Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Зенина В.А., Башинского Д.А.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре Рыбнике В.В.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Кавказского района Фоменко Р.А. и возражения на него представителя администрации муниципального образования Кавказский район по доверенности Войку Т.В. на решение Кропоткинского городского суда от 24 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кропоткинский городской суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Кавказский район, выразившегося в не предоставлении гражданам, имеющих
трех и более детей, технических условий и сведений о плате за подключение
к сетям.
В обосновании своих требований указал, что при предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, администрация МО Кавказский район в соответствии со ст.30 ЗК РФ обязана проводить работы по определению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и предоставлять данную информацию гражданам, поскольку ст.30 ЗК РФ регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся государственной или муниципальной собственности, то есть конкретны алгоритм, осуществляемых органом местного самоуправления. На основании этого прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Кавказский район, выразившееся в не предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, при обращении с заявлением о предоставлении им земельных участков технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информации о плате за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и возложить обязанность на Администрацию МО Кавказский район при подаче гражданами, имеющими трех и более детей, заявлений о предоставлении им земельных участков предоставлять технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информацию о плате за подключение.
Представитель Администрации МО Кавказский район с заявлением прокурора не согласился, и считает, что полномочия по установлению порядка и условий предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ предоставлены субъекты Российской Федерации, а поэтому порядок предоставления земельных участков, урегулированный в ст.30 ЗК РФ не может распространяться на данную категорию граждан в связи с ее льготным статусом.
Обжалуемым решением Кропоткинского городского суда от 24 марта 2014 года, суд отказал в удовлетворении заявления прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействий Администрации муниципального образования Кавказский район выразившегося в не предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, при обращении с заявлением о предоставлении им земельных участков технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информации о плате за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и возложении обязанности на Администрацию муниципального образования Кавказский район при подачи гражданами, имеющими трех и более детей, заявлений о предоставлении им земельных участков предоставлять технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технической обеспечения.
С указанным решением суда помощник прокурора Кавказского района Фоменко Р.А. не согласился и подал апелляционное представление, в котором просит отменить указанное решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях представитель администрации муниципального образования Кавказский район Войку Т.В., просит решение оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Кавказского района без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него, выслушав прокурора Стукова Д.Г., представителя администрации Кавказского района по доверенности Хорольскую Ю.В., судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела: правовое регулирование на федеральном уровне вопроса предоставления земельного участка многодетным семьям бесплатно содержится в ч.2 ст.28 ЗК РФ. При этом федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли субъекту Российской Федерации.
В Земельном кодексе РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании ч.2 ст.28 ЗК РФ.
Условия и порядок предоставления земельных участков в льготном порядке гражданам, имеющим трех и более детей, установлены ст. 14.1 Закона Краснодарского края N532-К3 от 5 ноября 2002 года "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". Данным Законом не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления при предоставлении земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов определять технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Льготные условия предоставления земельных участков (бесплатно, без торгов и предварительного согласования места размещения объекта) предусмотрены только для граждан, имеющих трех и более детей, что является дополнительной мерой социальной поддержки отдельной категории граждан субъектом Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по установлению порядка и условий предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставлены субъекту Российской Федерации, а поэтому порядок предоставления земельных участков, урегулированный в ст. 30 Земельного кодекса РФ не может распространяться на данную категорию граждан в связи с ее льготным статусом. В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта включает в себя проведение работ по формированию земельного участка, в состав которых включаются работы по определению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), но в случае публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При таких обстоятельствах не могут быть приняты во внимание доводы прокурора о том, что при предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, статья 30 Земельного кодекса РФ должна применяться в том объеме, в котором не ограничена льготами, предусмотренными ч.2 ст.28 ЗК РФ, то есть земельные участки гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляются бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, а в остальной части подлежит применению порядок, предусмотренный ст.30 ЗК РФ, так как это противоречит положениям ч.2 ст.28 ЗК РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края N532-К3 от 5 ноября 2002 года, согласно которых полномочия по определению оснований, круга лиц, условий и порядка, для бесплатного приобретения земельных участков предоставлены субъекту Российской Федерации, который в пределах своей компетенции и установил порядок предоставления указанных земельных участков.
Информация об инженерном обеспечении земельных участков, расположенных на территории МО Кавказский район которые могут быть предоставлены гражданам, имеющим трех и более детей, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства является доступной и может быть предоставлена гражданам при наличии их письменных и устных обращений. Сведений о том, что Администрация МО Кавказский район не предоставляет информации о земельных участках и их инженерном обеспечении гражданам, имеющих трех или более детей, суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Кавказский район, выразившегося в не предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, технических условий и сведений о плате за подключение к сетям.
Доводы апелляционного представления не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
В этой связи, судебная коллегия считает, что суд вынес по делу законное и обоснованное решение.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Нарушений материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрение настоящего иска не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кропоткинского городского суда от 24 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционное представление помощника прокурора Кавказского района Фоменко Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.