судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прудентовой Е.В.
судей Фроловой Т.А., Потеминой Е.В.,
при секретаре Ершовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе и дополнению к апелляционной жалобе Министерства финансов Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 26 cентября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Жукова Д.Г., Ломовцевой О.В., Ельнова П.С. к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Жукова Д.Г. задолженность за ДД.ММ.ГГГГ на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - "данные изъяты" рублей и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере - "данные изъяты" рублей, а всего "данные изъяты" рублей.
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Ломовцевой О.В. задолженность за ДД.ММ.ГГГГ. на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - "данные изъяты" рублей и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере - "данные изъяты" рублей, а всего - "данные изъяты" рублей.
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Ельнова П.С. задолженность за ДД.ММ.ГГГГ. на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - "данные изъяты" рублей и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере - "данные изъяты" рубля, а всего - "данные изъяты" рублей.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском, указывая, что ФИО1 на основании Распоряжения Главы администрации Малосердобинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N являлся опекуном - Жукова Д.Г.; выплата денежного пособия на несовершеннолетнего - Жукова Д.Г. была назначена с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Главы администрации Малосердобинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N его опекуном назначена - ФИО5, а с ДД.ММ.ГГГГ его опекуном назначена - ФИО6 (распоряжение Главы администрации Малосердобинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N). Выплата денежных средств на содержание Жукова Д.Г. была прекращена на основании распоряжения главы администрации Малосердобинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N - с ДД.ММ.ГГГГ.
Ломовцева О.В. в иске указывает, что ФИО7 являлась ее опекуном на основании Распоряжения Главы администрации Малосердобинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N; выплата денежного пособия на нее несовершеннолетнюю (Ломовцеву О.В.) была назначена - с ДД.ММ.ГГГГ.
Ельнов П.С. в иске указывает, что ФИО6 являлась его опекуном на основании Распоряжения Главы администрации Малосердобинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N; выплата денежного пособия на его (Ельнова П.С.) содержание назначена - с ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы просят учесть, что выплата денежных средств их опекунам (попечителям) в ДД.ММ.ГГГГ производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе (Пензенской области).
На опекаемого Жукова Д.Г. было выплачено ежемесячное пособие: в ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" рублей; в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей; в ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" рублей; в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей; в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей; в ДД.ММ.ГГГГ г. - "данные изъяты" рублей.
На опекаемого Ломовцеву О.В. было выплачено ежемесячное пособие: в ДД.ММ.ГГГГ. - "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей.
На опекаемого Ельнова П.С. было выплачено ежемесячное пособие: в ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" рублей; в ДД.ММ.ГГГГ- "данные изъяты" рублей; в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей; в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей; в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей; в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей; в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей.
По мнению истцов расчет опекунского пособия должен был производиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем, Жуков Д.Г. просил взыскать с Министерства финансов Пензенской области в его пользу задолженность по выплате опекунского пособия с учетом индексации в размере "данные изъяты" рублей; Ломовцева О.В. просила взыскать с Министерства финансов Пензенской области в ее пользу задолженность по выплате опекунского пособия с учетом индексации в размере "данные изъяты" рублей; Ельнов П.С. просил взыскать с Министерства финансов Пензенской области в его пользу задолженность по выплате опекунского пособия с учетом индексации в размере "данные изъяты" рублей.
Истец Жуков Д.Г. в судебном заседании уточнил исковые требования, просил суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области в его пользу задолженность по выплате опекунского пособия с учетом индексации в общей сумме - "данные изъяты" рублей
Ленинский районный суд г. Пензы области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Пензенской области просит решение отменить, принять новое решение, которым в иске отказать, указывая, что выплата задолженности по опекунским пособиям должна быть произведена за счет средств местного бюджета. Необоснован вывод суда о том, что выплатысумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно - массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны производиться из средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность финансирования выплат ежемесячного пособия опекунам была возложена на органы опеки и попечительства, до 1 января 2005 года меры социальной поддержки детей, находящихся под опекой и попечительством, предоставлялись за счет местных бюджетов и не являлись расходными обязательствами субъекта РФ, администрация местного самоуправления осуществляла выплату опекунских пособий в пределах установленных ассигнований. Необоснованна ссылка суда на ст. 85 БК РФ о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации получают соответствующие отчисления из федерального бюджета, в связи с этим обязаны обеспечить выплату опекунских пособий в размере, определенном Постановлением N 409. Решение об установлении минимального норматива при выплате опекунского пособия было принято органами местного самоуправления Каменского района Пензенской области. Министерство же таких решений не принимало и не может нести ответственности за решения органов местного самоуправления. Выделенные Пензенской области в спорный период средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ расходов на выплату опекунских пособий не покрывали. Поскольку пособия на всех детей, находящихся под опекой, выплачивались в размерах, установленных актами органов исполнительной власти и местного самоуправления и определялись с учетом ассигнований, предусмотренных в бюджете, поэтому выплачиваемых денежных средств не может быть больше, чем заложено на эти цели в бюджете. В действиях Министерства отсутствует вина по невыплате истицам опекунского пособия в требуемом размере. Взыскание денежных средств в пользу истцов повлечет за собой неравное положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что противоречит ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В дополнении к апелляционной жалобе указывает, что расчеты представителя истцов о взыскании с Министерства задолженности и индексации по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, переданного под опеку (попечительство), необоснованны ... В расчетах индексации представитель истца применяет коэффициенты региональных индексов потребительских цен, публикуемые Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, а так же неправомерно индексирует каждый год задолженности по индексам текущего года. Для расчета индексации должна быть применена статья 318 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установленызаконом или договором. Из статьи 318 Кодекса следует прямая ссылка на индекс инфляции, утвержденный законом о федеральном бюджете на каждый год. Данная норма выступает гарантией защиты не только имущественных интересов заявителя от инфляционных процессов в государстве, но и гарантией защиты имущественных прав субъекта Российской Федерации.
Представитель истцов при расчете индексации за спорный период применяет коэффициент индексации за текущий год, так как он выше по размеру, чем коэффициент последующего года.
Министерство по вопросу применения коэффициента индексации за текущий, либо последующий период при расчете первого и последующих лет задолженности поясняет следующее.
Федеральным законом о федеральном бюджете на каждый год утверждается федеральный бюджет исходя из уровня инфляции (потребительских цен) на текущий год и плановый период (последующие годы). Поскольку в законах о бюджете уровень инфляции устанавливается декабрь последующего года к декабрю предыдущего года, при индексировании задолженности первого и последующих лет следует применять коэффициент инфляции за последующий год.
Таким образом, сумму задолженности за каждый год следует однократно умножить на коэффициент инфляции, определенный законодателем на первое января последующего года.
Кроме того, представителем истца не был предоставлен алгоритм расчетов непродовольственных и продовольственных товаров.
Представитель истца оспаривает период невыплат денежных средств на содержание подопечных с ДД.ММ.ГГГГ года.
В 2004 году денежные средства выплачивались в размерах установленных Постановлением Правительства Пензенской области от 1.06.2004 N 282-пП "О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)". С 01.07.2004 по 31.12.2004 год детям в возрасте до 6 лет - не менее1810 рублей, с 6 до 18 лет - не менее 2429 рублей;
Таким образом, Ломовцевой О.В. были выплачены денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ году - "данные изъяты" рублей, вместо "данные изъяты" рублей. Ельнову П.С. были выплачены денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ году - "данные изъяты" рублей, вместо "данные изъяты" рублей, указанных в расчете.
Расчет представителя истца нельзя считать верным.
Просит учесть расчет задолженности и индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ года, произведенный представителем Министерства финансов Пензенской области с помощью программного продукта web-утилиты "Расчет денежной компенсации на содержание детей сирот", разработанный ОАО "Оператор электронного правительства". Программный продукт (далее - программа) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Программа рассчитывает задолженность на основании норм обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных указанным выше постановлением, размеров средних потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары по Пензенской области, предоставленных Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, индексов потребительских цен, предоставленных Министерством экономики Пензенской области.
Для корректного расчета размера денежной компенсации (с ДД.ММ.ГГГГ) в программу введены справочники продовольственной продукции, непродовольственных товаров, цен на продовольственные и непродовольственные товары по месяцам, коэффициентов индексации.
Программа производит расчет и определяет первый месяц и первый год подсчета - 1992 или дату начала выплаты пособия опекуну, определяет год завершения подсчета - 2004 или год достижения воспитанником совершеннолетия. По всем месяцам расчета вычисляются затраты на продовольственные товары. Программа считает общую сумму выплат за месяц как сумму продовольственных и непродовольственных затрат, а также затрат на культурно-массовую работу - 4% от суммы продовольственных и непродовольственных затрат. По всем месяцам расчета вычисляются затраты на продовольственные товары. Норма на каждую категорию товара умножается на количество дней в расчетном месяце, умножается на стоимость товара и делится на тысячу, так как нормы потребления указаны в граммах, а стоимость одного продукта за килограмм. Полученные результаты по всем категориям продовольственных товаров суммируются. При расчете необходимо учитывать возраст ребенка в данном месяце и брать норму потребления из нужной категории: от 0 до 3, от 3 до 6, и от 6 до 18 лет. При расчете затрат на непродовольственные товары кроме возраста ребенка, нормы потребления учитывается пол ребенка и срок носки товара. В случае перехода в данном месяце воспитанника из одной категории в другую программа считает норму по предыдущей категории. По всем месяцам расчета вычисляются затраты на непродовольственные товары. Норма на каждую категорию непродовольственного товара умножается на среднюю цену товара за указанный месяц и делится на срок носки в месяцах. Вычисляется общая сумма выплат за месяц как сумма продовольственных, непродовольственных затрат, а также затрат на культурно-массовую работу. Общая сумма задолженности за год рассчитывается как разность общей суммы затрат за год и размера фактически выплаченного пособия.
Индексация задолженности происходит по формуле:
Z`n = Zn + Z`n-1 * kn,
где:
Z`n-размер индексированной задолженности за год n;
Zn-размер неиндексированной задолженности за год n;
Z`n-1- размер индексированной задолженности за год n-1;
kn -коэффициент индексации за год n.
При индексации задолженности, начиная со следующего года, задолженность за каждый год суммируется с произведением индексированной задолженности за предыдущий год, умноженной на коэффициент индексации. Результат является индексированной задолженностью за текущий год.
Согласно расчетам Министерства финансов Пензенской области общий размер задолженности с учетом индексации составит:
у Жукова Д.Г. - "данные изъяты" руб. (в том числе задолженность - "данные изъяты" руб. и индексация задолженности - "данные изъяты" руб.),
у Ломовцевой О.В. - "данные изъяты" руб. (в том числе задолженность - "данные изъяты" руб. и индексация задолженности - "данные изъяты" руб.),
у Ельнова П.С. - "данные изъяты" руб. (в том числе задолженность - "данные изъяты" руб. и индексация задолженности - "данные изъяты" руб.),
Просит решение Ленинского районного суда г. Пензы от 26.09.2013 N 2-3577/13 отменить и принять новое решение по делу. При принятии судебного акта за основу принять расчет задолженности и индексации, представленный Министерством финансов Пензенской области.
В апелляционной жалобе Министерства образования Пензенской области изложены доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Министерства финансов Пензенской области, указывается на некорректность расчета и неверных исходных данных, на основании которых произведен расчет.
Представитель Министерства финансов Пензенской области, представитель Министерства образования Пензенской области поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель истцов Коробко Е. не согласна с апелляционными жалобами и расчетом ответчика, представила письменные возражения.
В заседании суда апелляционной инстанции истцы, представители Управления федерального казначейства по Пензенской области, Управления образования Малосердобинского района Пензенской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской областине явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела. С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что согласно Распоряжению администрации Малосердобинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N в связи со смертью ФИО1, ФИО5 назначена опекуном над Жуковым Д.Г. с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Распоряжением Территориального органа государственного управления Правительства Пензенской области администрации Малосердобинского района от 20.11.2001 N 287 "О назначении попечителя над несовершеннолетним" ФИО6 назначена опекуном Жукова Д.Г. с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Территориального органа государственного управления Правительства Пензенской области администрации Малосердобинского района от ДД.ММ.ГГГГ N были прекращены выплаты денежных средств попечителю ФИО6 на содержание подопечного Жукова Д.Г. с ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением его совершеннолетия.
Согласно справке отдела образования Малосердобинской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N опекуну на Жукова Д.Г. - бабушке (по линии отца) - ФИО5 на содержание подопечного выплачивались денежные средства в размере "данные изъяты" рублей.
В соответствии со справкой управления образования Малосердобинского района от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ год являлась опекуном Жукова Д.Г. и ей выплачивалось пособие на его содержание - "данные изъяты" рублей в месяц.
Суд первой инстанции, взыскивая суммы задолженности и индексации, руководствовался расчетом истцов и применял индексы потребительских цен. Выводы суда о размере задолженности и индексации опровергаются расчетом ответчика, выполненного с помощью программного продукта, содержащего точные исходные данные и правильные математические приемы. Истцы и представитель истцов ходатайство о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы не заявлял.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционных жалоб о неправильном применении норм материального права обоснованны. В расчетах индексации представитель истца применяет коэффициенты региональных индексов потребительских цен, публикуемые Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, а так же неправомерно индексирует каждый год задолженности по индексам текущего года.
Для расчета индексации должна быть применена статья 318 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установленызаконом или договором. Из статьи 318 Кодекса следует прямая ссылка на индекс инфляции, утвержденный законом о федеральном бюджете на каждый год. Данная норма выступает гарантией защиты не только имущественных интересов заявителя от инфляционных процессов в государстве, но и гарантией защиты имущественных прав субъекта Российской Федерации.
Посколькуиндекс инфляции на территории Российской Федерации один раз в год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете, то на основании статьи 318 ГК РФ сумма задолженности за текущий гододнократно должна умножаться на коэффициент инфляции, определенный законодателем на первое января последующего года.
В соответствии с данными сайта Федеральной службы государственной статистики уровень инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации:
в 1992 году составил - 2608,8 %, в 1993 году составил - 939,9 %, в 1994 году - 315,1 %, в 1995 году - 231,3 %, в 1996 году - 121,8 %, в 1997 году -111,0 %.
В Федеральных законах о федеральном бюджете уровень инфляции (потребительских цен) определяется в следующих размерах:
В 1998 году - 5,7 % (105,7 %) - Федеральный закон от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год";
в 1999 году - 30,0 % (130,0 %) - Федеральный закон от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год";
в 2000 году - 18,0 % (118,0 %) - Федеральный закон от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год";
в 2001 году - 12,0 % (112,0 %) - Федеральный закон от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год";
в 2002 году - 12,0 % (112,0 %) - Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год";
в 2003 году - 12,0 % (112,0 %) - Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год";
в 2004 году - 10,0 % (110,0 %) - Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год";
в 2005 году - 11,0 % (111,0 %) - Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год";
в 2006 году - 9,0 % (109,0 %) - Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год";
в 2007 году - 8,0 % (108,0 %) - Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год";
в 2008 году - 10,5 % (110,5 %) - Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
в 2009 году - 13,0 % (113,0 %) - Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов";
в 2010 году - 8,0 % (108,0 %) - Федеральный закон от 2.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов";
в 2011 году - 6,5 % (106,5 %) - Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
в 2012 году - 6,0 % (106,0 %) - Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов";
в 2013 году - 5,5 % (105,5 %) - Федеральный закон от 3.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Представитель истцов при расчете индексации за спорный период применяет коэффициент индексации за текущий год, так как он выше по размеру, чем коэффициент последующего года. Данный расчет является неверным.
Федеральным законом о федеральном бюджете на каждый год утверждается федеральный бюджет исходя из уровня инфляции (потребительских цен) на текущий год и плановый период (последующие годы). Поскольку в законах о бюджете уровень инфляции устанавливается декабрь последующего года к декабрю предыдущего года, при индексировании задолженности первого и последующих лет следует применять коэффициент инфляции за последующий год.
Таким образом, сумму задолженности за каждый год следует однократно умножить на коэффициент инфляции, определенный законодателем на первое января последующего года.
Кроме того, представителем истца не был предоставлен алгоритм расчетов непродовольственных и продовольственных товаров.
Представитель истца оспаривает период невыплат денежных средств на содержание подопечных с ДД.ММ.ГГГГ года.
В 2004 году денежные средства выплачивались в размерах, установленных Постановлением Правительства Пензенской области от 1.06.2004 N 282-пП "О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)". С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год детям в возрасте до 6 лет - не менее1810 рублей, с 6 до 18 лет - не менее 2429 рублей;
Таким образом, Ломовцевой О.В. были выплачены денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ году - "данные изъяты" рублей, вместо "данные изъяты" рублей. Ельнову П.С. были выплачены денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ году - "данные изъяты" рублей, вместо "данные изъяты" рублей, указанных в расчете.
Таким образом, расчет представителя истца нельзя считать верным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, суммы задолженности и индексации следует взыскать в соответствии с расчетом задолженности и индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ года, произведенный представителем Министерства финансов Пензенской области с помощью программного продукта web-утилиты "Расчет денежной компенсации на содержание детей сирот", разработанный ОАО "Оператор электронного правительства". Программный продукт разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Программа рассчитывает задолженность на основании норм обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных указанным выше постановлением, размеров средних потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары по Пензенской области, предоставленных Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, индексов потребительских цен, предоставленных Министерством экономики Пензенской области.
Для корректного расчета размера денежной компенсации (с ДД.ММ.ГГГГ) в программу введены справочники продовольственной продукции, непродовольственных товаров, цен на продовольственные и непродовольственные товары по месяцам, коэффициентов индексации.
Программа производит расчет и определяет первый месяц и первый год подсчета - 1992 или дату начала выплаты пособия опекуну, определяет год завершения подсчета - 2004 или год достижения воспитанником совершеннолетия. По всем месяцам расчета вычисляются затраты на продовольственные товары. Программа считает общую сумму выплат за месяц как сумму продовольственных и непродовольственных затрат, а также затрат на культурно-массовую работу - 4% от суммы продовольственных и непродовольственных затрат. По всем месяцам расчета вычисляются затраты на продовольственные товары. Норма на каждую категорию товара умножается на количество дней в расчетном месяце, умножается на стоимость товара и делится на тысячу, так как нормы потребления указаны в граммах, а стоимость одного продукта за килограмм. Полученные результаты по всем категориям продовольственных товаров суммируются. При расчете необходимо учитывать возраст ребенка в данном месяце и брать норму потребления из нужной категории: от 0 до 3, от 3 до 6, и от 6 до 18 лет. При расчете затрат на непродовольственные товары кроме возраста ребенка, нормы потребления учитывается пол ребенка и срок носки товара. В случае перехода в данном месяце воспитанника из одной категории в другую программа считает норму по предыдущей категории. По всем месяцам расчета вычисляются затраты на непродовольственные товары. Норма на каждую категорию непродовольственного товара умножается на среднюю цену товара за указанный месяц и делится на срок носки в месяцах. Вычисляется общая сумма выплат за месяц как сумма продовольственных, непродовольственных затрат, а также затрат на культурно-массовую работу. Общая сумма задолженности за год рассчитывается как разность общей суммы затрат за год и размера фактически выплаченного пособия.
Индексация задолженности происходит по формуле:
Z`n = Zn + Z`n-1 * kn,
где:
Z`n-размер индексированной задолженности за год n;
Zn-размер неиндексированной задолженности за год n;
Z`n-1- размер индексированной задолженности за год n-1;
kn -коэффициент индексации за год n.
При индексации задолженности, начиная со следующего года, задолженность за каждый год суммируется с произведением индексированной задолженности за предыдущий год, умноженной на коэффициент индексации. Результат является индексированной задолженностью за текущий год.
Согласно расчетам Министерства финансов Пензенской области общий размер задолженности с учетом индексации составит:
у Жукова Д.Г. - "данные изъяты" руб. (в том числе задолженность - "данные изъяты" руб. и индексация задолженности - "данные изъяты" руб.),
у Ломовцевой О.В. - "данные изъяты" руб. (в том числе задолженность - "данные изъяты" руб. и индексация задолженности - "данные изъяты" руб.),
у Ельнова П.С. - "данные изъяты" руб. (в том числе задолженность - "данные изъяты" руб. и индексация задолженности - "данные изъяты" руб.),
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом, то есть, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " (далее - Закон) устанавливаются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 4 Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно статье 5 Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального законаот 24.08.2004 N 122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 N 199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.
В силу статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции РФ, пункту 4 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 409, которым установлены натуральные нормативы, исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.
Так же верным является вывод, что финансовый орган субъекта Российской Федерации Пензенской области Министерство финансов Пензенской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия за 1996 - 2003 годы.
Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N398 "О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.10.1995 по 01.12.1996 детям в возрасте до 6 лет - 170 руб., от 6 до 18 лет - 200 руб.
В период с 01.12.1996 по 01.03.2000 размер пособия устанавливался решениями органов местного самоуправления муниципальных образований.
С 01.03.2000 по 31.12.2004 решениями органов местного самоуправления муниципальных образований могли быть установлены иные размеры денежных средств, но не менее размеров установленных постановлениями Правительства Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 11.02.2000 года N60-пП "О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" пособие установлено в следующих размерах за период с 01.03.2000 по 01.01.2003 года не менее 600 рублей.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.01.2003 года N 11-пП "О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" пособие установлено в следующих размерах за период с 01.01.2003 по 01.01.2004 года детям в возрасте до 6 лет в размере не менее 800 рублей, с 6 до 18 лет - не менее 1000 руб.
Постановлением Правительства Пензенской области от 27.11.2003 года N 541-пП "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Пензенской области от 10.01.2003 N11-пП" пособие установлено в следующих размерах за период с 01.01.2004 по 01.07.2004 года детям в возрасте до 6 лет в размере не менее 1100 рублей, с 6 до 18 лет - не менее 1300 руб.
Согласно норм питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 года, сумма расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.
Истцы имели право на получение ежемесячных денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходов на культурно - массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг.
Установлено, что ввиду несвоевременной выплаты, опекунские пособия потеряли покупательскую способность, подлежащие взысканию денежные средства должны быть проиндексированы.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. 1071 ГК РФ, требования истцов подлежат удовлетворению в части, следует взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Жукова Д.Г. задолженность за ДД.ММ.ГГГГ г.г. на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - 99 763,61 руб. и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере - "данные изъяты" руб., а всего "данные изъяты" руб.; взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Ломовцевой О.В. задолженность за ДД.ММ.ГГГГ на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - "данные изъяты" руб. и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств в размере - "данные изъяты" руб., а всего - "данные изъяты" руб.; взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Ельнова П.С. задолженность за ДД.ММ.ГГГГ на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - ДД.ММ.ГГГГ руб. и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере - ДД.ММ.ГГГГ руб., а всего - ДД.ММ.ГГГГ руб.
Суд не может принять во внимание доводы апелляционных жалоб о том, что Постановление Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 не устанавливало чью-либо обязанность выплачивать опекунские пособия, не устанавливало размер пособия и не определяло источник выплаты пособий, поскольку исходя из анализа вышеприведенных правовых актов в их взаимосвязи следует, что органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате, тем самым и определили размер выплат, которые необходимо было осуществлять органам местного самоуправления, при выделении последним необходимых денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
Довод апелляционных жалоб о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование вопросов социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в связи с чем были изданы соответствующие постановления о размерах денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) с учетом финансовых возможностей области и указанные постановления не отменены, так же не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Довод апелляционных жалоб о том, что выделенные Пензенской области средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ расходов на выплату опекунских пособий не покрывали, не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. Недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на получение опекунского пособия в размерах, установленном вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, не является основанием отказа в иске.
Доводы апелляционных жалоб о том, что правовыми актами прямо не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных законом ежемесячных пособий на содержание детей; выплата задолженности по опекунским пособиям за спорный период должна быть произведена за счет средств местного бюджета, при этом надлежащим ответчиком по делу должно быть Управление образования Каменского района Пензенской области, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и обоснованно, по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм права, а именно норм ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ФЗ РФ от 28.08.1995 N 154-ФЗ, постановления Правительства РФ от 20.06.1992 N 409, принятых Министерством образования РФ ведомственных подзаконных актов, регулирующих порядок выплат опекунских пособий.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N 409, установившем натуральные нормативы, исходя из которых в каждом регионе должен определяться размер опекунского пособия.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год",фактически была обеспечена передача на уровень субъектов Российской Федерации, в том числе Пензенской области, дополнительных финансовых средств на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий. Получив соответствующие отчисления из федерального бюджета, органы государственной власти Пензенской области обязаны были обеспечить выплату опекунских пособий в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 409, что в вышеназванный период сделано не было, выплата опекунских пособий осуществлялась только за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Как правильно отметил суд в обжалуемом решении, недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на получение спорных сумм в размерах, установленном вышеуказанным постановлением Правительства РФ, не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии вины Министерства финансов Пензенской области по невыплате истице опекунского пособия в требуемом размере судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом споре Министерство финансов Пензенской области, как главный распорядитель бюджетных средств, выступает от имени публично-правового образования, при этом сумма задолженности по опекунскому пособию и индексация взыскана судом за счет средств казны субъекта, а не за счет денежных средств Министерства финансов Пензенской области.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что взыскание денежныхсредств в пользу истцов повлечет за собой неравное положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что противоречит ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и поставит истцов в неравное положение с другими аналогичными с ними получателями мер социальной поддержки, во внимание приняты быть не могут, поскольку юридически значимыми не являются.
Возражения истцов не могут быть приняты во внимание, так как являются необоснованными, ходатайство о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы не заявили, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ относимых и допустимых доказательств в обоснование расчета не представили.
Руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 26 сентября 2013 года - изменить в части взыскания размера задолженности и индексации.
Исковые требования Жукова Д.Г., Ломовцевой О.В., Ельнова П.С. к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Жукова Д.Г. задолженность за ДД.ММ.ГГГГ на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - "данные изъяты" руб. и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере - "данные изъяты" руб., а всего "данные изъяты" руб.
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Ломовцевой О.В. задолженность за ДД.ММ.ГГГГ. на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - "данные изъяты" руб. и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств в размере - "данные изъяты" руб., а всего - "данные изъяты" руб.
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Ельнова П.С. задолженность за ДД.ММ.ГГГГ. на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - "данные изъяты" руб. и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере - "данные изъяты" руб., а всего - "данные изъяты" руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционные жалобы Министерства финансов Пензенской области и Министерства образования Пензенской области - удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.