Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Макоева А.А.
судей Жернового Е.И. и Шомахова Р.Х.
при секретаре Геттуеве А.А.
с участием: Ушакова ФИО16
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску Ушакова ФИО17 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок и взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 17 апреля 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Ушаков ФИО18 с учетом уточнений, обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР о признании недействительным отказа в государственной регистрации права общей долевой на земельный участок с кадастровым номером N площадью 921 кв.м., расположенный по адресу: КБР, "адрес", обязании осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности, указав размер его доли в праве 12/100, и выдать выписку из ЕГРП.
Требования мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира "адрес" в многоквартирном доме "адрес" по ул. "адрес" в "адрес".
В 2008 году земельный участок под многоквартирным домом N по ул. "адрес" был сформирован по заявке Местной администрации г.о. Нальчик без учета придомовой территории и постановлен на государственный кадастровый учет в филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по КБР.
Многоквартирный дом является одноэтажным, в связи с чем, собственники квартир решили определить свои доли пропорционально площади принадлежащих им на праве собственности квартир с определением границ этих долей в натуре и, оформив их как части земельного участка с кадастровым номером N С этой целью было проведено межевание и земельный участок под многоквартирным домом был сформирован в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона "О введение в действие Жилищного кодекса Российской федерации" с учетом придомовой территории и были определены доли каждого участника общей долевой собственности нотариально удостоверенным соглашением всех собственников помещений дома "адрес". Его доля в земельном участке - с кадастровым номером N определена как 12/100 от площади 921 кв.м., что составило 106 кв.м. Материалы межевания были утверждены Постановлением местной администрации г.о. Нальчик от ДД.ММ.ГГГГ. N Этим Постановлением за ним, в праве долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 921 кв.м., закреплена доля 12/100, что составляет 106 кв.м.
В государственный кадастр недвижимости на основании решения Нальчикского городского суда от 20.06.2013г. об исправлении кадастровой ошибки внесены изменения в сведения о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N расположенный по адресу "адрес".
При этом, его доля в земельном участке площадью 106 кв.м. обозначена как часть земельного участка 44/3.
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по КБР выдал ему по результатам учета изменений объекта кадастровую выписку от 16.08.2013г., что подтверждает вышеизложенное.
Для регистрации права собственности на часть земельного участка, на котором расположена принадлежащая ему на праве собственности квартира, он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КБР и предоставил все необходимые документы.
20 ноября 2013 года Управление Росреестра уведомило его о приостановке государственной регистрации по причине того, что "при проведении правовой экспертизы установлено, что представленное на государственную регистрацию постановление Главы администрации г.о. Нальчик от ДД.ММ.ГГГГ. N о закреплении на праве общей долевой собственности земельного участка не соответствует нормам действующего законодательства ... ".
19.12.2013г. Управление Росреестра вновь отказало ему в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок (Сообщение N 01/062/2013-025) на основании абзаца 10 п. 1.ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением договора аренды земельного участка, либо договора купли-продажи земельного участка. (Это основание указано в абзаце 9, а не 10).
В обоих случаях, ответчик, ссылаясь на п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждает, что "предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату за исключением граждан РФ, имеющих в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. N1305-1 "О собственности в СССР", на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы права, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации".
В буквальном смысле в п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ речь идет о предоставлении земельного участка. Многоквартирный дом "адрес" в "адрес" возведен в 1955 году и о каком предоставлении может идти речь?
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрев дело о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО6, ФИО7 и ФИО8" принял Постановление N 12-П от 28 мая 2010 года, п.1 которого гласит: Признать положения частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации - как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность. И без государственной регистрации перехода права собственности на него - не противоречащими Конституции Российской Федерации, указав при этом следующее:
Конституционный суд РФ отметил, что согласно пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством.
Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).
Как указал Конституционный Суд РФ, такое регулирование согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8), и конкретизирующим данное правило пунктом 2 -статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу которого государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.
Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
В силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как разъясняется в п.66 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
То есть, как указано в заявлении, федеральные законы установили презумпцию права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Он дважды обращался в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права общей долевой собственности и его права собственности на часть земельного участка в надежде, что в первый раз произошло недопонимание и после консультаций все разъяснится. Однако, этого не произошло и по вине работников Управления Росрееста по КБР он в течении 5 месяцев не мог реализовать свои законные права, вынужден прибегать к платным юридическим услугам (консультации, представление его интересов в суде), не считая его многочисленные "выстаивания в очередях" для подачи заявлений, получения ответов, вынужден отпрашиваться с работы.
Собственник "адрес" ФИО9 право общей долевой собственности на свою долю 11/100 зарегистрировал (п. 14 кадастровой выписки от 16.08.2013г.) и ему непонятно, по каким критериям Управление Росреестра избирает, кому отказать в государственной регистрации, а кому зарегистрировать право.
12 марта 2014 года Ушаков ФИО19 в ходе судебного заседания уточнил свои исковые требования в части выдачи свидетельства государственной регистрации права и просил выдать выписку из ЕГРП.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 17 апреля 2014 года постановлено: уточненные исковые требования Ушакова ФИО20 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Ушакову ФИО21 в государственной регистрации права собственности на долю в праве на земельный участок, общей площадью 921 кв.м., кадастровый номер N расположенный по адресу: КБР, "адрес", выраженный в сообщении N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике произвести государственную регистрацию права собственности Ушакова ФИО22 на 12/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 921 кв.м., кадастровый номер N расположенный по адресу: КБР, "адрес" и выдать ему выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве на указанный земельный участок.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике в пользу Ушакова ФИО23 судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере "данные изъяты" рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей, а всего "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ушакову ФИО24 отказать.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В жалобе указывается, что как следует из представленных на государственную регистрацию документов, 07 ноября 2013 года Ушаков ФИО25 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок, а в качестве правоустанавливающего документа Ушаковым ФИО26 представлено Постановление Администрации г.о. Нальчик N1258 от 16.08.2012 года "О закреплении за Ушаковым ФИО27 ФИО10 на праве долевой собственности земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства". В указанном Постановлении не содержится никакой информации о формировании Администрацией г.о. Нальчик земельного участка под многоквартирным домом.
Постановление главы местной администрации г. Нальчика от 30.07.2008 года N1412 (Постановление N1412) представленное на государственную регистрацию ФИО9 также не содержит никакой информации о формировании земельного участка под многоквартирным домом. Постановление N1412 содержит только информацию о закреплении за гражданами на праве долевой собственности земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
На основании каких документов суд сделал вывод, что данный земельный участок сформирован под многоквартирным домом из указанного решения неясно. Каким образом при наличии только указанных документов государственный регистратор мог сделать вывод, что указанный земельный участок сформирован под многоквартирным домом, суд не указывает.
Также согласно данным Государственного кадастра недвижимости (далее ГКН) земельный участок, расположенный по адресу: "адрес"; кадастровый N N не содержит никакой информации о том, что он сформирован под многоквартирным дом. Напротив, по данным ГКН указанный земельный участок учтен с разрешенным использованием "Под жилую застройку Индивидуальную".
Таким образом, земельный участок под многоквартирным домом не сформирован Администрацией г.о. Нальчик (во всех постановлениях это земельный участок для индивидуального жилищного строительства) и не учтен в ГКН как земельный участок под многоквартирным домом.
Между тем, государственная регистрация прав на земельные участки под многоквартирными домами носит лишь правоподтверждающий характер. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Данная позиция также содержится в Письме Минэкономразвития РФ от 16.10.2009 NД23-3410 "О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме" и Письме Роснедвижимости от 20.06.2008 NВК/2657 "О кадастровом учете земельных участков под многоквартирными домами".
Государственная регистрация прав общей долевой собственности на земельные участки под многоквартирными домами, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 21.07.1997г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации), инструкцией об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста РФ от 14.02.2007г. N29.
На государственную регистрацию наличия, возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом вместе с заявлением представляются документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие Жилищного кодекса (пункты 4, 5 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса).
Земельный участок под многоквартирным домом должен быть учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
На государственную регистрацию может быть также представлено решение (протокол) общего собрания собственников, иное соглашение участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, определяющее размер доли в праве на земельный участок (статья 15 Закона о введении в действие Жилищного кодекса, статья 245 Гражданского кодекса, пункт 39 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 далее Правил ведения ЕГРП).
В случае если, размер доли в праве на земельный участок собственниками помещений в многоквартирном доме не установлен в Едином государственном реестре прав в графу доля вносится запись "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади", далее указываются сведения о помещении, принадлежащем собственнику (п. 39 Правил ведения ЕГРП).
Если на момент представления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в существующей застройке поселений в ЕГРП отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников (отдельных собственников) помещений в многоквартирном доме, возникших до введения в действие закона о регистрации, также представляются подлинники и копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие у этих лиц прав на помещения (например, свидетельство о праве на наследство). После проведенной государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости подлинники правоустанавливающих документов возвращаются заявителю, а копии правоустанавливающих документов помещаются в дело правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме составляет "данные изъяты" рублей.
Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается (пункт 74 Правил ведения ЕГРП). Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него в соответствии с пунктом 39 Правил ведения ЕГРП.
При формировании земельного участка под многоквартирным домом Администрация г.о. Нальчик издает постановления совершенно иного содержания. При проведении кадастрового учета также указывается разрешенный вид использования под многоквартирным домом.
В рассматриваемом случае, государственный регистратор не нарушил ни одну норму права, на которую ссылается суд в своем решении.
Так как указанное решение незаконно и необоснованно в соответствии со ст. 98 ГПК РФ не подлежат взысканию с Управления Росеестра по КБР судебные расходы в размере "данные изъяты" руб.
Ушаков ФИО29 подал возражение на апелляционную жалобу, в которой просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражении указано, что суд полно выяснил, все обстоятельства по делу, исследовал все представленные доказательства и дал им надлежащую оценку.
Считает постановленное судебное решение законным, обоснованным и мотивированным. Причиной отказа в обоих случаях (20.11.2013г. и 19.12.2013г.) была несоответствие Постановления главы местной администрации г. Нальчика N1412 нормам действующего законодательства и непредставление договора аренды или договора купли-продажи земельного участка. Оба довода считает абсурдными. Постановление N1412 никем не оспорено и является ненормативным актом, а у специалистов Управления нет полномочий не исполнять его, а тем более - ревизировать. Что касается договора аренды или купли-продажи земельного участка под домом N по "адрес", поясняет, что "адрес" года постройки, "адрес" ему досталась по наследству от матери и кроме его квартиры в доме еще 12 квартир, некоторые объединены. Им ответчику был представлен полный пакет документов,
Представитель Управления видимо не знакомилась с материалами дела, если заявляет, что признаков формирования земельного участка под домом N по "адрес" нет, и суд необоснованно сделал вывод о том, что земельный участок сформирован. В деле имеется кадастровый паспорт, подтверждающий, что земельный участок под домом прошел государственный кадастровый учет.
Относительно того, что вид разрешенного использования в кадастровом паспорте указан "под жилую застройку индивидуальную" не может являться определяющим для статуса многоквартирного дома. Суд правильно указал признаки многоквартирного дома.
В "адрес" квартир и у каждого собственника квартиры имеется правоподтверждающий документ, в котором жилое помещение значится как квартира. В деле имеется свидетельство о государственной регистрации его права собственности, именно, на квартиру.
Их жилой дом подпадает под предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ понятие "жилые дома блокированной застройки".
В Приложении N2 к Временным правилам землепользования и застройки по г.о. Нальчик, утвержденные Решением Нальчикского городского совета местного самоуправления от 3 апреля 2009г. N24 "Об утверждении временных правил землепользования и застройки городского округа Нальчик" блокированные жилые дома могут располагаться как в зоне застройки индивидуальных жилых домов, так и в зоне застройки малоэтажными многоквартирными, домами.
Их дом, 1955 года постройки, действительно находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, весь квартал застроен индивидуальными жилыми домами.
Таким образом, независимо от того, в какой зоне застройки находится их дом, он не перестает быть многоквартирным.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб в отсутствие надлежащим образом извещенных, но неявившихся в судебное заседание представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР и Местной администрации г.о. Нальчик, выслушав возражавшего против удовлетворения жалобы Ушакова ФИО30 Судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке указаны в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к которым относятся: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права (ч.1). Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения (ч.4).
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 05.10.2010г., Ушакову ФИО31 на праве собственности принадлежит двухкомнатная "адрес", общей площадью 41,6 кв.м. по адресу: "адрес".
Из кадастровой выписки о земельном участке следует, что по указанному адресу еще 07.08.2008г. был сформирован земельный участок, общей площадью 921 +/-11 кв.м., кадастровый номер N (л.д.14).
Судебная коллегия соглашается с доводами жалобы о том, что в материалах дела не содержатся доказательства о том, что этот земельный участок был сформирован под многоквартирным домом.
Однако это обстоятельство не являлось самостоятельным основанием для отказа в регистрации права долевой собственности на земельный участок.
В материалах дела имеется заявление совладельцев жилого "адрес" в "адрес" по условному расчету долей для приватизации земельного участка, общей площадью 921,0 кв.м. (л.д.51).
Как следует из постановления Местной администрации N1258 от 16 августа 2012 года (л.д.13), материалы инвентаризации были утверждены, и указанный земельный участок был закреплен за Ушаковым ФИО32 на праве долевой собственности, с определением доли 12/100.
Этим постановлением Ушакову ФИО33. рекомендовано обратиться в Управление Росреестра по КБР для осуществления регистрации права собственности на земельный участок.
Ушаков ФИО34 воспользовался этими рекомендациями, однако, регистрация была приостановлена (л.д.28), а затем, в регистрации права отказано (л.д.29).
При этом, причиной отказа было указано не предоставление заявителем договора аренды либо купли-продажи земельного участка. Приводились положения п.2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции ФЗ от 30.06.2006 N 93-ФЗ, граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Приостанавливая регистрацию права собственности, государственный регистратор не затребовал документов у наследника Ушакова ФИО35 правоустанавливающих документов на имя прежнего собственника - наследодателя Ушаковой А.Я., а затребовал договор аренды либо купли-продажи земельного участка, заключенного с ним.
В соответствии с абзацами 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, перечислены в ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Представленные Ушаковым ФИО36 на регистрацию права документы, а именно постановление органа местного самоуправления и кадастровый паспорт земельного участка отражали информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, как описание недвижимого имущества, так и вид регистрируемого права.
Постановление Местной администрации г.о. Нальчик N 1258 от 16.08.2012 года о закреплении на праве долевой собственности земельного участка, постановлено, как указано в нем, в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельным кодексом КБР и постановлением Правительства КБР от 24.12.2009 N324-ПП "О результатах актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов КБР", свидетельства о праве на наследство по закону от 05.10.2010г. (л.д.13).
Указанный ненормативный акт, с указанием как правообладателя, так и разрешенного вида использования земельного участка, принят органом местного самоуправления в рамках своей компетенции.
В силу абз. 1 ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно п. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В связи с изложенными обстоятельствами, и отсутствием в материалах дела судебного акта о признании недействительным Постановления Местной администрации г.о. Нальчик N 1258 от 16.08.2012 года, решение об отказе в государственной регистрации права, основанное фактически на выводе государственного регистратора о несоответствии постановления органа местного самоуправления требованиям действующего законодательства, Судебная коллегия полагает необоснованным.
Соответственно, решение суда о признании отказа в государственной регистрации права собственности незаконным, и возложении обязанности устранить эти нарушения, хотя и постановленное по иным основаниям, Судебная коллегия считает законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 17 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Макоев
судьи Е.И. Жерновой
Р.Х. Шомахов
копия верна:
Судья Верховного Суда КБР Р.Х. Шомахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.