Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Поляниной О.А.,
при секретаре Королевой А.А.,
с участием прокурора Плетнева Б.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Самойловского района Саратовской области, действующего в интересах Даниленко В.И. к Государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Самойловского района" и Министерству социального развития Саратовской области об обязании обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение по апелляционной жалобе Министерства социального развития Саратовской области на решение Калининского районного суда Саратовской области от 04 марта 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя Министерства социального развития Саратовской области Леоновой Н.В. поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Плетнева Б.Б., полагавшего решение правильным, рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Самойловского района Саратовской области обратился в суд с иском в интересах Даниленко В.И. к Государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Самойловского района" (далее - ГАУ СО "ЦСЗН Самойловского района") и Министерству социального развития Саратовской области (далее - Минсоцразвития) об обязании обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение. В обоснование заявления указал, что Даниленко В.И. является инвалидом. При этом 29.04.2013 г. ему была выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение. 29.04.2013 г. Даниленко В.И. обратился с заявлением в ГУ "Управления социальной поддержки населения Самойловского района" (далее - УСПН) о получении путевки на санаторно-курортное лечение. На момент обращения прокурора с данным иском путевка Даниленко В.И. не была предоставлена.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Минсоцразвития ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на то, что непредставление Даниленко В.И. санаторно-курортной путевки в 2013 г. вызвано объективными причинами, а именно недостаточностью финансирования из федерального бюджета на приобретение путевок. Даниленко В.И. подал заявление на получение санаторно-курортной путевки ГАУ СО "ЦСЗН Самойловского района" 29.04.2013 г., то есть по своей сути Даниленко В.И. должен быть обеспечен санаторно-курортной путевкой в 2014 г. Так как все заявки ГАУ СО "ЦСЗН Самойловского района" были направлены в Министерство до 01.12.2012 г., о том, что 29.04.2013 г. Даниленко В.И. обратится с заявлением на санаторно-курортное лечение ГАУ СО "ЦСЗН Самойловского района" знать не могло, а соответственно в заявке 2013 г. данный гражданин не был учтен. Направляя сведения о количестве нуждающихся в Департамент организации социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2012 г. Министерство тоже не могло учесть данного гражданина, т.к. не знало, что 29.04.2013 г. он обратился с заявлением в ГАУ СО "ЦСЗН Самойловского района". За Даниленко В.И. на период 2014 г. сохранилось право на получение санаторно-курортного лечения. Таким образом, у Калининского районного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований.
При вынесении решения Калининским районным судом Саратовской области не было учтено того факта, что справка предоставленная Даниленко В.И. в УСПН утратила срок действия, по состоянию на 04.03.2014 г., и не известен факт имеются ли у Даниленко В.И. противопоказания к санаторно-курортному лечению, нуждается ли он в санаторно-курортном лечении.
По мнению представителя ответчика, действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. С учетом равных прав граждан-получателей набора социальных услуг санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. Ответчик полагает, что с учетом обращения Даниленко В.И. с заявлением 29.04.2013 г., санаторно-курортная путевка подлежит предоставлению в 2014 г. Кроме того, судом не принято во внимание и не отражено в решении, что основным распорядителем денежных средств является Российская Федерация в лице Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с чем, суду необходимо было привлечь данный орган к участию в деле в качестве соответчика, также как и Минфин РФ в лице УФК по Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний " путевок " на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно ст. 6.3 Закона, учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в ст. 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в
санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской (п. 3.1).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в
лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 года N 256 (п. 3.6).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п. 3.9).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г.
N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Саратовской области о передаче правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях реализации указанного соглашения постановлением правительства Саратовской области от 28.01.2010 г. N 29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 9 названных Правил, учреждения социальной поддержки населения обобщают и направляют в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление " путевок " направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.
Как следует из материалов дела, было установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Даниленко В.И. является инвалидом второй группы.
29.04.2013 г. Даниленко В.И. выдана справка для получения путевки по форме N, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 г. N 256, подтверждающая наличие у него медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения (л.д. 9). Срок действия справки составляет шесть месяцев.
29.04.2013 г. Даниленко В.И. обратился к директору УСПН с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. 8).
Однако до рассмотрения спора судом первой инстанции Даниленко В.И. не был обеспечен санаторно-курортной путевкой.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приведенными выше положениями закона установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, Даниленко В.И., являющемуся инвалидом и нуждающемуся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета. При этом, учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Кроме того, по общему правилу, сформулированному в статье
6.3 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ
"О государственной социальной помощи" и принятому в соответствии с данной статьей Порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г., периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Положения п. 9 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных постановлением правительства Саратовской области от 28.01.2010 г. N 29-П, указанным требованиям закона не противоречат, поскольку предусматривают обязанность учреждений социальной поддержки населения по ежеквартальному направлению заявок граждан на предоставление путевок в министерство социального развития области.
Учитывая, что Даниленко В.И. приобрел право на получение социальной услуги в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, своевременно - 29.04.2013 г. обратился в УСПН с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении именно в 2013 г., судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данная социальная услуга должна была быть предоставлена Даниленко В.И.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на ГАУ СО "ЦСЗН Самойловского района" и на Минсоцразвития обязанность обеспечить Даниленко В.И. санаторно-курортной путевкой по его обращению от 29.04.2013 г.
То обстоятельство, что к участию в деле в качестве соответчика не были привлечены Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Минфин Российской Федерации в лице УФК по Саратовской области, не является нарушением норм процессуального права, поскольку полномочия Российской Федерации в части предоставления мер социальной защиты инвалидам и по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение переданы правительству Саратовской области, следовательно, разрешенные судом первой инстанции вопросы, не затрагивают права и обязанности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Минфин Российской Федерации в лице УФК по Саратовской области.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями
ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Саратовской области от 04 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.