Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Совкича А.П., Пантелеева В.М.,
при секретаре Самохиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Парамонова С.Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учёт, по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 17 марта 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области Головко Т.А., действующей на основании доверенности от "дата" N, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя истца Янгунаевой Р.Р., действующей на основании доверенности от "дата" серии N, возражавшей против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Парамонов С.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУ МВД России по Саратовской области) о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять его на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с "дата" с составом семьи три человека: Парамонова С.Н., ФИО7 (жена), ФИО8 (дочь). В обоснование заявленных требований Парамонов С.Н. указывал, что решением центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от "дата" ему отказано в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты в связи с несоответствием критериям, установленным частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", как обеспеченному общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров. Парамонов С.Н. считал данный отказ необоснованным, нарушающим его права и законные интересы.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 17 марта 2014 года исковые требования Парамонова С.Н. удовлетворены полностью.
Не согласившись с постановленным решением, ответчиком ГУ МВД России по Саратовской области подана апелляционная жалоба об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и постановленным с нарушением норм материального права. По мнению ответчика вывод центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области об отказе в постановке Парамонова С.Н. на учет на получение единовременной социальной выплаты является обоснованным, так как истец с семьёй проживает в жилом помещении где они зарегистрированы и не утратили право пользования. Кроме того, данное жилое помещение принадлежало матери супруги Парамонова С.Н., и после её смерти супруга истца имела первоочередное право на наследование этого имущества. Отказ супруги истца от наследства, по мнению ответчика, необходимо рассматривать как отчуждение части жилого помещения, имеющегося в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Истцом Парамоновым С.Н. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии со статьёй 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в том числе: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утверждёнными постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил, принятие сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась, с приложением документов, перечисленных в данном пункте Правил.
Как установлено пунктом 9 Правил, сотрудник, который с намерением принятия на учёт для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учёт для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: обмен жилыми помещениями; невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); выделение доли собственниками жилых помещений; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Как следует из материалов дела, было установлено судом и не оспаривалось сторонами, Парамонов С.Н. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации в должности "данные изъяты" отделения полиции N в составе межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации " "данные изъяты"". По состоянию на "дата" стаж его службы в органах внутренних дел составлял "данные изъяты" в календарном исчислении.
С "дата" до настоящего времени Парамонов С.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес". Совместно с ним зарегистрированы и проживают: жена - ФИО7 и дочь ФИО8, а также родственница ФИО9 Данное жилое помещение представляет собой часть жилого дома общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, в том числе, жилой площадью "данные изъяты" квадратных метра. Собственником указанной части жилого дома являлась ФИО9, которая "дата" подарила её ФИО10 - матери ФИО7 "дата" ФИО10 умерла. Наследство после её смерти приняла дочь - ФИО11 "дата" ФИО7 отказалась от причитающейся ей доли наследственного имущества в пользу ФИО11
"дата" Парамонов С.Н. обратился к начальнику ГУ МВД России по Саратовской области с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив необходимые документы.
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от "дата" Парамонову С.Н. отказано в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты в связи с несоответствием критериям, установленным частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", как обеспеченному общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сомнений в правильности которой, с учётом всех обстоятельств, установленных по делу, у судебной коллегии не имеется, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что Парамонов С.Н. приобрёл право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку он имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, ни он, ни члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, ранее такую выплату Парамонов С.Н. не получал.
Наличие у Парамонова С.Н. и членов его семьи права пользования указанным выше жилым помещением не может служить основанием для ограничения его права на получение единовременной социальной выплаты, поскольку это не предусмотрено приведёнными выше нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок и основания получения такой выплаты.
Отказ члена семьи истца от наследства в данном случае не может рассматриваться как совершение намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, поскольку не предусмотрен перечнем таких действий, приведённым в пункте 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Учитывая, что в силу статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять, а отказавшись от наследства, наследник его не принял и, следовательно, у него не возникло право собственности на это имущество, отказ члена семьи истца от наследства также не может быть расценен как отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи (пункт "д" пункта 9 названных Правил).
Доводы апелляционной жалобы сводятся иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые представитель ответчика ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных суду доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Парамонова С.Н., поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 17 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.