Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Совкича А.П.,
при секретаре Третьяных Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Рекун Анны Петровны к Федеральному государственному унитарному предприятию "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Саратовский филиал, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании отказов в оформлении технического и кадастрового паспортов, понуждении к устранению нарушений, по апелляционным жалобам Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Саратовский филиал, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 14.01.2014 года, которым требования удовлетворены в части. На Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Саратовский филиал возложена обязанность изготовить Рекун А.П. технический план помещений изолированной части жилого дома площадью 22,3 кв.м, состоящей из жилой комнаты площадью 13,7 кв.м, кухни площадью 6,1 кв.м, подсобного помещения площадью 2,5 кв.м, холодной пристройки литер а1 площадью 5,7 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области возложена обязанность изготовить Рекун А.П. кадастровый паспорт на изолированную часть жилого дома площадью 22,3 кв.м, состоящую из жилой комнаты площадью 13,7 кв.м, кухни площадью 6,1 кв.м, подсобного помещения площадью 2,5 кв.м, холодной пристройки литер а1 площадью 5,7 кв.м, по адресу: "адрес".
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителей Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Саратовский филиал Турмановой Е.Л., Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Ильина Ю.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя Рекун А.П. - Плаксиной Л.И., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рекун А.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Саратовский филиал, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области об оспаривании отказов в оформлении технического и кадастрового паспортов, понуждении к устранению нарушений.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на праве собственности имеет часть жилого дома, расположенную по адресу: "адрес". Однако на обращение в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на изолированную часть жилого дома и земельный участок получила отказ в связи с непредставлением кадастрового паспорта на часть жилого дома и земельный участок. Заявления Рекун А.П. в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области и в ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Саратовский филиал об изготовлении технического плана и кадастрового паспорта на часть жилого дома и земельный участок оставлены без удовлетворения. Отказы мотивированы тем, что изготовление кадастрового паспорта и технического плана на часть жилого дома не предусмотрено действующими нормативными документами.
Истец полагает отказы в изготовлении кадастрового паспорта и технического плана на часть жилого дома незаконными, в связи с чем обратилась в суд.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
ФГБУ "ФКП "Росреестра" не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заявителя отказать. Полагает, что действия по отказу в осуществлении государственного учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего заявителю, законны, поскольку данный объект недвижимости не является объектом государственного учёта, осуществляемого в соответствии с Порядком, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 N 577. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для кадастрового учета сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, или учета его изменений, необходим технический план соответствующего объекта учета. Однако в соответствии с приказами Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403, от 29.11.2010 N 583, от 23.11.2011 N 693 не предусмотрена подготовка технического плана части жилого дома.
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Саратовский филиал не согласилось с решением суда в части возложения обязанности на ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Саратовский филиал изготовить Рекун А.П. технический план помещений изолированной части жилого дома. В апелляционной жалобе просит решение суда в указанной части отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что права Рекун А.П. не нарушены, поскольку ей было предложено изготовить технический план на помещения, и дано разъяснение о невозможности изготовления технического плана на часть жилого дома, поскольку форма данного технического плана не утверждена Министерством экономического развития Российской Федерации.
В возражениях на апелляционные жалобы Рекун А.П. просит решение суда оставить без изменения.
Представители Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Саратовский филиал Турманова Е.Л. и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Ильин Ю.В. поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель Рекун А.П. - Плаксина Л.И. просила решение суда оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Частью 1 статьи 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьёй 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Саратовской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьёй 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 указанного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 3 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер (часть 4 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, с учетом определенных настоящей статьей особенностей (часть 5 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно статье 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости (часть 1).
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в том числе, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости (пункт 3 части 2).
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (часть 4).
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 8).
Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, орган кадастрового учета в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, выдает (направляет) обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений (часть 9).
Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке (часть 10).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
До 1 января 2013 года устанавливался переходный период применения указанного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 1 статьи 43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Правила осуществления государственного учёта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" на момент спорных правоотношений предусматривались Порядком, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 года N 577 (указанный Порядок утратил силу в связи с окончанием действия переходного периода).
Названный Порядок учёта вводился в действие на территории Российской Федерации поэтапно, в том числе, на территории Саратовской области с 01.09.2012 года.
Согласно пункту 8 указанного Порядка государственный учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта учета (далее - постановка на учет объекта учета), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта учета) либо изменением уникальных характеристик объекта учета или любых указанных в подпунктах 6 - 16 пункта 14 Порядка сведений об объекте учета (далее - учет изменений объекта учета) или сведений, указанных в подпункте 17 пункта 14 Порядка (далее - учет адреса правообладателя).
В соответствии с пунктом 78 Порядка, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 N 577, сведения об объектах учёта, государственный учёт которых осуществлён в соответствии с Порядком, с учетом предусмотренного статьёй 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих эти сведения документов, включаются в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости".
При включении в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах учёта, государственный учёт которых осуществлён в соответствии с Порядком, и содержащих эти сведения документов кадастровые дела Единого государственного реестра считаются соответственно кадастровыми делами государственного кадастра недвижимости.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости, утверждённый приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 (в редакции от 17.08.2011 года), устанавливает:
сроки и правила включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства (далее - объекты недвижимости), государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, а также объектов недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера (далее - ранее учтенные объекты недвижимости) в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
правила передачи в органы кадастрового учета заверенных уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копий технических паспортов ранее учтенных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии поручено в срок до 1 января 2013 года обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются, в том числе, сведения и содержащие данные сведения документы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним; технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации (подпункты 1 и 5 пункта 5 Порядка, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1).
Как усматривается из материалов дела, Рекун А.П. на праве собственности принадлежит часть жилого дома, расположенная по адресу: "адрес".
Право общей долевой собственности на указанный объект недвижимости было зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.1980 N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом" разъяснено, что выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующей его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 18.04.2012 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12.07.2012 года было признано право собственности Рекун А.П. на изолированную часть жилого дома полезной площадью 22,3 кв.м, состоящую из жилой комнаты площадью 13,7 кв. м, кухни площадью 6,1 кв.м, подсобного помещения площадью 2,5 кв.м, холодной пристройки литер а1 площадью 5,7 кв.м. Признано право собственности Рекун А.П. на земельный участок площадью 403 кв.м в установленных границах. Прекращено право общей долевой собственности Рекун А.П. и Х.Р.С. на жилой дом с земельный участок по указанному адресу.
В судебных решениях имеются сведения о наличии государственной регистрации прав на объект недвижимости - целый дом, а также о наличии на него технического паспорта, оформленного БТИ. В суд представлен кадастровый паспорт на земельный участок, с обозначением на нем объектов недвижимости на территории домовладения. Таким образом, данные объекты следует расценивать как ранее учтенные в государственном кадастре недвижимости, но право общедолевой собственности на которые прекращено судебным актом.
Решением филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Саратовской области от 29.03.2013 N заявителю отказано во внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтённом объекте капитального строительства. Причиной отказа явилось то, что часть жилого дома не является объектом учёта, осуществляемого в соответствии с Порядком осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 года N 577.
Саратовским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Рекун А.П. также отказано в изготовлении технического плана помещений изолированной части жилого дома общей полезной площадью 22,3 кв.м по адресу: "адрес".
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к выводу, что оснований для отказа в изготовлении технического плана помещений изолированной части жилого дома и кадастрового паспорта на часть жилого дома, являющуюся индивидуальным объектом государственного кадастрового учета, не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и его оценкой исследованных доказательств. При разрешении заявленных требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
С учётом установленных обстоятельств и положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" часть жилого дома, принадлежащая Рекун А.П., является объектом недвижимости, подлежащим государственному учету как индивидуально-определенная вещь, поскольку общедолевая собственность на весь жилой дом прекращена.
Следует учитывать, что согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По сообщению Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" данные технического учёта в отношении спорного объекта недвижимости в ФГБУ "ФКП Росреестра" (его филиал) передавались.
Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось, доказательства отказа в принятии указанных данных органом кадастрового учёта в связи с наличием оснований, предусмотренных Порядком, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1, для такого отказа суду не представлены.
Приказами Минэкономразвития РФ от 10.02.2012 года N 52, от 23.11.2011 года N 693, от 29.11.2010 г. N 583, от 01.09.2010 года N 403 предусмотрено, что для постановки на учет части жилого дома в государственном кадастре недвижимости необходим технический план данного объекта.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Саратовской области было обязано включить сведения о части жилого дома, принадлежащей Рекун А.П., в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтённом объекте недвижимости и выдать Рекун А.П. кадастровый паспорт. Невыполнение указанных действий является незаконным, соответственно является незаконным и решение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Саратовской области об отказе заявителю во внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтённом объекте капитального строительства.
Довод жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Саратовской области о том, что часть жилого дома не может являться индивидуальным объектом гражданского оборота, несостоятелен.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации часть жилого дома относится к одному из видов жилого помещения.
Понятие части жилого дома в Жилищном кодексе Российской Федерации не даётся. Однако из системного толкования статей 15, 16, 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 131, 252, 558 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.1980 N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом" следует, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
Из технического паспорта на спорный объект недвижимости видно, что часть жилого дома, расположенная по адресу: "адрес", является самостоятельным, изолированным объектом, имеет отдельный вход, индивидуальную придомовую территорию.
Доказательств обратного суду не представлено.
Довод жалобы Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о том, что орган технической инвентаризации не может изготовить технический план на часть жилого дома, поскольку указанный план не отвечает требованиям приказов Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 года N 403, от 29.11.2010 года N 583, от 23.11.2011 года, является необоснованным.
Технический паспорт на спорный объект недвижимости, содержащий в том числе, технический план на часть жилого дома, был составлен по состоянию на 21.02.2006 года, то есть до 01.03.2008 года - даты вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и принятия вышеуказанных приказов Министерства экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7 и 12 Положения об организации в Российской Федерации государственного учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства
Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались ответчики в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех имевшихся в деле доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ.
Само по себе несогласие авторов жалоб с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 14.01.2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.