фундаментальных нарушений процессуальных требований, влекущих по своим правовым последствиям отмену судебного решения, нахожу решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении Африна Г.И. подлежащим оставлению без изменения, а жалобу начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга Х.Ф.Г. без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении Африна Г.И. оставить без изменения, жалобу начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга Х.Ф.Г. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.