Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в
составе:
председательствующего: Авериной Е.Г.
судей областного суда: Егоровой И.В. и Радкевича А.Л.
при секретаре: Хоюровой Ю.П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Е. дело по апелляционной жалобе Якшиной А.И., представлению прокурора Красноярского района на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 16 апреля 2014 года по гражданскому делу по иску по иску прокурора Красноярского района Астраханской области, действующего в интересах Якшиной А.И., к Автономному учреждению Астраханской области ---- Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области о взыскании заработной платы, компенсаций,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноярского района Астраханской области обратился в суд в интересах Якшиной А.И. с иском к Автономному учреждению Астраханской области ----- о взыскании заработной платы и компенсаций, в обоснование требований указав, что с 29 сентября 2011 г. Якшина А.И. состояла в должности ----- В связи с реорганизацией путем присоединения Автономного учреждения Астраханской области ----- Автономному учреждению Астраханской области ----", 21 октября 2013 г. Якшина А.И. уволена, в связи с сокращением штата. При реорганизации организаций у Автономного учреждения Астраханской области -- имелась задолженность по заработной плате перед Якшиной А.И. в размере ---- за период март-июль 2013 г ... которую истец просит изыскать в пользу Якшиной А.И., а также просит взыскать в ее пользу не начисленную и не выплаченную заработную плату с 01 августа 2013 г. по 21 октября 2013 г. в размере ----- компенсацию за неиспользованный отпуск за период с 2011 по 2013 г. в размере -----, доначислить и выплатить компенсацию при увольнении по сокращению штата -----
Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Еражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просили взыскать в пользу Якшиной А.И. задолженность по заработной плате, образовавшуюся на период присоединения в размере -----, компенсацию за неиспользованный отпуск за период работы с 29 сентября 2011 г. по 21 октября 2013 г. в размере -----, задолженность по заработной плате за период с 01 августа 2013 г. по 21 октября 2013 г. в размере ----, доплатить компенсацию за три месяца при увольнении по сокращению штата в размере ------, а всего в размере -----, взыскав компенсацию за нарушение сроков выплаты в размере -----, компенсацию морального вреда в размере ----, обязать Автономное учреждение Астраханской области " ------" включить в пенсионный отчет стаж и заработную плату за период с 01 августа 2013 г. по 21 января 2014 г.
Определением судьи от 01 апреля 2014 г. по заявлению истца в качестве соответчика к участию в деле привлечена Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
Помощник прокурора Красноярского района Астраханской области Авдеева Е.А. исковые требования с учетом уточнений поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Истец Якшина А.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена в порядке ст. 113, 115 ГПК РФ надлежащим образом, просила суд об отложении и не представила уважительные причины своей неявки.
Представитель ответчика Автономного учреждения ---- Разумейко А.В., и представитель ответчика Службы природопользования и охраны окружающей среду Астраханской области Бакаев Т.А., возражали против удовлетворения иска.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 16 апреля 2014 года, исковые требования удовлетворены частично. Суд, взыскал, в пользу Якшиной А.И. с Автономного учреждения Астраханской области ----- задолженность по заработной плате по июль 2013г. включительно в размере -----; с Автономного учреждения Астраханской области -----", Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в солидарном порядке задолженность по заработной плате с 01 августа 2013г. по 21 октября 2013г. в размере -----; с Автономного учреждения Астраханской области ---- и Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в солидарном порядке компенсацию за неиспользованный отпуск за период с 29 сентября 2011 г. по 21 октября 2013 г. в размере ----- рублей; с Автономного учреждения Астраханской области ---- Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в солидарном порядке компенсацию морального вреда в размере -----; с Автономного учреждения Астраханской области ----- за нарушение сроков выплаты ----; со Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области за нарушение сроков выплаты ----; обязал Автономное учреждение Астраханской области " ----- предоставить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области сведения о стаже и заработке Якшиной Антонины Ивановны за период с 01 августа 2013 г. по 21 октября 2013 г. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, доводы представления аналогичны доводам искового заявления. Вместе с тем, указывается, что в соответствии с Законом "Об автономных учреждениях", руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе, представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы, в связи с чем, выводы суда о начислении заработной платы в меньшем размере оклада, чем ----- незаконны. Заработная плата Якшиной А.И. складывалась из оклада в размере -----, надбавки за выслугу лет за непрерывный стаж работы из расчета 30 % от оклада в соответствии с коллективным договором в размере ---- и ежемесячной премии из расчета 50% от оклада в размере ----
В апелляционной жалобе Якшина А.И. ставит вопрос об отмене решения, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что на момент реорганизации у Автономного учреждения Астраханской области ----- перед ней имелась задолженность по заработной плате в указанном в иске размере, которая ею же и была ей начислена, но не выплачена. Ее заработная плата складывалась из оклада в размере ----, надбавки за выслугу лет за непрерывный стаж работы из расчета 30 % от оклада в соответствии с коллективным договором в размере ----- и ежемесячной премии из расчета 50% от оклада в размере ----, в связи с чем, выводы суда о начислении заработной платы в меньшем размере являются незаконными. Необоснованны и выводу об отсутствии оснований по выплате премии, поскольку выплаты стимулирующего характера предусмотрены коллективным договором и положениями об оплате труда имеющимися в данном учреждении. Суд не учел, что АУ ----- принял и подписал передаточный акт в котором указана задолженность по заработной плате в размере ----
Заслушав докладчика, объяснения Якшиной А.И., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя ответчика Автономного учреждения ---- Разумейко А.В., и Службы природопользования и охраны окружающей среду Астраханской области Бакаева Т.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления, прокурора ----- поддержавшую апелляционной представление и апелляционную жалобу, проверив материалы и обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления содержат несогласие с решения суда лишь в части рассчитанных судом сумм исходя из оклада установленного трудовым договором и иных выплат включаемых в заработную плату руководителя автономного учреждения, в остальной части решение не обжалуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договор соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре указываются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты надбавки и поощрительные выплаты.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Губернатора Астраханской области от 27 декабря 2007 г. NО создании автономных учреждений Астраханской области путем изменения типа существующих государственных учреждений Астраханской области", согласовано создание Автономного учреждения Астраханской области -----
Приказом N от 29 сентября 2011 г. руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Якшина А.И. назначена на ---- с 29 сентября 2011 года.
В соответствии с условиями трудового договора, заключенного с истцом 20 сентября 2011 года, ее заработная плата состоит из должностного оклада и премиального вознаграждения, определяемого по итогам работы учреждения. Должностной оклад Якшиной А.И. установлен в размере -----
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, районный суд обоснованно исходил из трудового законодательства, а так же положений Федерального закона N 174-ФЗ от 03 ноября 2006 г. "Об автономных учреждениях" и нормам права регулирующим деятельность автономных учреждений на территории Астраханской области.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, законными и обоснованными, построенными на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, являющиеся аналогичными доводам искового заявления, проверены судом первой инстанции в полной мере и сводятся к переоценке выводов суда.
С данными доводами судебная коллегия согласиться не может и находит их несостоятельными по следующим основаниям.
Как верно указано судом, в силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
В силу ст.2 Федерального закона N 174-ФЗ от 03 ноября 2006 г. "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 174-ФЗ от 03 ноября 2006 г. "Об автономных учреждениях" к компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другого) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения.
Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
Согласно Уставу автономного учреждения Астраханской области ---- предметом деятельности Учреждения является осуществление на территории лесного фонда комплекса мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, уходу за лесными насаждениями, тушение лесных пожаров. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, средства от оказания платных услуг, средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан, иные источники, не запрещенные законодательством. Учредителем Учреждения является Астраханская область. Функции и полномочия учредителя от имени Астраханской области осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области и Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее по тексту - Служба). Учреждение находится в ведомственном подчинении Службы.
В соответствии с указанным Уставом к компетенции руководителя Учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством или уставом к компетенции Учреждения и Наблюдательного совета. Руководитель Учреждения осуществляет свою деятельность на основании заключенного со Службой срочного трудового договора, согласованного с Минимуществом Астраханской области.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного" вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель, в силу положений ст.22 ТК РФ, обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 ТК РФ, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Материалами дела подтверждается, что при заключении трудового договора с истицей обговаривался параграф, касающийся оплаты труда, истец на момент заключения договора соглашалась с условиями оплаты труда претензий, до момента ее увольнения работодателю не предъявляла.
При этом, в соответствии с п. 4.1 Трудового договора оплата труда руководителя указанная в нем состоит из должностного оклада и премиального вознаграждения, определяемого по итогам работы учреждения. Никаких иных выплат заключенный с истицей трудовой договор не предусматривает.
Вопреки доводам истца, с которыми судебная коллегия не может согласиться, на руководителя (директора) Автономного учреждения Астраханской области -----" не распространяются положения коллективного договора при решении вопроса об оплате его труда, поскольку, как следует из раздела N коллективный договор заключен между администрацией Автономного учреждения "Икрянинекий лесхоз" в лице директора (далее по тексту -работодатель) и работниками АУ АО ----- Настоящий договор регулирует социально-трудовые отношения между директором (работодателем) и работниками лесхоза.
Несмотря на то, что Якшина А.И. включена в штатное расписание Автономного учреждения " ---- для себя она работодателем не была, ее работодателем являлась Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в лице руководителя.
Исходя из указанных обстоятельств, заработная плата руководителя Автономного учреждения ------ Якшиной А.И. регулируется исключительно трудовым договором и Постановлением Правительства Астраханской области от 24 июля 2009 г. N "О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, и отдельных работников службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области".
В соответствии с п. 1.11 указанного Постановления Правительства Астраханской области от 24 июля 2009 г. N заработная плата руководителей учреждений состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором. При этом, как следует из п. 1.13 размеры выплат стимулирующего характера (выплата (надбавка) за стаж непрерывной работы, выслугу лет - п. 1.9) руководителям учреждений устанавливаются службой и отражаются в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения, который заключается на срок до одного года.
При таких обстоятельствах, судом обоснованно сделан вывод, что надбавка за стаж непрерывной работы и за выслугу лет руководителю Автономного учреждения Астраханской области ----- Астраханской области устанавливается исключительно работодателем, то есть руководителем Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в дополнительном соглашении к трудовому договору, а не самим руководителем лесхоза.
Более того, представленные Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, сведения об утверждении штатных расписаний в иных автономных учреждениях, подтверждают, что оклады руководителям на протяжении всего периода существования автономных учреждений согласовывались с работодателем.
Исходя из изложенных обстоятельств, проверенных судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции в полном объеме, а так же подтвержденным доказательствами имеющимися в материалах дела, доводы жалобы и апелляционного представления об ином размере подлежащих Якшиной А.И. выплат не нашли своего подтверждения.
Обстоятельства того, что истице начислялась и выплачивалась иная сумма заработной платы с учетом премий и надбавок, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку проверку обоснованности начисления и выплаты заработной платы проводит работодатель в рамках своих полномочий, и то, что ранее Якшиной А.И. не указывалось работодателем на нарушения при начислении заработной платы, не является поводом для признания решения суда неправильным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о возложении обязанности по выплате причитающихся истице сумм в солидарном порядке с Автономного учреждения Астраханской области ---- и Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 настоящего Кодекса.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Вместе с тем, из норм права регламентирующих субсидиарную ответственность следует, что необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ учреждения - основного должника -удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; обязательное предъявление иска в суд к основному должнику - учреждению; недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств; необходимость заявления кредитором требований к ликвидационной комиссии учреждения до завершения его ликвидации.
Согласно положениям п. 6 ст. 63 и ст. 399 ГК РФ, основанием для привлечения к ответственности субсидиарного должника по обязательствам учреждения является установление факта недостаточности у учреждения денежных средств, позволяющих удовлетворить заявленные требования кредитора.
По смыслу пунктов 2, 5, 6 статьи 63, пунктов 2, 3 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации факт недостаточности денежных средств у ликвидируемого должника может быть установлен только после: составления реестра требований кредиторов; утверждения промежуточного ликвидационного баланса; реализации имущества должника; проведения расчетов с кредиторами. Именно только после проведения комплекса вышеуказанных мероприятий и в случае недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения, то есть требовать привлечения к субсидиарной ответственности.
Распоряжением руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области N от ... года на основании распоряжения Правительства Астраханской области от 23 января 2013 г. N произошла реорганизация Автономного учреждения Астраханской области ----- в Автономное учреждение Астраханской области ----- путем присоединения к нему. В соответствии с передаточным актом от ... года Автономное учреждение " ... " ------ является правопреемником Автономного
учреждения Астраханской области ----- по всем его правам и обязательствам в отношении всех кредиторов и должников, включая права и обязательства, оспариваемые третьими лицами.
Исходя из указанного рассчитанные судом суммы подлежит взыскать с Автономное учреждение Астраханской области ----- поскольку данное учреждение отвечает по всем обязательствам Автономного учреждения Астраханской области " -----, являясь его приемником.
Поскольку доводы апелляционной жалобы сводятся лишь к неправильному расчету подлежащих Яшиной А.И. выплат, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского районного суда Астраханской области от 16 апреля 2014 года изменить в части.
Взыскать в пользу Якшиной А.И. с Автономного учреждения Астраханской области ---- задолженность по заработной плате по июль 2013г. включительно в размере -----; задолженность по заработной плате с 01 августа 2013г. по 21 октября 2013г. в размере ----; компенсацию за неиспользованный отпуск за период с 29 сентября 2011 г. по 21 октября 2013 г. в размере -----; компенсацию морального вреда в размере -----; за нарушение сроков выплаты -----. В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Якшиной А.И., представление прокурора Красноярского района-без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.