судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепёхиной Н.В.,
судей Орловой О.А. и Москалевой Е.В.,
при секретаре Акимовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "Авангард-Агро-Липецк" на решение Тербунского районного суда Липецкой области от 01 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Обязать ООО "Авангард-Агро-Липецк" в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест в СХП "Тербунское-1" "данные изъяты" рабочего места "данные изъяты" ; в МТФ "Большая Поляна" "данные изъяты" рабочих мест должности "данные изъяты" , "данные изъяты" рабочего места должности "данные изъяты" .
Взыскать с ООО "Авангард-Агро-Липецк" в доход Тербунского муниципального района Липецкой области госпошлину в сумме "данные изъяты" рублей ".
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Авангард-Агро-Липецк" о понуждении ответчика в трехмесячный срок с даты вынесения решения суда к проведению аттестации ряда рабочих мест в структурных подразделениях МТФ "Большая Поляна" и СХП "Тербунское-1", ссылаясь на то, что в 2013 году ответчиком были утверждены штатные расписания с введением новых должностей, однако аттестация рабочих мест не была проведена, чем нарушены права работников, что было установлено им в результате проверки ДД.ММ.ГГГГ .
В ходе рассмотрения дела прокурор Тербунского района Липецкой области изменил исковые требования и просил обязать ответчика провести вместо аттестации рабочих мест специальную оценку условий труда в шестимесячный срок с даты вынесения судом решения, и с учетом уточнения требований в отношении рабочих мест в СХП "Тербунское-1" "данные изъяты" рабочего места "данные изъяты" ; в МТФ "Большая Поляна" "данные изъяты" рабочих мест должности "данные изъяты" , "данные изъяты" рабочего места должности "данные изъяты" , ссылаясь на нарушение прав работников.
Представители ответчика ООО "Авангард-Агро-Липецк" по доверенности Бондаренко А. Р. и Щербатых Д. А. исковые требования не признали, не отрицали обязанность ООО "Авангард- Агро-Липецк" в проведении специальной оценки условий труда по должностям, заявленным представителем прокуратуры, однако полагали, что требования прокурора о понуждении к проведению специальной оценки условий труда незаконны, так как ими в добровольном порядке принимаются меры к ее проведению, заключены договоры с "данные изъяты" на проведение мероприятий по специальной оценке труда, в которых установлен срок ее проведения. Также указывали на то, что Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 г., вступит в законную силу 08 апреля 2014 года. В связи с чем полагали требования прокуратуры преждевременными. Просили в иске отказать.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и прекратить производство по делу, при этом полагая, что прокурор не вправе был в процессе рассмотрения дела в нарушение требований статьи 39 ГПК РФ изменять основание и предмет иска, а также ссылаясь на то, что требования заявлены преждевременно.
Выслушав представителя ответчика ООО "Авангард-Агро-Липецк" Щербатых Д.А., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Пучкову С.Л., возражавшую против жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как постановленное с нарушением норм материального права.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации в целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти: устанавливают порядок проведения специальной оценки условий труда.
В силу частей 1-3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В силу пункта 1 части 2 статьи 4 вышеуказанного закона работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
Согласно пункту 1 части 1 и части 2 статьи 17 указанного закона внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаев.
В силу статьи 8 закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу ч. 4 ст. 27 закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что на основании приказа генерального директора ООО "Авангард-Агро-Липецк" от ДД.ММ.ГГГГ N с 03.06.2013 года в организационную структуру внесено структурное подразделение СХП "Тербунское 1", а на основании приказа генерального директора ООО "Авангард-Агро-Липецк" от ДД.ММ.ГГГГ N в организационную структуру внесено структурное подразделение МТФ "Большая Поляна", утверждены штатные расписания, которыми введены новые должности, однако ни аттестация рабочих мест по ранее действующему законодательству, ни специальная оценка условий труда в соответствие с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке труда" указанных рабочих мест в ООО "Авангард-Агро-Липецк" не приведена с момента создания данных структурных подразделений, что является нарушением работодателем требований трудового законодательства и трудовых прав работников.
Однако этот вывод суда судебная коллегия считает основанным на неверном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд с иском 26.02.2014 года, т.е. в то время, когда законодательство, предусматривающее обязанность работодателя проводить аттестацию рабочих мест, а именно Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 342н от 26.04.2011 года "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", на которое ссылался прокурор в обоснование изначально заявленных требований, утратило силу, и с 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 426 -ФЗ "О специальной оценке труда", который предусматривает свой порядок проведения специальной оценки труда работников.
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", вступила в законную силу только 08.04.2014 года. То есть указанная Методика на момент принятия судом решения 01.04.2014 года не вступила в силу, соответственно ее применение было невозможно.
Из материалов дела следует, что 09.01.2014 года ООО "Авангард-Агро-Липецк" заключил договоры с "данные изъяты" ", по которым последней поручено проведение специальной оценки условий труда в структурных подразделениях ООО "Авангард-Агро-Липецк": МТФ "Большая Поляна" и СХП "Тербунское 1" в течение 180 дней с момента исполнения заказчиком обязательств по оплате.
Таким образом, судом установлено, что ответчик до проведения прокурором проверки и до предъявления им иска в суд в соответствии с требованиями нового указанного выше законодательства приступил к проведению процедуры специальной оценки рабочих мест, которая должна быть проведена в течение 6 месяцев, и которые на момент принятия решения не истекли.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что оснований для принятия решения об обязании ответчика провести такие действия, которые уже начали проводиться до обращения прокурора в суд с иском, у суда не имелось.
Тот факт, что в 2013 году с момента создания рабочих мест не была проведена ответчиком их аттестация, в данном случае не является основанием для удовлетворения иска в связи с подачей иска прокурором в период действия нового законодательства о проведении специальной оценки труда, так как защита прав работников по законодательству, утратившему силу, невозможна, а по новому законодательству нарушений порядка проведения специальной оценки труда рабочих мест со стороны ответчика не установлено.
Коль скоро, при изложенных обстоятельствах выводы суда об удовлетворении требований прокурора нельзя признать законными и обоснованными, судебная коллегия считает решение суда отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Учитывая, что решение подлежит отмене, соответственно не подлежат взысканию с ответчика и судебные издержки, а именно госпошлина, взысканная судом в размере "данные изъяты" рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тербунского районного суда Липецкой области от 01 апреля 2014 года отменить, постановить новое решение, которым прокурору Тербунского района Липецкой области в иске, заявленном в интересах неопределенного круга лиц, к ООО "Авангард-Агро-Липецк" о проведении специальной оценки условий труда в СХП "Тербунское-1" "данные изъяты" рабочего места "данные изъяты" ; в МТФ "Большая Поляна" "данные изъяты" рабочих мест должности "данные изъяты" , "данные изъяты" рабочего места "данные изъяты" отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.