Судья Свердловского областного суда Шумков Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения ... " ... центральная районная больница" на решение судьи ... городского суда ... от ( ... ) , вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ... от ( ... ) государственному бюджетному учреждению здравоохранения ... " ... центральная районная больница" (далее - ... ЦРБ) по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей. Правонарушение выявлено ( ... ) в ходе проверки.
Должностным лицом установлено, что согласно картам аттестации рабочих мест по условиям труда санитарка (мойщица), медицинские сестры и врачи-специалисты отделения функциональной диагностики ... ЦРБ работают во вредных условиях труда, однако ... ЦРБ, в нарушение ст.ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 с ( ... ) не предоставляет указанным работникам дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с работой во вредных условиях труда продолжительностью 12 рабочих дней, не предоставляет компенсации за работу во вредных условиях труда в виде повышения заработной платы не менее чем на 4%, а продолжительность их рабочего времени превышает установленный размер, составляя 37 часов в неделю.
По результатам рассмотрения жалобы решением судьи городского суда постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе законный представитель ... ЦРБ ставит вопрос об отмене решения судьи и постановления должностного лица, и о прекращении производства по делу. В обоснование доводов указывает, что право на компенсации возникает у работника только при работе во вредных условиях труда. Рабочее место санитарки (мойщицы) аттестовано с комплексной оценкой "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда", то есть на рабочем месте отсутствуют вредные условия труда, поэтому лицу, выполняющему эту работу, не положен дополнительный оплачиваемый отпуск. Остальные работники (врачи и медицинские сестры) имеют по два рабочих места: в помещении стационара, где имеются вредные условия труда и в поликлинике, где таких условий не имеется. Однако все эти работники отнесены к работникам поликлиники, где фактически осуществляют работу, и где у них ведется учет рабочего времени. Рабочие места этих работников также аттестованы с комплексной оценкой "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда", что подтверждает отсутствие нарушения трудового законодательства. Нарушение должностным лицом было установлено на основании карт аттестации рабочих мест по условиям труда, при оформлении которых допущены ошибки. Однако все эти обстоятельства надлежащей правовой оценки не получили ни при рассмотрении дела об административном правонарушении, ни при рассмотрении жалобы судьей городского суда. Всем указанным работникам предоставляется одна компенсация - дополнительный отпуск в количестве 7 дней.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав защитника ... ЦРБ Сафиуллина Р.Х., поддержавшего доводы жалобы, возражения должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность, в том числе и юридических лиц, за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, действовавшей до 01 января 2014 года):
- для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливалась сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 92).
- работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов предоставлялся на дополнительный оплачиваемый отпуск. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска таким работникам и условия его предоставления устанавливались в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации , с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 117). При этом в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ст. 121).
- оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливалась в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. (см. текст в предыдущей редакции)
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливались в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации , с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 147).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливались следующие компенсации:
- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда трудовым законодательством Российской Федерации установлены аналогичные гарантии и компенсации и с 01 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте (ст.ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации работникам не устанавливаются, в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда.
Условия труда по степени вредности и опасности, исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, согласно "Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденному Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 года, условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:
1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья (п. 4.2)
Как видно из карты аттестации рабочего места санитарки (мойщицы) отделения функциональной диагностики ... ЦРБ от ( ... ) , данное рабочее место по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесено ко 2-му классу условий труда, то есть к допустимым условиям труда, относящимся к условно безопасным (л.д. 18-20).
Доказательств наличия на этом рабочем месте опасных условий труда (условий, относящихся к 3-му классу), материалы дела не содержат.
Таким образом, необходимость установления работнику, осуществляющему работу по данной профессии, гарантий и компенсаций, предусмотренных ст.ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870, материалами дела не подтверждена. Следовательно, не доказано нарушение указанных нормативных актов трудового законодательства в отношении санитарки (мойщицы) отделения функциональной диагностики ... ЦРБ.
В соответствии с картами аттестации рабочих мест (расположенных в стационаре) медицинской сестры и врача-специалиста отделения функциональной диагностики ... ЦРБ работа на данных рабочих местах (в стационаре) связана с вредными условиями труда, поскольку характеризуется 3.1 классом условий труда (л.д. 27-32). А, следовательно, лицам, осуществляющим работу по этим специальностям в ... ЦРБ в таких условиях труда, положены гарантии и компенсации, предусмотренные ст.ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870.
Вместе с тем, из материалов дела также усматривается, что врачи-специалисты и медицинские сестры отделения функциональной диагностики Сухоложской ЦРБ (одни и те же лица, поименованные в обжалуемом постановлении должностного лица) осуществляют свои трудовые функции не только в стационаре, где имеются вредные условия труда, но и в поликлинике, где условия их труда, согласно картам аттестации рабочих мест, условно относятся к безопасным условиям труда, поскольку имеют 2-й класс (л.д. 21-26), при работе в которых вышеназванные гарантии и компенсации не полагаются.
Таким образом, врачи-специалисты и медицинские сестры отделения функциональной диагностики ... ЦРБ, осуществляя свою трудовую деятельность, как в безопасных условиях труда, так и во вредных условиях труда, в силу ст.ст. 121, 117 Трудового кодекса Российской Федерации имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда, но только за фактически отработанное время во вредных условиях труда, а общая продолжительность их рабочего времени, с учетом положений ст.ст. 91 и 92 Трудового кодекса Российской Федерации, также должна устанавливаться пропорционально времени, отработанному во вредных условиях труда.
Врачам и медицинским сестрам вышеназванного отделения ... ЦРБ, как следует из материалов дела, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 7 дней, а продолжительность их рабочего времени составляет 37 часов в неделю, то есть менее чем нормальная продолжительность, установленная ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации (40 часов в неделю). Однако в деле нет доказательств, свидетельствующих о том, что эти продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска и рабочего времени не пропорциональны фактическому времени их работы во вредных условиях труда. Поэтому судья приходит к выводу о недоказанности нарушений требований ст. ст. 92 и 117 Трудового кодекса Российской Федерации со стороны ... ЦРБ в отношении названных специалистов.
В то же время, из материалов дела следует, что врачам-специалистам и медицинским сестрам отделения функциональной диагностики ... ЦРБ компенсация в виде повышения оплаты труда за работу во вредных условиях труда не производится, что не оспаривалось защитником ... ЦРБ в настоящем судебном заседании. Однако в соответствии с положениями ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации такая компенсация должна предоставляться исходя из фактической продолжительности их работы во вредных условиях труда. Следовательно, со стороны ... ЦРБ имеет место нарушение требований ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, выводы должностного лица о нарушении ... ЦРБ требований трудового законодательства (ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации) являются правильными, а содеянному дана правильная квалификация по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание ... ЦРБ назначено в пределах санкции названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера правонарушения.
Следовательно, не имеет оснований для отмены принятых по делу решений, как в части квалификации содеянного, так и в части назначенного наказания.
Доводы жалобы о том, что Примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения ... , утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 06 сентября 2013 года N 1288-ПП не предусматривает возможности применения повышенных коэффициентов к окладам, ставкам для работников отделения функциональной диагностики в связи с опасными, тяжелыми и особыми условиями труда, не опровергают вышеуказанных выводов, поскольку доплата, предусмотренная федеральным законодательством (ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации) полагается вышеназванным работникам исходя из фактических условий их труда.
Руководствуясь ст.ст. 30.9, п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи ... городского суда ... от ( ... ) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения ... " ... центральная районная больница" оставить без изменения, жалобу законного представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения ... " ... центральная районная больница" - без удовлетворения.
Судья Е.С. Шумков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.