Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Гавриловой Е.В., Старцевой Т.Г.,
при секретаре Князевой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле на решение Советского районного суда г. Тулы от 10 февраля 2014 года по иску Быковой М.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение трудовой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, как лицу, проживающему и работающему в зоне проживания с правом на отселение.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Быкова М.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение трудовой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, как лицу, проживающему и работающему в зоне проживания с правом на отселение.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с 26.04.1986 г. по 13.08.1987 г. и с 07.12.1992 г. по 28.05.1998 г. она проживала, работала и проходила воинскую службу по контракту на территории войсковых частей, расположенных в "адрес", являющейся на тот момент секретной воинской частью, подчиненной 12 ГУМО главку 31600, данная территория относилась к зоне проживания с правом на отселение. 24.09.2013г. она обратилась в УПФ РФ в "адрес" с заявлением о назначение трудовой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, однако решением пенсионного органа от 02.10.2013 г. N 3042 в установлении льготной пенсии по старости ей было отказано.
Полагала данный отказ незаконным, противоречащим положениями ст. 33 Закона РФ от 15.05.1992г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Просила суд признать за ней право на назначение такой пенсии и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 50 лет, с 18.10.2013 г., засчитав период проживания на территории с правом на отселение с 26.04.1986 г. по 13.08.1987 г. и с 07.12.1992 г. по 28.05.1998 г.
В судебном заседании Быкова М.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле по доверенности Морозова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд решил: исковые требования Быковой М.В. удовлетворить.
Признать за Быковой М.В. право на назначение пенсии по старости, как проживавшей и работавшей в зоне с правом на отселение в периоды с 26.04.1986 г. по 13.08.1987 г. и с 07.12.1992 г. по 28.05.1998 г. и в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 02.06.1998 г. по 22.07.1999 г., с 05.07.2001 г. по 10.06.2010 г., обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Быковой М.В. пенсию по старости с 18.10.2013 года.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле по доверенности Фалдиной А.В., возражения Быковой М.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", гражданам пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, не может быть меньше для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в ст. 13 настоящего Закона, которым в предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в порядке, предусмотренном ст. 30 - 37 настоящего Закона и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п. п. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и п. п. 1 - 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному п. п. 1 - 10, 16 - 18 п. 1 ст. 27 и п. п. 7 - 9 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с п. 9 и 10 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно ч. 2 ст. 3 указанного выше Закона при наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину РФ только по одному из оснований по его выбору.
Вместе с тем, согласно определения Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года N 403-О статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, как следует из приведенных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в их взаимосвязи, величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Судом первой инстанции установлено, что 26.04.1986 г. по 13.08.1987 г. и с 07.12.1992 г. по 28.05.1998 г. Быкова М.В. проживала, работала и проходила воинскую службу по контракту на территории войсковых частей, расположенных в г. Тула-50 (д. Прилепы Стрикинского сельского совета).
Указанное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истца, военным билетом МК N 6833371, справкой Военного комиссариата Тульской области от 18.09.2013 г. N 2335, копией послужного списка Быковой М.В., удостоверением сер. АО N N справкой N от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной войсковой частью 40852, справками N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., подтверждающими, что Быкова М.В. проживала по адресу: "адрес"-50 (д. Прилепы Стрикинского МО) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС., справкой N от ДД.ММ.ГГГГ г., из которой видно, что Быкова М.В. была зарегистрирована по адресу: "адрес"-50, "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., справкой N от ДД.ММ.ГГГГ г., где указано, что Быкова М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
В соответствии с письмами N N от ДД.ММ.ГГГГ эколого-радиологического комитета Администрации Тульской области, N 563 от 18.01.2002 г. администрации Арсеньевского района г. Тулы в удостоверениях о праве на льготы военнослужащим, гражданскому персоналу, проживающему в г. Тула-50, расположенному на территории Арсеньевского района Тульской области, указывается близлежащий населенный пункт - д. Прилепы Стрикинской сельской администрации, обозначенный в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и относящийся к третьей зоне проживания с правом на отселение со степенью загрязнения от 5-15 ки./кв.км.
Согласно представленной справки Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N прапорщик Быков В.М. действительно проходил военную службу в воинских частях, подчиненных войсковой части 25851, в периоды с декабря 1985 г. по апрель 1987 г. и с ноября 1992 г. по март 1998 г. Совместно с ним проживала его супруга Быкова Марина Владимировна, 1963 года рождения. Войсковая часть 25851 дислоцировалась в г. Тула-50 (д. Прилепы Стрикинского с/с) Тульской области, подчинялась войсковой части 31600 и была расформирована в 1998 г.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. N 237-р д. Прилепы (Стрикинский сельсовет) "адрес" относилась к зонам проживания с правом на отселение.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу со ссылкой на положения пунктов 7, 8 ст. 13, ст. ст. 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N от 15.05.1991 г. о том, что истец имеет право на льготу по снижению общеустановленного пенсионного возраста на 4 года, поскольку установил факт постоянной работы истицы Быковой М.В. с 26.04.1986 г. по 13.08.1987 г. и с 07.12.1992 г. по 28.05.1998 г. на территории зоны проживания с правом на отселение.
Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста, а также то обстоятельство, что истец в спорные периоды времени с 26.04.1986 г. по 13.08.1987 г. и с 07.12.1992 г. по 28.05.1998 г. проживала и работала на территории, относящейся к зоне проживания с правом на отселение, в связи с отнесением ее к воинским формированиям называвшейся Тула-50, суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. правомерно указал, что Быковой М.В трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 18 октября 2013 года.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований. Оценка доказательств произведена судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Тулы от 10 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.