Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Нурмиева М.М., Сазоновой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Каримове С.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Мансурова М.М., Тихомировой С.В., на решение Вахитовского районного суда города Казани от 27 марта 2014 года, которым отказано в удовлетворении иска Мансурова М.М. к федеральному государственному казённому учреждению "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан" о признании решения об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности принять на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Мансурова М.М. и его представителя Тихомировой С.В., поддержавших жалобу, представителя ответчика федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан" Прыгунова Р.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мансуров М.М. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казённому учреждению "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан" о признании решения об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности принять на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование иска указано, что Мансуров М.М. является дежурным ПЦО ОВО по Менделеевскому району филиала ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан", проходит службу в органах внутренних дел с 18 сентября 2001 года, общий стаж службы составляет 12 лет 2 месяца. Решением жилищной комиссии ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан" от 04 апреля 2013 года Мансурову М.М. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью жильём.
Мансуров М.М. указывает, что проживает совместно с семьей в составе трёх человек в принадлежащем его отцу Мансурову М.А. жилом доме в изолированном жилом помещении, имеющим отдельный вход, членом семьи Мансурова М.А. не является, ведёт отдельное хозяйство. В связи с этим, Мансуров М.М. просил признать отказ ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан" незаконным, признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, поставить на очередь с включением в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления с 30 мая 2012 года, признать право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец Мансуров М.М. и его представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан" с иском не согласился.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Мансурова М.М., Тихомирова С.В. просит решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. В жалобе отмечается, что Мансуров М.М. не является членом семьи Мансурова М.А. по смыслу положений части 2 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Из материалов дела следует, что дежурный пункта централизованной охраны отдела вневедомственной охраны по Менделеевскому району - филиала ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан" Мансуров М.М. проходит службу в органах внутренних дел с 18 сентября 2001 года, общий стаж службы составляет 12 лет 2 месяца.
По состоянию на 23 апреля 2012 года Мансуров М.М. в составе семьи из четырёх человек зарегистрирован и проживает в принадлежащем Мансурову М.А. жилом помещении, расположенном по адресу: город Менделеевск, переулок Набережный, дом N 8, общей площадью 124,8 кв.м., жилой 55,7 кв.м, вселён в указанное жилое помещение в качестве члена семьи собственника жилого помещения, право пользования указанным жилым помещением не утратил.
Решением заседания центральной жилищной комиссии МВД по Республике Татарстан от 04 апреля 2013 года в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Мансурову М.М. в составе семьи из трёх человек отказано с указанием на то, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 18 кв.м.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из того, что обеспеченность каждого члена семьи Мансурова М.М. жилой площадью превышает установленную пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учетную норму.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна.
Довод жалобы о том, что Мансуров М.М. не является членом семьи Мансурова М.А. по смыслу положений части 2 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку основан на неверном толковании норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанная норма права определяет круг лиц, относящихся к членам семьи сотрудника органов внутренних дел и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в целях реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе в целях определения размера данной выплаты.
Вместе с тем, истец и его отец Мансуров М.А. проживают и зарегистрированы в одном жилом помещении, являются близкими родственниками. Мансуров М.М. вселён в принадлежащий Мансурову М.А. дом в качестве члена семьи собственника жилого помещения, совместно с Мансуровым М.А. несёт расходы по платежам за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации при определении нуждаемости истца в улучшении жилищных условий и отнесении его к членам семьи собственника жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения, поскольку не опровергают выводы суда, послужившие основанием для его принятия.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, которым выводы суда соответствуют, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела не допущено.
Решение суда следует признать законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда города Казани от 27 марта 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мансурова М.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.