Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.
судей Белодеденко И.Г., Тарасовой О.Н.
при секретаре "данные изъяты"
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца С. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 февраля 2014 года по делу
по иску С. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Алтайскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, Отделению Федерального казначейства по г.Рубцовску Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю о взыскании среднего заработка в связи с увольнением,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, ОФК по г.Рубцовску УФК по Алтайскому краю, УФСИН России по Алтайскому краю о взыскании среднего заработка. С учетом уточнения требований истец просил взыскать с надлежащего ответчика среднемесячный заработок за период с (дата) по (дата) в размере "данные изъяты" ., компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" .
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с (дата) по (дата) он проходил службу в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю, уволен (дата) на основании п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от (дата) *** по сокращению штата. Среднемесячный заработок истца перед увольнением составил "данные изъяты" . С. считает, что поскольку в течение трех месяцев после увольнения он не был трудоустроен, на основании ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации за ним сохраняется средний месячный заработок в течение трех месяцев. При обращении С. в ФКУ ИК-5 с заявлением о выплате среднемесячного заработка за спорный период, ответ не получен. Действиями работодателя истцу причинены нравственные страдания, размер компенсации которых он оценивает в "данные изъяты" .
В связи с изложенным истцом заявлены вышеуказанные требования.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 февраля 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение городского суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы истец указал, что выводы суда противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Статья 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора в связи с сокращением численности или штата организации, а именно, выплату увольняемому работнику среднего заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев, а в исключительных случаях не свыше трех месяцев со дня увольнения. Пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусматривает выплату единовременного пособия в случае увольнения независимо от причин увольнения, однако не в размере среднего месячного заработка, а в размере оклада денежного содержания, что значительно меньше. Указанная норма не предусматривает гарантий и компенсаций работникам, связанных с расторжением трудового договора в связи с сокращением штата работников. Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство состоит из настоящего Кодекса и федеральных законов, законов субъекта, содержащих нормы трудового права. При этом нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае их противоречия подлежит применению Трудовой кодекс Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика УФСИН России по Алтайскому краю просит оставить решение суда без изменения, указывая, что порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и предоставление социальных гарантий в случае увольнения, регулируется специальным законодательством, в связи с чем, положения статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации не подлежат применению к возникшим правоотношениям.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю Л. , представителя ответчика УФСИН России по Алтайскому краю П. , возражавших против отмены решения городского суда, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Судом установлено, что С. в период с (дата) по (дата) проходил службу в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю. Приказом начальника учреждения от (дата) *** старший прапорщик внутренней службы, младший инспектор 2 категории отдела охраны С. уволен на основании пункта "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от (дата) *** по сокращению штата с выплатой выходного пособия в размере двух окладов денежного содержания. Факт выплаты выходного пособия в сумме "данные изъяты" . подтверждается платежным поручением от (дата) *** и не оспаривается истцом.
Заявляя требования о взыскании среднего заработка в период после увольнения, истец ссылается на положения ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что положения статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации не распространяются на работников уголовно-исполнительной системы, служебная (трудовая) деятельность которых регулируется специальным законодательством.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п.7 ст. 3 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
Кроме того, порядок прохождения службы и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной "данные изъяты" Приказом Минюста России от 06.06.2005 N 76.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на отдельные категории лиц, если это установлено федеральным законом.
Специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления на службу, ее прохождения, а также основания и порядок увольнения со службы, вправе устанавливать в этой сфере и особые правила.
Установление таких правил (специальных требований) допускается и не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.
При этом трудовое законодательство может распространяться на сотрудников уголовно-исполнительной системы только в части, которая не урегулирована специальным законодательством.
Истцу, как сотруднику органов внутренних дел, уволенному со службы в органах уголовно-исполнительной системы по сокращению штата, государство специальными правовыми актами гарантировало компенсационные выплаты при увольнении. В связи с этим, положения Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе ст. 178 Кодекса, предусматривающие иные социальные гарантии при увольнении работников, не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Требований о предоставлении социальных гарантий при увольнении, предусмотренных нормами специального законодательства, истцом не заявлено.
Рассматривая дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.