Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Зубаровской С.В.,
судей - Мацкив Л.Ю., Чеченкиной Е.А.
при секретаре - Федорове Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Администрации города Смоленска, Смоленского городского Совета на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 04 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., объяснения представителей Смоленского городского Совета и Администрации города Смоленска по доверенностям соответственно Андреевой О.В. и Артамонова Р.А., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, возражения представителя Старовойтовой Н.С. по доверенности Чижевской Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Старовойтова С.Н. с учетом уточнений обратилась в суд с требованием к Смоленскому городскому Совету, Администрации города Смоленска, СНТ "Связист" о приведении Правил землепользования застройки г. Смоленска в соответствии с Генеральным планом города Смоленска в части изменения территориальной зоны земельного участка, указывая, что ей на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок под ним, площадью 532 кв.м с кадастровым номером N по адресу: ... , а также земельный участок, площадью 515 кв.м с кадастровым номером N по адресу: ... , ... , уч.N N, вид разрешенного использования которых изначально - для садоводства. Вместе с тем, согласно Приложению к решению Смоленского городского Совета 33 сессии III созыва от 22.12.2009 N 1347 "Об утверждении Генерального плана города Смоленска", указанные земельные участки находятся в зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа. В соответствии с решениями Промышленного районного суда г.Смоленска от 25.10.2011 и от 21.11.2011 Администрацией города Смоленска и Смоленским городским Советом внесены изменения в Правила землепользования застройки г. Смоленска путем изменения территориальной зоны в отношении принадлежащих истице земельных участков на территориальную зону Ж1. Истицей по договору купли-продажи от 21.07.2011 приобретен смежный земельный участок, площадью 547 кв.м. с кадастровым номером N по адресу: ... , ... , уч.N N, вид разрешенного использования которого - для садоводства. В удовлетворении просьбы истицы о внесении изменений в отношении данного земельного участка согласно Генеральному плану города Смоленска, с изменением территориальной зоны СД на зону Ж1, отказано, что нарушает ее законные права и интересы на объединение принадлежащих ей земельных участков (л.д. 4-7,160).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика СНТ "Связист" и привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", просивших о рассмотрении дела без участия представителей и не возражавших относительно заявленных требований (л.д.108,137).
Представитель истицы по доверенности Чижевская Е.А. в судебном заседание уточненные требования поддержала.
Представители ответчиков Смоленского городского Совета и Администрации города Смоленска по доверенностям Андреевой О.В. и Артамонова Р.А. соответственно иск не признали.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 04.03.2014 заявленные Старовойтовой Н.С. требования удовлетворены. Суд обязал администрацию города Смоленска и Смоленский городской Совет привести Правила землепользования застройки г. Смоленска, утвержденные решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N490, в соответствие с Генеральным планом города Смоленска, изменив территориальную зону СД в отношении земельного участка с кадастровым номером N на территориальную зону Ж-1 (л.д.187-189).
В апелляционной жалобе Администрация города Смоленска просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Старовойтовой Н.С., ссылаясь на нарушение норм материального права (л.д.191-193).
В апелляционной жалобе Смоленский городской Совет просит отменить решение и вынести новое, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает на то, что застройка территории, на которой расположен спорный участок истицы, не предусмотрена первоочередными мероприятиями, определенными в 2015 году и рассчитанными до 2025 года проектными решениями Генерального плана Смоленска. Более того, изменение территориальной зоны без учета мнения членов садоводческого товарищества, выраженного на публичных слушаниях в соответствии с определенной ст.32 и ст.33. ГрК РФ процедурой не соответствует целям объединения граждан в садоводческое товарищество. Суд не вправе вторгаться в деятельность законодательной и исполнительной власти субъекта РФ (л.д.200-203).
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу положений п. 9 ст. 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами.
В соответствии со ст. ст. 18, 23 ГрК РФ, Генеральный план города является документом территориального планирования, данным документом установлены функциональные зоны, а именно, определены границы территорий и функциональное назначение.
Генеральный план города Смоленска, утвержденный решением 32-й сессии Смоленского городского Совета I созыва от 22.09.1998 N 260 (в редакции решения Смоленского городского Совета от 22.12.2009 N 1347), определяет основные направления градостроительной деятельности на его территории и является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия. При этом, на основе решений генерального плана администрацией города формируется база правовой и проектной документации, обеспечивающей разработку и осуществление градостроительных программ во всех сферах городского хозяйства и строительства, а также градостроительный кадастр (проект градостроительного зонирования территории города с определением регламентов ее использования) и система правовых актов: правила застройки, правила землепользования.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно ч. 9 указанной статьи при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Изменение градостроительного регламента в силу п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Таким образом, положения Правил землепользований и застройки должны соответствовать положениям генерального плана городского округа или поселения.
Частью 1 ст. 33 ГрК РФ установлено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. При этом одним из оснований для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты, являющиеся в силу ч. 2 ст. 30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки, устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, в редакции решения 15-ой сессии IV созыва Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193 (с изменениями от 31.03.2014 N 1081) устанавливают порядок регулирования землепользования и застройки городской территории, основанный на градостроительном зонировании - делении территории города на территориальные зоны с установлением в пределах каждой зоны градостроительных регламентов по видам разрешенного использования и параметрам допустимых строительных изменений объектов недвижимости - земельных участков и прочно связанных с землей зданий, сооружений и иных объектов при осуществлении градостроительной деятельности. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон; 3) градостроительные регламенты (ч. ч. 2, 4 ст. 30 ГрК РФ).
По делу установлено, что Старовойтова Н.С. является собственником жилого дома общей площадью 118,1 кв.м, расположенного по адресу: ... земельного участка, на котором расположен вышеуказанный дом площадью 532 кв.м, а также приобретенных по договорам купли-продажи от (дата) земельного участка площадью 515 кв.м. и от (дата) земельного участка площадью 547 кв.м. Названные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства, кадастровый номер N соответственно (л.д.9-22).
Решениями Промышленного районного суда г. Смоленска от 25.10.2011 и от 21.11.2012, вступившими в законную силу, на Администрацию города Смоленска и на Смоленский городской Совет возложена обязанность по приведению Правил землепользования и застройки г. Смоленска в соответствие с Генеральным планом г. Смоленска, изменив территориальную зону СД в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N на территориальную зону Ж1. Решения приведены к исполнению, истицей осуществлены мероприятия по объединению указанных земельных участков, сформированный участок с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства числится как временно учтенный (до (дата) ) с кадастровым номером N (л.д.23-64).
В ответ на обращение истицы в Администрацию города Смоленска с просьбой внести изменения в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки города Смоленска в части земельного участка с кадастровым номером N Старовойтовой Н.С. отказано по причине того, что упомянутые Правила уже прошли процедуру рассмотрения на публичных слушаниях (л.д.65,66).
Как усматривается из карты (схемы) планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон, являющегося приложением к решению Смоленского городского Совета 33 сессии III созыва от 22.12.2009 N 1347 "Об утверждении генерального плана г. Смоленска", спорный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа; планировочный район местонахождения земельного участка относится к жилым зонам индивидуальной застройки (л.д.67,68).
Между тем, согласно Правилам землепользования и застройки в редакции решения Смоленской городского Совета IV созыва от 09.11.2010 N 193 территория СНТ "Связист" отнесена к территориальной зоне, занятой садоводством, с установлением в отношении земельных участков, расположенных на территории данного товарищества, градостроительного регламента СД - зоны, занятой объектами садоводства, без возможности осуществления жилищного строительства.
Таким образом, территория СНТ "Связист", согласно Генеральному плану города Смоленска, находится в функциональной жилой зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа. Названным документом определено, что жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки односемейными (индивидуальными) и многоквартирными жилыми домами различных типов и этажности в соответствии с параметрами, указанными в наименованиях зон. К жилым зонам относятся также территории коллективных садоводств (за исключением расположенных в шумовой зоне северного аэропорта).
Оценив представленные доказательства, применив соответствующие положения закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что упомянутые положения генерального плана не противоречат нормам земельного и градостроительного законодательства, закрепленным в ч. 5 ст. 85 ЗК РФ, ч. ч. 2 - 3 ст. 35 ГрК РФ, согласно которым земельные участки в составе жилых зон могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Удовлетворяя требования Старовойтовой Н.С., суд, с учетом согласия членов СНТ "Связист" на изменение территориальной зоны спорного земельного участка, обоснованно установил, что оспариваемый заявителем отказ Администрации г.Смоленска в части изменения территориальных зон Ж1 и СД и включение спорного земельного участка в границы территориальной зоны Ж1 противоречит ст.ст. 34,36 ГрК РФ, не учитывает существующее фактическое землепользование (застройки объектами капитального строительства), не соответствует Генеральному плану города Смоленска относительно функционального назначения соответствующей территории, также предусматривающей осуществление на ней индивидуальное жилищное строительство.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, по существу они являлись предметом судебной проверки.
В частности, суждение в жалобах о том, что субъективное право Старовойтовой С.Н. не нарушено, ошибочно, поскольку основанием обращения истицы в суд являлась невозможность реализации в полной мере вещных прав на земельный участок.
Доводы жалобы городского Совета о сложности процедуры согласования внесения изменений в Правила землепользования и застройки в связи с необходимостью разработки и представления документации по планированию территории, отнесенной к компетенции Администрации г. Смоленска, также не могут быть приняты во внимание, поскольку они имеют отношение к стадии исполнения судебного документа.
Учитывая, что доводы апелляционных жалоб не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут служить основанием к отмене судебного решения, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 04 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы
Администрации города Смоленска, Смоленского городского Совета - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.