Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Сазоновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении негосударственного образовательного учреждения "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" по протесту прокурора Калининского района города Челябинска и жалобе негосударственного образовательного учреждения "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" на постановление судьи Калининского районного суда города Челябинска от 14 мая 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калининского районного суда города Челябинска от 14 мая 2014 года негосударственное образовательное учреждение "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" (далее по тексту НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 170 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Калининского района города Челябинска обратился в Челябинский областной суд с протестом, в котором просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование доводов протеста указывает, что назначенное юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей не отвечает задачам административного законодательства и целям административного наказания, поскольку несмотря на неоднократные выявления аналогичных нарушений в 2011 и 2012 годах юридическое лицо продолжает нарушать действующее законодательство, осуществляя образовательную деятельность без лицензии. Полагает необходимым назначить НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" наказание в виде приостановления деятельности юридического лица.
2
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что юридическое лицо является консультативно-репетиторским пунктом, не осуществляет образовательную деятельность, требующую лицензирования. Ссылается на отсутствие в действиях юридического лица признака неоднократности, поскольку последний раз юридическое лицо привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние свыше одного года назад. Полагает назначенное наказание в виде штрафа в размере 170 ООО рублей несоответствующим характеру и степени общественной опасности проступка, поскольку учреждение существует полностью на пожертвования еврейской общины и не может позволить уплату штрафа без фактически полного сокращения финансирования учреждения и нарушения ввиду этого прав несовершеннолетних на дополнительное образование. Ссылается на то обстоятельство, что дело было рассмотрено фактически 14 мая 2014 года, а в постановлении указана дата рассмотрения дела как 14 апреля 2014 года, что, по мнению подателя жалобы указывает на основание для отмены обжалуемого постановления.
В судебном заседании защитник НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" Кулаков А.А., доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Прокурор Калининского района города Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил, в связи с чем на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения не нахожу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства,
3
имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, судья выполнил указанные требования закона.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа в на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 26 марта 2014 года в ходе проведенной прокуратурой Калининского района города Челябинска проверки деятельности юридического лица НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 33 "а" были выявлены нарушения требований законодательства об образовании и лицензировании, а именно, в ходе проверки было установлено, что учреждение не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
Таким образом, совершенное НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом
4
образования "ОР АВНЕР" деяние правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административной правонарушении от 04 апреля 2014 года, Уставом НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР", свидетельством о внесении записей в ЕГРЮЛ, объяснениями законного представителя юридического лица, тарификацией на 2013-2014 гг., табелем рабочего времени, расписанием занятий, списком учащихся на 2013-2014 учебный год, календарно-тематическим планированием по предметам, заявлениями о приеме на работу, приказами о приеме на работу на должность преподавателей (учителей), договором аренды федерального недвижимого имущества N 1 от 31 декабря 2010 года, иными представленными в дело доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" о том, что юридическое лицо является консультативно-репетиторским пунктом, не осуществляет образовательную деятельность, требующую лицензирования, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
Так из материалов дела следует, что НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" является собственностью иудейской религиозной организации "Еврейская община "Иудим" и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным данной религиозной организацией. НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" является правопреемником НОУ "Челябинская основная общеобразовательная школа еврейской культуры и традиций", зарегистрирована в качестве юридического лица 06 июля 1998 года.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" реализует основные и дополнительные образовательные программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
В ходе проведения проверки установлено, что в НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" обучаются 24 несовершеннолетних ребенка по утвержденным директором школы расписанием занятий на 2013-2014 год.
В помещении НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР"
5
оборудованы классы для занятий, в которых находятся парты, ученические доски, имеется кухня, помещение для раздачи пищи, укомплектован штат педагогических работников в соответствии со штатным расписанием, утвержденным директором.
Из письменных объяснений директора НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" Харахориной О.Я., а также пояснений защитника юридического лица, данных в судебном заседании, следует, что дети посещают учреждение с 09 часов утра и до окончания учебного дня, получают образование, помимо общеобразовательных программ детей обучают предмету "еврейские традиции", дети два раза в день питаются в учреждении, их привозит и увозит в школу транспорт.
При изложенных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, полагаю установленным факт осуществления НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" образовательной деятельности. При этом лицензия на право осуществления образовательной деятельности у учреждения отсутствует.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что юридическим лицом НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" допущены нарушения требований Федерального закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки в жалобе НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" на то обстоятельство, что факт осуществления образовательных услуг не подтвержден журналом учета успеваемости, который должен быть изъят в ходе прокурорской проверки, утверждение жалобы о том, что указание о приеме работников на 2013-2014 год на должность преподавателей (учителей) не подтверждает факт ведения образовательной деятельности, поскольку сделано исключительно в интересах работников с целью продолжения непрерывного педагогического стажа, не опровергают установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного постановления.
Тот факт, что дело было рассмотрено фактически 14 мая 2014 года, а в постановлении указана дата рассмотрения дела как 14 апреля 2014 года, вопреки утверждению жалобы НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР", не является основанием для отмены обжалуемого
6
постановления, поскольку свидетельствует о допущенной судом первой инстанции технической опечатке, которая была устранена в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без изменения содержания постановления.
Ссылки в жалобе на отсутствие в действиях юридического лица признака неоднократности, поскольку последний раз юридическое лицо привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние свыше одного года назад, несостоятельны ввиду следующего. Судья районного суда в мотивировочной части постановления действительно указал, что ранее учреждение привлекалось к административной ответственности на основании постановления судьи Калининского районного суда города Челябинска от 17 декабря 2012 года, однако это обстоятельство не было признано отягчающим ответственность юридического лица и не повлияло на вид и размер назначенного ему наказания.
Ссылка в жалобе НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" и протесте прокурора Калининского районного суда города Челябинска на несправедливость назначенного юридическому лицу судьей районного суда наказания несостоятельна.
В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Решая вопрос о назначении НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" административного наказания, судья выполнил требования статей 3.1, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учел характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Наказание назначено НОУ "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" в пределах установленной частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской
7
Федерации об административных правонарушениях санкции. Следует также отметить, что юридическому лицу назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено судом правильно. Оснований для его смягчения, о чем ставится вопрос в жалобе юридического лица, либо ужесточения путем назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, о чем ставится вопрос в протесте прокурора, не имеется.
Материалы дела не содержат сведений о наличии существенных процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
При таких обстоятельствах, постановление судьи районного суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда
РЕШИЛ:
постановление судьи Калининского районного суда города Челябинска от 14 мая 2014 года оставить без изменения, протест прокурора Калининского района города Челябинска и жалобу негосударственного образовательного учреждения "Челябинская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом образования "ОР АВНЕР" - без удовлетворения.
Судья:
у ^иГА I Т
Жуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.