Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Поляниной О.А.,
при секретаре Королёвой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Коростиной Т.А. к военному комиссариату Саратовской области, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова о признании права на вторую пенсию, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова (далее - УПФ) на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 24 февраля 2014 года, которым постановлено:
признать за Коростиной Т.А. право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны Российской Федерации и трудовой пенсии по старости по линии Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.10.2012 года.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения представителя УПФ - Халяпиной Т.П. (доверенность от 09.01.2014 г.), поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коростина Т.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что является вдовой пенсионера Министерства обороны РФ подполковника в отставке К.., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - ЧАЭС), признанного при жизни инвалидом "данные изъяты" группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с катастрофой на ЧАЭС и умершего "дата" года.
На момент смерти мужа она, "дата" года рождения, являлась получателем трудовой пенсии по старости согласно пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в УПФ. С 01.10.2012 г. военным комиссариатом Саратовской области ей назначена пенсия по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ, а 24.09.2012 г. выдана справка УПФ о прекращении ей выплаты трудовой пенсии по старости с 01.10.2012 г. Полагая, что имеет право на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны Российской Федерации и трудовой пенсии по старости по линии Пенсионного фонда РФ, 25.12.2012 г. она обратилась в УПФ с заявлением о возобновлении выплаты трудовой пенсии по старости. Письмом УПФ от 21.02.2013 г. ей было отказано в этом в связи с тем, что выданная военным комиссариатом Саратовской области справка N БС-120404 от 10.12.2012 г. не подтверждает её право на получение двух пенсий, предусмотренных ч.2 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, в связи с чем назначить ей вторую пенсию - трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не представляется возможным.
Вместе с тем, на её обращение 06.11.2013 г. в военный комиссариат Саратовской области с просьбой выдать справку установленного образца, выдана справка, датированная 21.11.2013 г., аналогичная по содержанию справке от 10.12.2012 г., в которой не указано на наличие у истицы права на получение второй пенсии по линии Пенсионного фонда РФ. В своём разъяснении военный комиссариат Саратовской области сообщил, что ей назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". На основании указанной статьи, пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умерших (погибших) лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных Силах Российской Федерации, состоявших на их иждивении и при достижении возраста 55 лет. Статьей 30 и 7 вышеуказанного закона определено, что на льготных условиях при достижении возраста 50 лет пенсия по случаю потери кормильца независимо от получения другой пенсии, назначается только за погибших вследствие военной травмы военнослужащих. Данной категории лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, выдается соответствующая справка. Военный комиссариат указал, что муж истицы К. - инвалид "данные изъяты" группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС, умер пенсионером 14.09.2012 г., в связи с чем истец, по мнению военного комиссариата, не относится к категории лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. Данный отказ считала незаконным, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФ просит решение суда отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалось в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права.
На доводы апелляционной жалобы Коростиной Т.А. принесены возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель УПФ - Халяпина Т.П. поддержала доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Коростина Т.А. состояла в браке с К. - пенсионером Министерства обороны РФ, инвалидом "данные изъяты" группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с катастрофой на ЧАЭС, умершим "дата"
На день смерти супруга истец являлась получателем трудовой пенсии по старости и находилась на полном иждивении супруга, в другой брак не вступила, что сторонами не оспаривается и подтверждается документально.
К. был признан инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с катастрофой на ЧАЭС, бессрочно. При жизни на К. распространялись меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1). Выплату компенсаций в возмещение вреда здоровью, предусмотренных названным Законом, производил ответчик.
После смерти супруга, истцу с 01.10.2012 года военным комиссариатом Саратовской области по её заявлению назначена пенсия по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ, а 24.09.2012 г. истцу выдана справка УПФ о прекращении ей выплаты трудовой пенсии по старости по линии Пенсионного фонда РФ с 01.10.2012 г.
Удовлетворяя исковое требование, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей (за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей) осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон N4468-1). Указанный Закон определяет свой круг лиц, которые пользуются правом на одновременное получение двух пенсий.
Из ч. 2 ст. 7 данного Закона следует, что, супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Одной из таких "других" пенсий является трудовая пенсия по старости, которая, как указано в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", назначается женщинам по достижении ими возраста 55 лет.
В п. "а" ст. 21 Закона N 4468-1 указаны инвалиды вследствие военной травмы.
В ст. 8 Закона N 4468-1 установлено, что военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительные льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством РФ о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
В частности, военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 29 Закона N 1244-1 гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Согласно справке 18-го центрального военного специализированного госпиталя от 15.11.1999 г., выданной мужу К. на основании заключения ВВК о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии), имеющиеся у него заболевания получены при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Учитывая, что заболевание мужа истца связано с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и он, как военнослужащий приравнен в пенсионном отношении к инвалидам вследствие военной травмы, а сама истец достигла возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, суд посчитал, что Коростина Т.А. имеет право на трудовую пенсию по старости с сохранением права на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом N 4468-1.
Ссылаясь на положения ст. 22 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право истца на получение пенсионного обеспечения, гарантированного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом N 4468-1 было ущемлено по вине ответчиков, а получение истцом пенсии по случаю потери кормильца не препятствует получению им трудовой пенсии по старости.
Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. N 607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Районный суд указал, что в приведенных выше нормах законодательства определены даты назначения пенсии по потере кормильца, трудовой пенсии по старости. При этом вышеуказанные федеральные законы и нормативные акты не содержат положений о том, что компенсации и пенсии назначаются с даты предоставления заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.
Поскольку в материалах пенсионного дела Коростиной Т.А. имеется извещение пенсионного органа о прекращении выплаты пенсии с 01.10.2012 г., в связи с назначением ей пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ, суд признал, что право на одновременное получение пенсий возникло у Коростиной Т.А. с 01.10.2012 г.
Судебная коллегия считает ошибочными выводы суда первой инстанции.
В п.п. 1 и 2 ч.1 ст. 13 Закона N 1244-1 указано, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
Согласно п.3 ч.1 ст. 29 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:
назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте):
нетрудоспособным родителям независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
детям, не достигшим возраста 18 лет, а также учащимся детям до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;
супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;
супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.
В ч.3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Из правового смысла вышеуказанного п.3 ч. ст. 29 Закона N 1244-1 следует, что пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы назначаются членам семьи (перечисленным в данном пункте), если смерть кормильца явилась следствием чернобыльской катастрофы. При этом никакого исключения для семей умерших инвалидов-чернобыльцев не содержится. Во всех случаях обязательным условием выплаты пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы, потерявшим кормильца, является наличие причинной связи между смертью кормильца и аварией на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п.1 Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 г. N 289 (далее - Положение), межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее - МЭС), создается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на базе специализированного многопрофильного медицинского учреждения. В п.п. 2, 3 Положения установлено, что МЭС обслуживает один или несколько федеральных округов Российской Федерации в зависимости от численности граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, проживающих на закрепляемых за МЭС территориях. Основной задачей МЭС является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов.
В силу п. 4 Положения на МЭС возлагаются следующие основные функции: проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов; принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.
Как следует из материалов дела, истец не представила доказательства причинной связи смерти кормильца с чернобыльской катастрофой, в том числе экспертизы МЭС по установлению причинной связи смерти К. с воздействием радиационных факторов.
Отсутствие данных доказательств лишало истца права на назначение пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы, с сохранением другого вида пенсии, по п.3 ч.1 ст. 29 Закона N 1244-1, а также в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона N4468-1.
Вышеуказанные положения закона и обстоятельства судом первой инстанции не приняты во внимание.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Судебная коллегия считает необходимым постановить новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанного требования.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
отменить решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 24 февраля 2014 года о признании за Коростиной Т.А. права на одновременное получение двух пенсий: пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны Российской Федерации и трудовой пенсии по старости по линии Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.10.2012 года.
Принять новое решение, которым отказать Коростиной Т.А. в удовлетворении вышеуказанного требования.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.