Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Поляниной О.А., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Королевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кирюшиной В.В. к министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", по апелляционной жалобе Кирюшиной В.В. на решение Кировского районного суда города Саратова от 03 марта 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя истца Кирюшиной В.В. - Никитина А.Д., поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив ее доводы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кирюшина В.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование требований указала, что в октябре 2013 года она подала в комитет социальной поддержки населения города Саратова заявление о присвоении ей звания "Ветеран труда", поскольку имеет общий трудовой стаж работы для назначения пенсии, достигла пенсионного возраста, 20 января 1981 года награждена бронзовым знаком ЦК ВЛКСМ "Молодой гвардеец пятилетки".
Министерством социального развития Саратовской области отказано истцу в присвоении звания "Ветеран труда", со ссылкой на отсутствие записи в трудовой книжке Кирюшиной В.В. о работе в органах ВЛКСМ, тогда как награды союзов, центральных комитетов, центральных советов общественных организаций могут быть приняты во внимание при решении вопроса о присвоении указанного звания в случае, если гражданин работал в такой общественной организации.
Кирюшина В.В. полагала данный отказ незаконным и просила о возложении на министерство социального развития Саратовской области обязанность по принятию решения о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Решением Кировского районного суда города Саратова от 03 марта 2014 года в удовлетворении исковых требований Кирюшиной В.В. отказано.
Кирюшина В.В., не согласившись с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, фактически ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В обоснование жалобы указывает на обстоятельства, аналогичные приведенным в обоснование заявленных требований, полагая, что Законом Саратовской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Саратовской области" и Административным регламентом предоставления министерством социального развития Саратовской области государственной услуги по присвоению звания "Ветеран труда", в случае обращения по вопросу о присвоении данного звания, не предусмотрено предоставление документов, подтверждающих трудовую деятельность в вышеуказанных общественных организациях.
Министерством социального развития Саратовской области поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых их автор считает принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кирюшина В.В. и министерство социального развития Саратовской области извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание истец и представитель ответчика не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Согласно положениям ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Исходя из п. 2 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.
Таким образом, общественные организации, такие как ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, Роспотребсоюз, Центросоюз, ДОСААФ, Всероссийское общество "Знание" и другие, не являются органами государственной власти.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании ст.ст. 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы к Закону Саратовской области от 26 июня 2006 года N 67-ЗСО "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Саратовской области" настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Саратовской области.
В силу ст. 1 указанного Закона звание "Ветеран труда" присваивается органом исполнительной власти области в сфере социальной поддержки.
Согласно ст. 2 Закона лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают в орган социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения.
Лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют документы, подтверждающие: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии со ст. 3 Закона заявление лица, претендующего на присвоение звания "Ветеран труда", с копиями всех необходимых документов, заверенных органом социальной защиты населения, в 10-дневный срок направляется органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания заявителя в орган исполнительной власти области в сфере социальной поддержки.
Решение о присвоении звания "Ветеран труда" либо об отказе в присвоении этого звания принимается органом исполнительной власти области в сфере социальной поддержки в 15-дневный срок со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства, знаки отличия в труде, учрежденные ЦК ВЛКСМ, дают право на присвоение звания ветерана труда в случае, если гражданин, награжденный таким знаком, являлся работником комсомольских органов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кирюшина В.В. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости.
Истец награжден бронзовым знаком ЦК ВЛКСМ "Молодой гвардеец пятилетки".
Приказом министра социального развития Саратовской области от 12 ноября 2013 годаN 1133 Кирюшиной В.В. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" и 15 ноября 2013 года ей направлено соответствующее уведомление.
Основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 67 ГПК РФ, сомнений в правильности которой, с учетом всех обстоятельств, установленных по делу, у судебной коллегии не имеется, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что награждение истца знаком ЦК ВЛКСМ "Молодой гвардеец пятилетки", не может рассматриваться в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Знак ЦК ВЛКСМ "Молодой гвардеец пятилетки" не входит в систему государственных наград и в число почетных званий Российской Федерации, так как он не включен в перечень почетных званий СССР, предусмотренный ст. 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03 июля 1979 года N 360-Х, не поименован в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года N 442 и в Указе Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации", Кирюшина В.В. не являлась штатным работником комсомольских органов, в связи с чем оснований для присвоения ей звания "Ветеран труда" при наличии указанного выше знака не имеется.
Доказательств, подтверждающих, что Кирюшина В.В. награждена орденами или медалями, либо удостоена почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждена ведомственными знаками отличия в труде, а также являлась работником комсомольских органов, суду представлено не было.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 03 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кирюшиной В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.