Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Лиджеевой Л.Л.
судей
Панасенко Г.В. и
Сангаджиева А.В.
при секретаре
Сангаджиеве В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лиджиева Бориса Сарановича к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным распоряжения N 1832 от 22 октября 2012 г. о формировании земельного участка по апелляционным жалобам представителей истца Церенова Б.В. и Хурмановой Н.Б., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиевой Ю.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 февраля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиева А.В., объяснения представителя Управления Росреестра по РК Санжиевой Ю.П., поддержавшей доводы своей жалобы, кадастрового инженера Мушаева Е.И., возражения представителей ответчика Дюмкеевой В.Ц. и Хокшанова Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лиджиев Б.С. обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что в 1998 г. ему в собственность для ведения садоводства передан земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный в районе радиостанции г. Элисты. Данный земельный участок является частью земельного массива общей площадью 41,4 га, предоставленного в 1993 г. в коллективно-долевую собственность садоводческому товариществу "Университет-2".
Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее Министерство) 22 октября 2012 г. издано распоряжение N 1832 о формировании в западной части г. Элисты земельного участка площадью 35 га из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. Земельный участок Министерством образован таким образом, что является частью земельного массива предоставленного садоводческому товариществу "Университет-2" и полностью "поглотил" его земельный участок. Следовательно, земли, на которых Министерство образовало земельный участок, не относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Считает, что оспариваемым распоряжением нарушено его право собственности. Постановка на государственный кадастровый учет, сформированного Министерством земельного участка, неправомерна ввиду незаконности распоряжения.
Ссылаясь на ст. 12, 13, 304 Гражданского кодекса РФ, ст. 61 Земельного кодекса РФ просил суд признать распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия N 1832 от 22 октября 2012 г. незаконным. Возложить на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия обязанность снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 08:146031002:289 площадью 35 га, расположенный в западной части г. Элисты.
Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Его представитель Хурманова Н.Б. заявленные требования поддержала.
Представители ответчика Хокшанов Е.А. и Дюмкеева В.Ц. иск не признали.
Представитель третьего лица - филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия Манджиева К.С. разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Представитель администрации г.Элисты Дамбинов Н.В. заявленные требования не признал.
Представитель Управления Росреестра по РК, извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился. В предыдущем судебном заседании просил исковые требования удовлетворить.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 февраля 2014 г. в удовлетворении исковых требований Лиджиева Б.С. отказано.
В апелляционных жалобах представители истца Церенов Б.В. и Хурманова Н.Б. просят решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считают, что суд незаконно признал межевой план земельного участка Лиджиева Б.С. недопустимым доказательством, неверно отразил в решении показания кадастрового инженера Мучаева Е.И., не дал оценки показаниям других свидетелей. Вывод суда о том, что межевание земельного участка Лиджиева Б.С. проведено в условной системе координат без привязки к опорной межевой сети не соответствует действительности. Считают, что координаты пунктов полигонометрии 11105 и "Траншейный" совпадают.
Представитель Управление Росреестра по РК Санжиева Ю.П. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что право собственности Лиджиева Б.С. на его земельный участок является ранее возникшим, а сам земельный участок считается ранее учтенным. Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимость земельный участок сформирован Министерством из земель, находящихся в собственности физических лиц и муниципального образования г. Элиста. Ссылается на то, что Управление Росреестра по РК не было извещено о времени и месте судебного заседания.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, ответчиком в суд апелляционной инстанции представлены письменные возражения.
Истец и его представители Церенов Б.В. и Хурманова Н.Б., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились. В ходатайствах истец и его представитель Церенов Б.В. просили рассмотрение дела отложить. Лиджиев Б.С. указал, что он болен, а его представитель сослался на занятость в другом судебном заседании. Вместе с тем, доказательств уважительности причин неявки ими не представлено. Ранее рассмотрение дела откладывалось по ходатайству истца на удобную ему дату.
С учетом изложенного, мнения других участников судебного разбирательства, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия признает причины неявки истца и его представителя неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав мнения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалыдела, обсудив доводы жалоб и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение издано Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством, и каких-либо прав Лиджиева Б.С. не нарушает.
С данными выводами следует согласиться.
Частью 1 статьи 3 ГПК РФ предусмотрено, что судебной защите подлежит только нарушенное либо оспариваемое право. В силу ст. 11 ГК РФ судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, осуществляется перечисленными в ст. 12 Кодекса способами.
По правилам ст. 12 ГК РФ способами защиты права является, в частности, требование о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с абз.1 ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п.1 ст.61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Как усматривается из материалов дела, Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия 22 октября 2012 г. издано распоряжение N 1832, которым постановлено сформировать на территории г. Элисты земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенный для последующего однократного бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям участникам ВОВ и семьям имеющим в своем составе ребенка инвалида, в целях жилищного строительства, площадью 35 га, расположенный по адресному ориентиру: западная часть г. Элисты. Отделу по работе с физическими лицами поручено обеспечить проведение необходимых кадастровых работ по формированию данного земельного участка и постановку его на государственный кадастровый учет.
Согласно п. 1 ст. 11 3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти.
В соответствии со ст. 4 Закон Республики Калмыкия от 09.04.2010 N 177-IV-З (в ред. Закона РК от 02.03.2012 N 336-IV-З) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в республиканской собственности, осуществляется на основании решений Правительства Республики Калмыкия или уполномоченного им органа исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере управления и распоряжения земельными участками в пределах их компетенции, установленной статьей 3 настоящего закона.
Пунктом 1 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (действующего на момент принятия оспариваемого распоряжения), утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.11.2010 N 336 предусмотрено, что Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия правомочия собственника по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в собственности Республики Калмыкия в пределах, установленных законодательством.
Согласно пп. 6.3.1, 6.3.4 п. 6.3 названного Положения Министерство в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Элиста. Принимает решение об образовании земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Элиста, обеспечивает проведение при этом кадастровых работ.
Таким образом, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, издавая 22 октября 2012 г. распоряжение N 1832, действовало в пределах, возложенных на него полномочий, руководствуясь действующим на тот момент законодательством.
В части нарушения прав собственника истец обосновывал свои требования тем, что границы образованного Министерством земельного участка площадью 35 га налагаются на границы принадлежащего ему земельного участка.
Из материалов дела видно, что во исполнение распоряжения N 1832 в западной части г. Элисты были проведены необходимые кадастровые работы по формированию земельного участка. По заказу Министерства кадастровым инженером 26 октября 2012 г. подготовлен межевой план образованного земельного участка площадью 35 га. Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия от 22 ноября 2012 г. земельный участок площадью 35 га, расположенный в западной части г. Элисты, постановлен на государственный кадастровый учет в кадастровом квартале 08:14:031002. Согласно кадастровому плану территории общая площадь указанного кадастрового квартала составляет 205,37 га. Постановлением администрации г. Элисты от 7 мая 2013 г. вид разрешенного использования данного земельного участка изменен с использования "в целях жилищного строительства" на "для организации питомника".
Постановлением Мэра г. Элисты от 12 мая 1998 г. N 469 Лиджиеву Б.С. для ведения садоводства в частную собственность передан земельный участок в районе радиостанции площадью 1000 кв.м., при этом границы указанного земельного участка определены не были. Постановлением Мэрии г. Элисты от 8 ноября 2012 г. N 2343 данному земельному участку присвоен адрес: г. Элиста, садоводческое товарищество "Университет-2", N 115. Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия от 27 декабря 2012 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке истца в кадастровом квартале 08:14:031002. Лиджиеву Б.С. 8 февраля 2013 г. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с присвоением кадастрового номера 08:14:031002:290. В связи с уточнением местоположения границ земельного участка кадастровым инженером Мучаевым Е.И. по заказу истца 4 сентября 2013 г. изготовлен межевой план. Границы земельного участка на местности в натуре определялись на основании пояснений представителя истца и имевшихся там металлических колышек. 18 сентября 2013 г. истец обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия с заявлением о государственном кадастровом учете изменений данного земельного участка. Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия 7 октября 2013 г. в связи с пересечением границ земельного участка истца с земельным участком, образованным Министерством (кадастровый N 08:14:031002:289), принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета.
Фактически Лиджиев Б.С. оспаривает установление границ земельного участка, сформированного во исполнение распоряжения Министерства.
Вместе с тем, исходя из положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, согласно которым суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, предметом настоящего судебного разбирательства является законность ненормативного акта исполнительного органа государственной власти. Оснований для выхода за пределы заявленных требований не имеется.
Из оспариваемого распоряжения Министерства видно, что земельный участок постановлено сформировать по адресному ориентиру: западная часть г. Элисты. При этом в распоряжении не указаны конкретные координаты местоположения границ формируемого земельного участка. Следовательно, само по себе распоряжение Министерства каких-либо положений, которые затрагивают права и охраняемые законом интересы истца не содержит.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для признания незаконным распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 22 октября 2012 г. N 1832.
Из протокола судебного заседания от 14 февраля 2014 г. следует, что представитель Управления Росреестра по РК был извещен об отложении слушания дела на 20 февраля 2014 г., а потому доводы жалобы о неизвещении Управления Росреестра по РК о времени и месте рассмотрения дела не соответствует фактическим обстоятельствам.
Оснований для разрешения требований о возложении на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия обязанности снять с кадастрового учета сформированный Министерством земельный участок с учетом его процессуального статуса не имелось, поскольку исковые требования к указанному лицу по настоящему делу не заявлялись.
С учетом изложенного доводы апелляционных жалоб о том, что границы сформированного во исполнение оспариваемого распоряжения земельного участка площадью 35 га накладываются на границы земельного участка истца, правового значения для правильного разрешения настоящего дела не имеют.
В этой связи выводы суда первой инстанции относительно месторасположения земельных участков являются излишними, т.к. они не являлись юридически значимыми и не подлежали проверке в рамках дела об оспаривании распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия N 1832 от 22 октября 2012 г. Не имелось оснований и для оценки представленных доказательств в этой части, поскольку согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает и оценивает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Таким образом, решение суда первой инстанции является по существу правильным и оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьи 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей истца Церенова Б.В. и Хурмановой Н.Б., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиевой Ю.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Г.В. Панасенко
А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.