Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е. В.
с участием прокурора Николаевой С.Н.
при секретаре Макеевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Миронова Юрия Николаевича о признании незаконными и недействующими отдельных положений постановления Правительства Брянской области N743-П от 24 декабря 2013 года "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Брянской области" в редакции постановления Правительства Брянской области N41-П от 17 февраля 2014 года "О внесении изменения в постановление Правительства Брянской области N743-П от 24 декабря 2013 года",
УСТАНОВИЛ:
24 декабря 2013 года Правительством Брянской области принято постановление N743 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Брянской области". Данное постановление Правительства Брянской области опубликовано в информационном бюллетене Правительства Брянской области "Официальная Брянщина" N37(173)/2013 от 24 декабря 2013 года.
Постановлением Правительством Брянской области N41-п от 17 февраля 2014 года "О внесении изменения в постановление Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года N743-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Брянской области" внесены изменения в преамбулу постановления Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года N743-п - из нее исключены слова "Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 288 "Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт", в связи с тем, что данный документ утратил силу. Данное постановление Правительства Брянской области опубликовано в информационном бюллетене Правительства Брянской области "Официальная Брянщина" N4(178)/2014 от 26 февраля 2014 года.
Миронов Ю.Н. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что пунктом 1 указанного постановления Правительства Брянской области N743-п от 24 декабря 2013 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт в размере 5 рублей 50 копеек, который является заниженным и не обеспечивает в условиях отсутствия бюджетного софинансирования формирование фонда капитального ремонта в размере, обеспечивающем финансирование установленного Брянской областью перечня минимально необходимых работ и услуг по капитальному ремонту, что противоречит действующему законодательству и нарушает права заявителя, как гражданина Российской Федерации и жителя Брянской области. Просил признать не соответствующим действующему законодательству положение пункта 1 постановления Правительства Брянской области N743-п от 24 декабря 2013 года в редакции: "установить на 2014 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области 5 рублей 50 копеек на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику".
В судебном заседании Миронов Ю.Н. поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Брянской области и Губернатора Брянской области Чикин Е.Н., действующий на основании доверенностей, возражая против удовлетворения заявленного требования в судебном заседании указал, что оспариваемое постановление Правительства Брянской области издано уполномоченным органом. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен нормативным правовым актом, в соответствии с Методическим рекомендациями по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домах, утвержденными приказом Минстроя России от 07 февраля 2014 года N 41/пр. Постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N802-п утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области", данное постановление опубликовано 31 декабря 2013 года. Вместе с тем, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме с 1 сентября 2014 года, через 8 месяцев от даты опубликования региональной программы проведения капитального ремонта, полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Представитель Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно - коммунального хозяйства Брянской области Касин М.К., действующий на основании доверенности, возражая против удовлетворения требований Миронова Ю.Н. указал, что минимальный размер взноса установлен в соответствии с Методическим рекомендациями, утвержденными приказом Минстроя России от 07 февраля 2014 года N 41/пр, на основании положений статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. С учетом социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации, в соответствии с действующим Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 февраля 2014 года, допускается установление минимального размера взноса на капитальный ремонт в размере меньшем, чем предельный размер взноса на капитальный ремонт, при условии планомерного увеличения минимального размера взноса на следующие годы реализации региональной программы капитального ремонта до достижения значения, равного необходимому размеру взноса на капитальный ремонт.
Представитель Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области Девятова О.В., действующая на основании доверенности, возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минстроя России от 07 февраля 2014 года N 41/пр, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом с учетом инженерных систем, этажности, стоимости проведения капитального ремонта. Дифференциация минимального размера взноса на капитальный ремонт, это право субъекта, а не обязанность субъекта. В соответствии с расчетом необходимого размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Брянска взнос составил 11 рублей 72 копейки. С учетом социальной значимости вопроса для населения, размер минимального взноса для Брянска и Брянской области установлен значительно ниже минимального размера взноса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации.
Представитель Департамента финансов Брянской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемой правовой нормы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (пункт 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года N743-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Брянской области", согласно пункту 1, установлен на 2014 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области 5 рублей 50 копеек на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику.
Согласно части 1 статьи 56 Устава Брянской области, принятого Брянской областной Думой 20 декабря 2012 года, Правительство Брянской области является высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области и осуществляет деятельность на постоянной основе.
Правительство Брянской области осуществляет иные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами Брянской области (подпункт 8 части 5 статьи 56 Устава Брянской области).
Правительство Брянской области принимает (издает) постановления и распоряжения. Правовые акты Правительства Брянской области и исполнительных органов государственной власти Брянской области, являющиеся нормативными правовыми актами Брянской области и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (статья 58 Устава Брянской области).
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона Брянской области N28-З от 3 ноября 1997 года (в редакции закона от 28 декабря 2005 года N98-З) "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области", официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов Брянской области признается их первое опубликование в официальном издании - информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета", в интегрированном полнотекстовом банке правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) "Законодательство России" (www.pravo.fso.ru).
Постановление Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года N743-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Брянской области" опубликовано в информационном бюллетене Правительства Брянской области "Официальная Брянщина" N37(173)2013 от 24 декабря 2013 года на странице 167.
Постановлением Правительством Брянской области N41-п от 17 февраля 2014 года "О внесении изменения в постановление Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года N743-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Брянской области" внесены изменения в преамбулу постановления Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года N743-п - из нее исключены слова "Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 288 "Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт", в связи с тем, что данный документ утратил силу. Данное постановление опубликовано в информационном бюллетене Правительства Брянской области "Официальная Брянщина" N4(178)/2014 от 26 февраля 2014 года на странице 43.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Брянской области N743-п от 24 декабря 2013 года "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Брянской области" в редакции постановления Правительства Брянской области N41-П от 17 февраля 2014 года принято и опубликовано в пределах компетенции Правительства Брянской области.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичные положения об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт содержатся в пункте 1 статьи 2 Закона Брянской области от 11 июня 2013 года N 40-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области".
В соответствии с частью 8.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Брянской области от 11 июня 2013 года N 40-З установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, в размере, установленном в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Брянской области от 11 июня 2013 года N 40-З, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, то размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт должен быть определен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный в соответствии с пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона.
Из анализа приведенных норм видно, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт имеет основополагающее значение для расчета ежемесячных взносов на капитальный ремонт в отношении всех собственников помещений в многоквартирном доме, обязанных уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, вне зависимости от выбора способа формирования фонда капитального ремонта.
Также, в соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, установление минимального размера взноса на капитальный ремонт затрагивает как права собственников помещений в многоквартирном доме, обязанных уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так и права тех граждан, которые законом освобождены от такой обязанности, но имеют право на капитальный ремонт общего имущества из фонда капитального ремонта.
Кроме того, принятие оспариваемого постановления об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт связано с условиями предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, определенным статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", т.к. в отсутствие оспариваемого постановления предоставление Фондом финансовой поддержки было бы невозможно, что могло привести к нарушению прав получателей государственной поддержки, перечисленных в статье 191 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Брянской области от 11 июня 2013 года N 40-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области" (в редакции Закона Брянской области от 6 марта 2014г. N 12-З ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N802-п утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области", данное постановление опубликовано 31 декабря 2013 года.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме с 1 сентября 2014 года.
Статьей 3 Закона Брянской области от 11 июня 2013 года N 40-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области" (в редакции Закона Брянской области от 6 марта 2014 г. N 12-З ) установлен порядок расчета и установления минимального размера взноса.
Согласно п.1 данной нормы, минимальный размер взноса определяется на основе оценки потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в установленный перечень услуг и работ по капитальному ремонту и необходимых для восстановления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, возможностей дополнительного софинансирования расходов на капитальный ремонт за счет средств бюджета Брянской области и местных бюджетов.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что устанавливаемый минимальный размер взноса должен быть доступным для граждан с учетом совокупных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Критерии доступности для граждан устанавливаются Правительством Брянской области с учетом доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в процентах.
В целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 февраля 2014 г. N 41/пр утверждены Методические рекомендации по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно п.5.1 Рекомендаций, минимальный размер взноса на первый год реализации региональной программы капитального ремонта рекомендуется устанавливать на основе определенных в соответствии с разделами 3 и 4 настоящих методических рекомендаций значений, соответственно: необходимого размера взноса на капитальный ремонт - в рамках региональной программы капитального ремонта, и предельного размера взноса на капитальный ремонт - по оценке доступности необходимого размера взноса на капитальный ремонт для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 3.1 Рекомендаций, минимальный размер взноса рекомендуется определять на основании рассчитываемого согласно настоящему разделу методических рекомендаций размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, который обеспечит, при условии его ежемесячного внесения в течение всего срока реализации региональной программы капитального ремонта, формирование фонда капитального ремонта в размере, обеспечивающем финансирование установленного субъектом Российской Федерации перечня минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирного дома без привлечения финансовой бюджетной поддержки (далее - необходимый размер взноса на капитальный ремонт) с учетом оценки доступности необходимого размера вноса на капитальный ремонт для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пунктам 4.1, 4.3 Рекомендаций, оценку доступности необходимого размера взноса на капитальный ремонт для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах рекомендуется проводить по муниципальным образованиям. В качестве критерия доступности для граждан необходимого размера взноса на капитальный ремонт рекомендуется использовать критерий "Доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах)".
Предусмотренная пунктом 3.7 рекомендация субъекту Российской Федерации об оценке целесообразности дифференциации минимального размера взноса по типам многоквартирных домов в муниципальных образованиях, исходя из различий между рассчитанными значениями необходимого размера взноса на капитальный ремонт для разных типов многоквартирных домов в муниципальных образованиях, не носит императивного характера и не содержит условий о сроках такой оценки.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, на первый год реализации региональной программы капитального ремонта установление минимального размера взноса на капитальный ремонт в многоквартирных домах носит рекомендательный и оценочный характер.
Поскольку установление первоначального минимального размера взноса на капитальный ремонт в многоквартирных домах находится в компетенции субъекта, он вправе установить его на основе собственной оценки, исходя из сравнительного анализа необходимого расчетного размера взноса на капитальный ремонт, в рамках региональной программы капитального ремонта, и предельного размера взноса на капитальный ремонт, по оценке доступности необходимого размера взноса на капитальный ремонт для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах, исходя из баланса интересов.
Как следует из материалов дела, согласно произведенному расчету необходимого размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Брянска, произведенного на основании предоставленных ГАУБО "Региональный центр ценообразования в строительстве Брянской области" данных, необходимый размер взноса на капитальный ремонт по городу Брянску составляет 11 рублей 72 копейки. Необходимый размер взноса на капитальный ремонт по муниципальным образованиям Брянской области составляет 11 рублей 86 копеек.
Согласно заключению Управления государственного регулирования тарифов Брянской области по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в случае принятия минимального взноса на капитальный ремонт в размере 6,2 рублей на квадратный метр (установленный для Брянской области федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц в 2014 году), среднестатистическая семья, проживающая в квартире с полным набором коммунальных услуг будет ежемесячно дополнительно платить 334, 8 рублей на капитальный ремонт. Доля взноса в совокупном платеже составит 8,4 %. В связи с чем сделан вывод о целесообразности принятия размера минимального взноса на капитальный ремонт не более 5,50 рублей на квадратный метр.
Исследовав представленные доказательства по расчету необходимого взноса на капитальный ремонт, сведения об исследовании доступности данного взноса, исходя из доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, суд приходит к выводу, что установленный пунктом 1 постановления Правительства Брянской области N743-п от 24 декабря 2013 года на 2014 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области в размере 5 рублей 50 копеек на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику, определен в соответствии с рекомендациями, утвержденными Приказом Минстроя России от 07.02.2014 г. N 41/пр, на основе оценки общей потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также с учетом его доступности для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Российской федерации от 21 февраля 2013 года N146 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013-2015 годы" (вместе с "Федеральными стандартами оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2013-2015 годы", "Федеральными стандартами оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2013-2015 годы") федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц составляет в 2013 году 6,4 руб.; в 2014 году 6,9 руб.; в 2015 году 7,4 руб. Для Брянской области установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц в размере в 2014 году - 6,2 руб.; в 2015 году - 6,6 руб.
Сопоставив установленный пунктом 1 Постановления Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года N 743-п минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2014 год, равный 5 рублей 50 копеек на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику с федеральным стандартом, суд приходит к выводу, что данный размер соответствует уровню федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утвержденному для Брянской области Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" от 21 февраля 2013 г. N 146.
Доводы заявителя о том, что установленный размер минимального размера взноса на капитальный ремонт является недостаточным, являются необоснованными, поскольку достаточность финансовых средств формируется исходя из устанавливаемого минимального размера взноса, с учетом планируемых мер финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, для обеспечения выполнения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что установленный пунктом 1 постановления Правительства Брянской области N743-п от 24 декабря 2013 года на 2014 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области в размере 5 рублей 50 копеек на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику, рассчитан и установлен в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
На основании вышеизложенного суд находит доводы заявителя о правовой неопределенности оспариваемого нормативного акта несостоятельными, поскольку из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято в соответствии со статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Закона Брянской области от 11 июня 2013 года N 40-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области", которыми установлены порядок и начало взыскания взносов на капитальный ремонт.
Доводы заявителя о том, что взносы могут быть взысканы с начала года, являются несостоятельными, поскольку такого положения действующим законодательством не предусмотрено. Ежемесячные взносы на капитальный ремонт в Брянской области будут взиматься с собственников жилых помещений только с 1 сентября 2014 года, при этом размер взноса не может быть меньше суммы, определенной умножением установленного минимального размера взноса на общую площадь помещения.
Также не могут быть приняты доводы заявителя о том, что он уже выплачивает взносы на капитальный ремонт, поскольку на момент рассмотрения спора выплаты взносов не производятся.
Доводы, которые заявитель приводит в обоснование своей позиции по вопросу незаконности оспариваемого положения, свидетельствуют о том, что нарушение своих прав он связывает не с его содержанием, а с предположением, что в результате применения установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области, собранных средств на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах будет недостаточно. При этом доводы заявителя голословны, т.к. никаких расчетов им не приведено.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права заявителя, не противоречит федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Миронова Ю.Н.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Миронова Юрия Николаевича о признании незаконными и недействующими отдельных положений постановления Правительства Брянской области N743-П от 24 декабря 2013 года "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Брянской области" в редакции постановления Правительства Брянской области N41-П от 17 февраля 2014 года "О внесении изменения в постановление Правительства Брянской области N743-П от 24 декабря 2013 года" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.
Судья
Брянского областного суда Е. В. Стоян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.