Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей Величко М.Б., Кущ Н.Г.,
при секретаре Мочаловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по заявлению Мельникова О.О. об оспаривании решения органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе Мельникова О.О. на решение Томского районного суда Томской области от 28 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., объяснения заявителя Мельникова О.О. и его представителя Лаптева Д.Б., настаивавших на доводах апелляционной жалобы, представителя Администрации Томского района Мережкиной С.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мельников О.О. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Томского района об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м, для садоводства, оформленного письмом N02-33/6 от 09.01.2014; понуждении к утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению от 31.10.2013 N 4814-3.
В обоснование требований указал, что на обращение с заявлением об образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м для садоводства был получен отказ со ссылкой на отсутствие адресной справки в отношении испрашиваемого земельного участка, порядок предоставления которой установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Томского района N292 от 16.11.2010 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков". Считает отказ незаконным, поскольку текст указанного постановления официально опубликован не был, а потому не подлежит применению. Федеральный закон не предусматривает необходимости предоставления вместе с заявлением адресной справки. Кроме того, считает, что администрация муниципального района не вправе требовать предоставления адресной справки, поскольку имеет возможность и обязана получить ее самостоятельно от администрации сельского поселения в порядке межведомственного взаимодействия.
Представитель Администрации Томского района Мережкина С.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. Пояснила, что в заявлении Мельникова О.О. не указано местоположение испрашиваемого им участка, из представленных им документов также невозможно определить его местоположение. Администрация Томского района не может согласовать схему объекта недвижимости, положение которого не установлено.
Рассмотрев дело в отсутствие заявителя Мельникова О.О., суд на основании ст.29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.1, 2, 4, 7, 9 Федерального закона от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", ст.223, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.2 Закона Томской области от 12.11.2004 N241-ОЗ "О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установления границ муниципальных образований на территории Томского района", ст.194-199, 254, 255, 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления Мельникова О.О. отказал.
В апелляционной жалобе Мельников О.О. просит решение суда отменить, принят новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд первой инстанции не применил положения п.3 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации к возникшим правоотношениям, поскольку земельное законодательство не предусматривает необходимости предоставления вместе с заявлением адресной справки. В этой связи соответствующие требования администрации Томского района и вывод суда первой инстанции не основаны на законе. Считает ошибочным вывод суда о том, что без адресной справки невозможен кадастровый учет земельного участка, поскольку для кадастрового учета необходим или адрес объекта недвижимости, или описание местоположения объекта недвижимости, последнее, в свою очередь, было отражено в его заявлении. Полагает, что администрация муниципального района не вправе требовать предоставления адресной справки, поскольку имеет возможность и обязана получить ее самостоятельно от администрации сельского поселения в порядке межведомственного взаимодействия, а не как ошибочно указал суд, в порядке оказания муниципальной услуги.
В возражениях относительно апелляционной жалобы администрация Томского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Судом установлено и следует из материалов, что Мельников О.О. обратился в Администрацию Томского района с заявлением от 31.10.2013 N 4814-3 об образовании и предоставлении ему в собственность земельного участка для садоводства площадью /__/ кв. м, в качестве местоположения которого указал: /__/.
Из ответа Администрации Томского района N02-33/6 от 09.01.2014, направленного в адрес Мельникова О.О., следует, что в предоставлении муниципальной услуги ему отказано ввиду непредставления им необходимых документов - адресной справки, выдаваемой органом местного самоуправления сельского поселения, либо заключения правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с описанием местоположения земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан" (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок. После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно положениям ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании данного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
По смыслу п. п. 1, 2 статьи 85 ЗК РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон.
Таким образом, соблюдение заявителем требования, предусмотренного ст. 34 ЗК РФ об указании местоположения земельного участка, должно обеспечивать возможность из обращения заявителя определить категорию и территориальную зону испрашиваемого земельного участка, а также возможность дальнейшего проведения кадастровых работ, согласования границ участка со смежными землепользователями.
Обращение заявителя от 31.10.2013 N 4814-3 и приложенная к нему схема земельного участка без указания адресов смежных земелепользователей и линейных размеров земельного участка указанным критериям не отвечают, указание, что земельный участок находится в /__/, для определения местоположения участка недостаточно.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают указанный вывод, основания для понуждения Администрации Томского района к утверждению и выдаче Мельникову О.О. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению от 31.10.2013 N 4814-3, у суда первой инстанции отсутствовали.
Таким образом, поскольку Мельниковым О.О. не выполнены требования ст. 34 ЗК РФ об указании местоположения испрашиваемого земельного участка, у Администрации Томского района отсутствовали основания для оказания муниципальной услуги по утверждению и выдаче ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Разъяснения Администрации Томского района, приведенные в оспариваемом ответе о способах определения местоположения испрашиваемого земельного участка, действующему закону ст. 34 ЗК Российской Федерации, ст. 13, 14 Федерального закона N66-ФЗ от 15.04.1998 не противоречат.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация Томского района обязана была самостоятельно получить адресную справку в администрации сельского поселения в порядке межведомственного взаимодействия, являлся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, был правомерно отклонен.
При этом судебная коллегия исходит из вышеприведенного вывода о невозможности Администрацией Томского района определить местонахождение испрашиваемого Мельниковым О.О. земельного участка по представленным им материалам. А кроме того, определение адреса объекта недвижимость в данном случае возможно только в порядке оказания муниципальной услуги по заявлению заинтересованной в ней лица, т.е. Мельникова О.О.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.
Статьей 4 данного закона предусмотрено, что основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе, правомерность предоставления муниципальных услуг, заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Адресация объектов недвижимости является самостоятельной муниципальной услугой, осуществляемой согласно п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах - организации местного самоуправления в Российской Федерации" органом местного самоуправления сельского поселения.
В соответствии с ч.1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утверждается, в том числе, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
Решением Думы Томского района от 30.08.2012 N 176 утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Администрацией Томского района муниципальных услуг.
Согласно п. 7 указанного Перечня необходимой и обязательной услугой для оказания Администрацией Томского района муниципальной услуги является предоставление адресной справки на земельный участок.
Таким образом, разъяснения Администрации Томского района о способах предоставления описания испрашиваемого земельного участка как соответствующие закону прав Мельникова О.О. не нарушают.
Ссылки апеллянта на судебную практику по аналогичным делам с участием иных лиц и по иным земельным участкам не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку не касаются заявленного спора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 Гражданскогопроцессуальногокодекса РоссийскойФедерации,судебнаяколлегия определила:
решение Томского районного суда Томской области от 28 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельникова О.О.-без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.