Судья Саратовского областного суда Бартенев Ю.И.,
при секретаре Третьяных Д.В.,
рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Саратовские авиалинии" (далее - ОАО "Саравиа") на решение Кировского районного суда города Саратова от 05 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ОАО "Саравиа",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области (далее - ГИТ) N64-4-366-14-ППР/1109/3 от 11.03.2014 года ОАО "Саравиа" было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 35000 руб.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 05.05.2014 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба ОАО "Саравиа" без удовлетворения.
ОАО "Саравиа", обратилось в областной суд с жалобой на указанные решение судьи и постановление должностного лица, просит их отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает на то, что при проведении проверки были допущены существенные нарушения требований Федерального закона от
26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в частности основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали, ОАО "Саравиа" за 24 часа до начала проверки не уведомлялось. Кроме того, ОАО "Саравиа" полагает, что у транспортных прокуроров отсутствуют полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО "Саравиа" Балдину Н.Д., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Сотникова А.А., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических
лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.2 ст.7 и ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу положений ст.211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Как видно из материалов дела, Саратовской транспортной прокуратурой Южной транспортной прокуратуры в соответствии с планом работы на первое полугодие 2014 года в период с 23.01.2014 года по 28.02.2014 года до 11.00. совместно со специалистами ГИТ проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в ОАО "Саравиа", расположенном по адресу: 410010, "адрес",
"адрес".
В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения трудового законодательства.
В силу ст.221 ТК РФ и п.4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года N290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.
В нарушение данных требований не выданы по установленным нормам специальная обувь в службе эксплуатации зданий и сооружений каменщику ФИО6, маляру ФИО7, электрогазосварщику ФИО8
В соответствии с пп. 7, 8 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно п.7.3.1. ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 года N2797) повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, указанных в примечании к п.7.2.1, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.
Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами и соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.
Вопреки данным требованиям закона на предприятии не производили повторный инструктаж на рабочем месте по безопасности труда: в аэродромной службе рабочим: Загуляёву В.М., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16; в цехе бортового питания поварам: Пономарёвой Т.П., Бочкарёвой О.Г., ФИО17, ФИО18; кондитерам: ФИО19, ФИО20; экспедиторам: ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24; комплектовщикам: ФИО25, ФИО26, ФИО27; машинистам подъемно-передвижных подмостей: ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31; грузчикам: ФИО32, ФИО33; мойщикам посуды: Бичуриной P.P., ФИО34
Согласно п.5.6 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 года N80, проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.
В нарушение указанных требований закона пересмотр инструкции по охране труда по профессиям и видам работ в службе спецтранспорта и аэродромных механизмов не проводился (приказом N133 от 12.03.2013 года срок действия инструкций по охране труда продлен до 31.12.2013 года)
В соответствии со ст.221 ТК РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, сцециальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Вопреки данным требованиям закона стирка и ремонт спецодежды и средств индивидуальной защиты не была организована.
Согласно п.24 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающим и (или) обезвреживающими средствами", утвержденного Приложением N2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 года N1122н, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Вопреки данным требованиям закона надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и обезвреживающих средств в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств не организован.
По результатам проведенной проверки 11.03.2014 года должностным лицом вынесено постановление о привлечении ОАО "Саравиа" к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
Вина ОАО "Саравиа" в совершении указанного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся доказательств: письмом заместителя Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры от 23.01.2014 года в адрес ГИТ о необходимости проведения проверки в ОАО "Саравиа" (л.д.25), распоряжением заместителя руководителя ГИТ от 27.01.2014 года о проведении проверки в отношении ОАО "Саравиа" (л.д.21-24), актом проверки от 12.02.2014 года (л.д.27-30), постановлением заместителя Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры от 28.02.2014 года о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.31-33). Кроме того, ни в суде первой инстанции, ни в областном суде ОАО "Саравиа" не отрицало факт нарушения трудового законодательства, указывая лишь на не соблюдение требований закона при проведении проверки.
Суд первой инстанции, правильно оценив все представленные доказательства, сделал обоснованный вывод о том, что ОАО "Саравиа", являясь юридическим лицом, допустило нарушения законодательства о труде, в связи с чем пришел к правомерному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, а также законности постановления должностного лица от 11.03.2014 года.
Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что при проведении проверки были допущены существенные нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в частности основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали, ОАО "Саравиа" за 24 часа до начала проверки не уведомлялось.
В силу п.3 ч.3 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Необоснованными являются доводы жалобы том, что у Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры отсутствуют полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда.
В силу п.3 приказа Генпрокуратуры РФ от 27.04.2007 года N70 "Об образовании Южной транспортной прокуратуры" Южная транспортная прокуратура в пределах территорий Республик Дагестан, Калмыкия, Краснодарского края, Астраханской и Ростовской областей (включая примыкающие к ним внутренние морские воды и территориальное море), Республик Адыгея, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской Республик, Ставропольского края, Волгоградской и Саратовской областей (за исключением участков Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, расположенных на территории этих областей) с 01.08.2007 года осуществляет следующие полномочия: надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органами таможни и внутренних дел на транспорте, коммерческими и некоммерческими организациями, их должностными лицами, органами управления и руководителями, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Исходя из толкования данного пункта Приказа Саратовская транспортная прокуратура Южной транспортной прокуратуры может осуществлять надзор за соблюдением любых прав и свобод человека и гражданина, в том числе и трудовых, в сфере деятельности воздушного транспорта.
Кроме того, в силу ч.1 ст.26 Федерального закона от 17.01.1992 года
N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно чч.1 и 3 ст.27 данного Закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Саратовской транспортной прокуратурой Южной транспортной прокуратуры в соответствии с планом работы на первое полугодие 2014 года в целях предупреждения и пресечения нарушений прав и свобод человека и гражданина была правомерно поведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в ОАО "Саравиа", по итогам которой было возбуждено настоящее производство об административном правонарушении, и материалы проверки переданы в ГИТ, для решения вопроса о привлечении ОАО "Саравиа" к административной ответственности.
Доводов, оспаривающих факт нарушения ОАО "Саравиа" норм трудового законодательства и опровергающих выводы суда первой инстанции и должностного лица о незаконности действий ОАО "Саравиа", в жалобе не содержится.
Наказание ОАО "Саравиа" назначено в пределах санкции ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ - с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции, равно как и постановления должностного лица, не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от 11 марта 2014 года и решение Кировского районного суда города Саратова от 05 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Саратовские авиалинии" оставить без изменения, а жалобу открытого акционерного общества "Саратовские авиалинии" - без удовлетворения.
Судья Ю.И. Бартенев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.