Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 08 июля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
Председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
Судей областного суда АПОКИНОЙ Е.В.
ДЕНИСЮКА О.Н.
С участием прокурора БОГДАНОВОЙ Н.С.
При секретаре ДЕНИСОВОЙ Л.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июля 2014 года по докладу Петраковой Н.П. дело по апелляционной жалобе Клинцовского городского Совета народных депутатов на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 13 мая 2014 года по делу по иску прокурора г. Клинцы к Клинцовского городскому Совету народных депутатов о признании Положений "О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. Клинцы Брянской области" и "О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Клинцы Брянской области", утвержденных решением Клинцовского городского Совета народных депутатов N 5-350 от 29.12.2010 г. противоречащими действующему законодательству Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Клинцы обратился в суд с заявлением к Клинцовского городскому Совету народных депутатов о признании подпункта 15 пункта 13 и подпункта 1 пункта 30 Положения "О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. Клинцы Брянской области" и Положения "О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Клинцы Брянской области", утвержденных решением Клинцовского городского Совета народных депутатов N 5-350 от 29.12.2010 г. противоречащими действующему законодательству Российской Федерации, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что данные Положения приняты за пределами полномочий Клинцовского городского Совета народных депутатов. В соответствии с подпунктом 15 пункта 13 и подпункта 1 пункта 30 Положения "О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. Клинцы Брянской области" Клинцовская городская администрация выступает продавцом жилых помещений муниципального жилищного фонда и жилые помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования исключаются из данного фонда, в случае если жилое помещение муниципального жилищного фонда коммерческого использования отчуждено из муниципального жилищного фонда коммерческого использования по договору купли-продажи (мены). Согласно Положения "О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Клинцы Брянской области" Клинцовская городская администрация вправе продавать или менять жилые помещения муниципального жилищного фонда г. Клинцы. В силу п.7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Оспариваемые Положения приняты за пределами полномочий Клинцовского городского Совета народных депутатов, нарушают права граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на заключение договоров социального найма. Регулирование данных вопросов не относится к компетенции органов местного самоуправления.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 13 мая 2014 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
Суд признал подпункт 15 пункта 13 и подпункт 1 пункта 30 Положения "О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. Клинцы Брянской области" и Положение "О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Клинцы Брянской области", утвержденных решением Клинцовского городского Совета народных депутатов N 5-350 от 29.12.2010 г. противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Клинцовский городской Совет народных депутатов просит отменить решение городского суда, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к исключительной компетенции представительного органа согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", оспариваемые Положения приняты в строгом соответствии с федеральным законодательством.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., выслушав объяснения представителя Клинцовского городского Совета народных депутатов, просившего отменить решение городского суда, объяснения представителя Клинцовской городской администрации, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение судом постановлено в соответствии с требования закона, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Клинцовского городского Совета народных депутатов N 5-350 от 29.12.2010 г. утверждено Положение "О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. Клинцы Брянской области" и Положение "О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Клинцы Брянской области".
Согласно подпункта 15 пункта 13 и подпункта 1 пункта 30 Положения "О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. Клинцы Брянской области" Клинцовская городская администрация выступает продавцом жилых помещений муниципального жилищного фонда и жилые помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования исключаются из данного фонда, в случае если жилое помещение муниципального жилищного фонда коммерческого использования отчуждено из муниципального жилищного фонда коммерческого использования по договору купли-продажи (мены). Согласно Положения "О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Клинцы Брянской области" Клинцовская городская администрация вправе продавать или менять жилые помещения муниципального жилищного фонда г. Клинцы.
Вместе с тем, согласно п. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ч.1 п.6 ст.16 ФЗ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Более того, статьями 72-74 ЖК РФ регулируется возможность обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 72 и статьей 74 ЖК РФ предметом договора обмена жилыми помещениями могут быть только жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, а субъектами обмена - наниматели социального жилья. Обмен жилых помещений, относящихся к фонду социального использования, на жилые помещения индивидуального, специализированного и жилищного фонда коммерческого использования ("смешанный" обмен), а также обмен членом семьи нанимателя по договору социального найма приходящейся на него доли площади жилого помещения с другим лицом при условии вселения его в качестве члена семьи нанимателя ("родственный" обмен) Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
Законодатель на федеральном уровне ввел ограничения в отношении предмета и субъектов договора обмена жилыми помещениями.
Таким образом, к компетенции органов местного самоуправления не относится установление порядка и условий мены (обмена) жилых помещений, находящихся в собственности граждан, на жилые помещения, отнесенные к объектам муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законом о приватизации не предусмотрено иное.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.
С учетом изложенного можно сделать вывод о невозможности продажи или отчуждения иным способом (кроме бесплатной приватизации) муниципального жилищного фонда, а также о невозможности продажи (отчуждении) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, на которые не распространяется законодательство о приватизации.
Правовой анализ действующего законодательства также позволяет сделать вывод о том, что обмен жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством не соответствует понятию мены по гражданскому законодательству, поскольку договор обмена жилыми помещениями является самостоятельным по своей природе договором и распространяется лишь на жилые помещения, занимаемые по договору социального найма жилого помещения.
Вместе с тем, ответчик, принимая оспариваемые Положения, фактически уровнял содержание и понятие договоров мены и обмена.
Таким образом, коллегия соглашается с выводом суда о том, что полномочиями устанавливать порядок продажи или обмена жилыми помещениями, отличный от установленного федеральным законодательством РФ, а также продавать или отчуждать объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, органы местного самоуправления не наделены.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, суд дал им надлежащую оценку, с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 13 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи областного суда АПОКИНА Е.В.
ДЕНИСЮК О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.