Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
Мелешко Н.В. и Петровой А.В.
при секретаре
Тарасенко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1044/2014 по апелляционной жалобе Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2014 года по иску Извековой Е. П. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом по медицинским показаниям.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения представителя Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Сапегиной Т.Ю., поддержавшей доводы жалобы, представителя Извековой Е.П. Куляева К.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Извекова Е.П. обратилась в суд с иском к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лечения препаратом " ... " по медицинским показаниям. В обоснование заявленных требований истец указала, что она является " ... ", в связи с чем, ей показано лечение препаратом " ... ". Аналоговых замен и альтернативных методов лечения при " ... " не имеется. Препарат " ... " зарегистрирован на территории РФ "дата" и внесен в Государственный реестр лекарственных средств. Отсутствие обеспечения необходимым лекарственным препаратом нарушает права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь, приводит к развитию тяжелых жизнеугрожающих осложнений. Обязанность по обеспечению инвалидов бесплатными лекарственными средствами возложена на субъекты РФ. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи истцам.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
На Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга возложена обязанность организовать обеспечение Извековой Е.П. лекарственным препаратом " ... " по медицинским показаниям.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, и нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Извекова Е.П. является " ... " согласно справки N ... от "дата", в соответствие с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача (фельдшера). Извекова Е.П. наблюдается в ФГБУ " ... ") с "дата". Диагноз: " ... ".
Решением консилиума врачей от "дата" в составе заведующего консультативно - поликлинической клиникой " ... ", к.м.н. доц. Ш., врача-гематолога Х., по жизненным показаниям, с учетом тяжелого прогрессирующего течения " ... " с развитием " ... ", малой эффективности проводимой ранее иммунодепрессивной терапии и ограниченными возможностями использования гемокомпонентной терапии больной показано лечение препаратом " ... " по жизненным показаниям.
В ходе судебного заседания судом перовой инстанции в качестве свидетеля была допрошена лечащий врач Извековой Е.П., ст.научный сотрудник гематологической клиники " ... ", к.м.н., доц. Ш., которая пояснила, что " ... " является " ... ". Препарат " ... " является единственным препаратом, применяемым для лечения " ... ". В случае отсутствия терапии указанным препаратом течение заболевания будет прогрессировать, что приводит к высокому риску жизнеугрожающих осложнений и летальному исходу.
Удовлетворяя требование истца об обязании ответчика организовать обеспечение лекарственным препаратам " ... " по медицинским показаниям в необходимом объеме, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение гражданина, являющегося лицом, проживающим в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Федерации - Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа - Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели. Необеспечение истца лекарственными препаратами, необходимыми ему для лечения, ведет к нарушению его конституционных прав на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда исходя из следующего.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно положениям статьи 41 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
На основании Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды относятся к категории федеральных льготников.
Обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со статьями 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
В соответствии с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным постановлением, инвалидам все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
С 01 января 2008 года Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий" органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов, (ст. 4.1)
Постановлением Правительства РФ N403 от 26.04.2012 года утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина и его или его инвалидности, в который входит легочная (артериальная) гипертензия.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В силу части 9 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством РФ расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
При этом, орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Таким образом, обеспечение больного, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Федерации - Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа - Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
В соответствии с пунктом 3.20 "Положения о Комитете по здравоохранению", утвержденного Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 года N1673, Комитет организует обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, в порядке предусмотренном федеральным законодательством; организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, организует обеспечение населения закупленными по государственным контрактам лекарственными препаратами.
Лекарственный препарат " ... " зарегистрирован на территории Российской Федерации "дата" за N ... и внесен в Государственный реестр лекарственных средств.
Из материалов дела усматривается, что препарат " ... " по своему лекарственному воздействию является единственным препаратам, приводящими к улучшению состояния здоровья истца. Отсутствие лечения необходимыми препаратами приводит к жизнеугрожающим последствиям и является нарушением международных норм и конституционных прав больного на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья.
Доводы апелляционной ответчика о том, что истец в "дата" отказался от получения набора социальных услуг в части обеспечения лекарственными средствами, в связи с чем у Комитета отсутствуют полномочия по обеспечению его лекарственными препаратами, не может являться основанием к отказу в заявленных требованиях, поскольку обеспечение лекарственными средствами за счет средств бюджета субъекта РФ должно производиться независимо от наличия прав истца на бесплатное получение препаратов за счет федерального бюджета в соответствии со статьей 6.1 ФЗ от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.02.2006 года N489-ВС при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта РФ, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям. В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг, за гражданами, имеющими право на получение лекарственных средств по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N890.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что замедление исполнения решения суда может привести к высокому риску развития жизнеугрожающих осложнений здоровья истца из-за отсутствия лечения препаратам " ... ", принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.