Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Н.А.Губаевой,
судей Р.Р.Насибуллина, Г.А.Сахиповой,
при секретаре Ю.А.Гордеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Д.Д.Курбанова на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 25 марта 2014 года, которым постановлено:
исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N11 по Республике Татарстан к Д.Д.Курбанову о взыскании транспортного налога, пени по транспортному налогу, земельного налога и пени по земельному налогу - удовлетворить.
Взыскать с Д.Д.Курбанова в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N11 по Республике Татарстан задолженность по транспортному налогу за 2010 и 2011 годы в размере 108 971 (сто восемь тысяч девятьсот один) рубль 31 копеек и пени в размере 61 (шестьдесят один) рубль 04 копейки; по земельному налогу за 2009, 2010, и 2011 годы в размере 103 980 (сто три тысяч девятьсот восемьдесят) рублей 94 копейки и пени в размере 368 (триста шестьдесят восемь) рубль 92 копейки.
Взыскать с Д.Д.Курбанова государственную пошлины в размере 5 333 (пять тысяч триста тридцать три) рубля 82 копейки в бюджет Заинского муниципального района согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении встречных исковых требований Д.Д.Курбанова к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N11 по Республике Татарстан о возложении обязанности применения рыночной стоимости земельного участка, установленную на 01 января 2010 года и произведения перерасчета суммы земельного налога с 01 января 2011 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Д.Д.Курбанова - И.И.Лобачева, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N11 по Республике Татарстан обратилась в суд с иском к Д.Д.Курбанову о взыскании налога и пени по транспортному и земельному налогу.
В обоснование требований указывается, что за ответчиком зарегистрировано право собственности транспортные средства, на которые был исчислен транспортный налог и направлены соответствующие налоговые уведомления: N842247 с исчисленной суммой налога на транспортное средство OPEL OMEGA, гос.рег. знак ... за 2010 год в размере 7083 руб. 33 коп., за 2011 год - 8 500 руб.;
- за МАН19372 гос.рег.знак ... за 2010 год - 31 450 руб., за 2011 год - 31 450 руб.
-за ЕРФ ЕКС 11,42 МТ гос.рег.знак ... за 2010 год 35 700 руб., за 2011 год - 35 700 руб.
-за УАЗ 3396201 гос.рег.знак ... , за 2010 год - 920 руб., за 2011 год -920 руб.
Также ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 6130 кв.м. Ему было направлено налоговое уведомление N497084 об уплате земельного налога за 2009, 2010, 2011 годы, который составляет за 2009 год 31 520 руб.92 коп., за 2010 год - 31 520 руб. 92 коп.; за 2011 год - 50432 руб.21 коп.
В связи с неуплатой налогов ответчику было направлено требование N 785 от 24 января 2013 года об уплате транспортного налога в размере 110971 руб. 31 коп., а также пени - 61 руб.04 коп. сроком уплаты до 13 февраля 2013 года и требование N 44703 от 28 ноября 2012 года об уплате земельного налога в размере 111231 руб. 17 коп. и пени в размере 368 руб.92 коп. сроком уплаты до 18 декабря 2012 года.
На сегодняшний день задолженность по налогам погашена частично. В связи с чем, уточнив в ходе судебного разбирательства по делу заявленные требования, истец просил суд взыскать с ответчика транспортный налог за 2010, 2011 годы в размере у 108971 руб. 31 коп и пени 61 руб. 04 коп, а также задолженность по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 годы - 103980 руб. 94 коп. и пени - 368 руб. 92 коп.
Д.Д.Курбанов с иском не согласился, завил встречный иск о возложении на Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России N11 по Республике Татарстан обязанности по перерасчету земельного налога.
В обоснование требований указывается, что он является собственником 1/2 доли земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" , общей площадью 6139 кв.м. Налог на земельный участок был начислен ему исходя из завышенной кадастровой стоимости, тогда как на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан его рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2010 года составляет 4 249 344 руб. Также указал, что задолженность по транспортному налогу им погашена в полном объеме.
В письменном отзыве представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N11 по Республике Татарстан со встречным иском не согласился.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Д.Д.Курбанов просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. При этом указывается, что взыскание задолженности по земельному налогу за 2009 и 2010 годы являются необоснованными, поскольку пропущен срок предъявления требований. Кроме того, при исчислении земельного налога применена завышенная кадастровая стоимость.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец в судебное заседание не явился, о явке извещен по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 данного Кодекса основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Судом по делу установлено, что Д.Д.Курбанов является собственником земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес" , которым владел в 2009, 2010, 2011 годах.
В его адрес было направлено налоговое уведомление N497084 без указания даты формирования об исчислении земельного налога в сумме 111231 руб. 17 коп., из которого усматривается, что налог начислен исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости участка) в размере 4202 789 руб. за 2009 и 2010 годы с налоговой ставкой 1,5 и стоимости 7758802 руб. за 2011 год с налоговой ставкой 1,3.
На эту же сумму налога Д.Д.Курбанову было направлено требование об уплате налога N 785 от 24 января 2013 года.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 3 сентября 2013 года постановлено внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ... , указав рыночную стоимость 4249 344 руб.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный налог за 2011 год за спорный земельный участок должен быть исчислен исходя из определенной по состоянию на 01 января 2011 года налоговым органом его кадастровой стоимости в размере 7 758802 руб.
Однако такие выводы суда противоречат требованиям закона.
Судебная коллегия считает не соответствующей требованиям закона и позицию налогового органа, предъявившего иск о взыскании с Д.Д.Курбанова недоимки по земельному налогу за 2011 год, исчисленному исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 7 758802 руб., определенной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан".
На основании пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 165-О-О от 03 февраля 2010 года, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Вместе с тем, такое правое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодательством для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По правилам пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по земельному налогу определен, как календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно части 3 статьи 24 Конституции Республики Татарстан законы Республики Татарстан подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона Республики Татарстан от 06 апреля 2005 г. N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу актов Кабинета Министров Республики Татарстан определяется законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Статьей 5 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина" определено, что днем официального опубликования нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина считается обязательная первая публикация их полного текста с пометкой "официальное опубликование" в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", журнале "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Аналогичное положение закреплено и в пункте 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524, согласно которому официальным опубликованием постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан считается публикация их текстов в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти".
Текст постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 официально опубликован 02 февраля 2011 года в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти", то есть, после наступления рассматриваемого по делу налогового периода, что не отрицалось налоговым органом.
При таком положении, с учетом требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О, размер кадастровой стоимости, утвержденный данным нормативным актом, не подлежит применению за 2011 год, а может применяться лишь с 01 января 2012 года, то есть, в следующем налоговом периоде.
Доводы представителя налогового органа о том, что в самом постановлении указано о применении установленной им кадастровой стоимости с 01 января 2011 года, несостоятельны в силу вышеизложенного.
При исчислении размера земельного налога за 2011 год в данном случае следует исходить из ранее установленной кадастровой оценки спорного земельного участка.
Согласно представленным суду апелляционной инстанции на основании полученных из Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан данных стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату постановки его ответчиком на кадастровый учет - январь 2010 года составляла 4202789 руб. 03 коп.
В связи с чем, подлежащая уплате Д.Д.Курбановым сумма налога за 2011 год с применением коэффициента 1,3 составляет 27 318 руб. 13 коп.
С учетом изложенного решение суда в части взыскания земельного налога подлежит изменению с вынесением нового решения о взыскании с ответчика в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан с учетом суммы налога за 2011 год в указанном размере, а также земельного налога за 2009 год - 22027 руб. 81 коп., за 2010 год - 31520 руб. 92 коп., всего в сумме 80866 руб. 86 коп.
Доводы ответчика о пропуске налоговым органом срока для взыскания задолженности налогам за 2009 год, являются несостоятельными, поскольку в силу требований части 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Что касается доводов ответчика о том, что им задолженность по транспортному налогу погашена в полном, то они были предметом исследования и оценки по существу заявленных требований, и они обоснованно отклонены как несостоятельные, поскольку с учетом представленных ответчиком квитанций об уплате, истцом требования были скорректированы и уточнены.
С Д.Д.Курбанова подлежит взысканию также государственная пошлина.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенные требования имущественного характера с ответчика в доход бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 2625 руб. 98 коп.
Таким образом, решение суда в части взыскания земельного налога, как принятое с нарушением норм материального права подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 25 марта 2014 года по данному делу в части взыскания земельного налога отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить частично
Взыскать с Д.Д.Курбанова в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N11 по Республике Татарстан задолженность по земельному налогу в сумме 80866 руб. 86 коп. и в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 2 625 руб. 98 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.