Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Жукова А.А., Трапезниковой И.И.,
при секретаре Бурцеве П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Репкина А.В. на решение Калининского районного суда города Челябинска от 30 апреля 2014 года по гражданскому делу по иску Межрайонной ИФНС России N 10 по Челябинской области к Репкину А.В. о взыскании недоимки по земельному налогу, пеней,
Заслушав доклад судьи Жукова А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N 10 Соснина А.В., действующего на основании доверенности, представителей Репкина А.В. - Магафурова И.Р., Кафтанникова А.А., действующих на основании доверенностей,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 10 по Челябинской области обратилась в суд с иском к Репкину А.В. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2012 год в размере **** рублей, пеней за несвоевременную уплату налога в размере **** рублей, указав в обоснование заявленных требований о том, что ответчику принадлежат земельные участки на территории РФ. Ответчик своевременно и в добровольном порядке налог на землю в полном объеме не уплатил.
Представитель истца Радионова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Репкин А.В. участия в судебном заседании не принимал при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика Магафуров И.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме, указав на то, что при исчислении налога инспекцией неправильно определена налоговая база. Полагают, что при определении налоговой базы для исчисления земельного налога необходимо исходить из
2
кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 года N 297-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Судом постановлено решение, которым исковые требования Межрайонной ИФНС России N 10 по Челябинской области были удовлетворены в части, с Репкина А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России N 10 по Челябинской области взыскана задолженность по земельному налогу за 2012 года в размере **** рублей, пени за период с 06 ноября 2013 года по 12 ноября 2012 года в размере **** рублей. Также указанным решением суда с Репкина А.В. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере **** рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Репкин А.В. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований. В обоснование жалобы указывает на то, что поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области", были внесены в государственный кадастр недвижимости после 01 января 2012 года, при определении налоговой базы для исчисления земельного налога в соответствии с положениями пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ необходимо исходить из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 года N 297-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Представители Репкина А.В. - Магафуров И.Р., Кафтанников А.А., действующие на основании доверенностей, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, сославшись на изложенные в ней обстоятельства.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 10 Соснин А.В., действующего на основании доверенности в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Ответчик Репкин А.В. в судебное заседание апелляционной инстанции, при надлежащем извещении, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителей.
3
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон по делу, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 388 НК РФ) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 пункт 1 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 пункт 1 НК РФ). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 пункт 1 НК РФ). Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 391 пункт 4 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (статья 393 пункт 1 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 394 пункт 1 НК РФ). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (статья 396 пункт 1 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (статья 396 пункт 3 НК РФ).
4
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ответчику на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: Челябинская область, г.Копейск, ул. ****, ****, кадастровый номер **** и Челябинская область, г. Копейск, проспект ****, **** кадастровый номер ****.
Пунктом 3 Решения Челябинской городской Думы от 22 ноября 2005 года N 8\11 "О земельном налоге на территории города Челябинска", в редакции решения Челябинской городской Думы от 23 ноября 2010 года N 19\3, налоговая база с 1 января 2006 года определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 4 названного решения с 01 января 2006 года установлены дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования: 0,15 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, индивидуального жилого дома, животноводства.
В соответствии с пунктом 5 указанного выше Решения налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, уплачивающими налог на основании налогового уведомления, не позднее 5 ноября года, следующего за налоговым периодом.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года N 284-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Челябинской области. Согласно пункту 289 таблицы 16 указанного постановления кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** установлена в размере **** рублей.
Согласно представленному расчету размер земельного налога за 2012 года по земельному участку с кадастровым номером **** составил **** рублей (л.д. 10).
5
Налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2012 года было направлено ответчику 06 мая 2013 года, в уведомлении указано на то, что налог должен быть уплачен в срок до 01 ноября 2013 года (л.д. 10, 73).
В соответствии с выпиской по счету уплата земельного налога произведена 01 ноября 2013 года в размере 41000 рублей, в связи с чем размер недоимки составил **** рублей (л.д. 24-25).
Доказательств уплаты земельного налога в ином размере суду не представлено.
Требование об уплате недоимки по земельному налогу в сумме **** рублей и пеней в сумме **** рублей, направлено ответчику 18 ноября 2013 года, то есть в установленные сроки, срок для добровольной уплаты недоимки и пеней предоставлен до 25 декабря 2013 года (л.д. 11-12).
Установив указанные обстоятельства, правильно применив материальный закон, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании недоимки по земельному налогу за 2012 год.
При этом суд правомерно исходил из того, что согласно вышеуказанным правовым актам, ответчик является плательщиком земельного налога, поскольку имеет на праве собственности земельные участки. Обязанность по уплате земельного налога возникла у ответчика за налоговый период 2012 года не позднее 01 ноября 2013 года, однако земельный налог, указанный в уведомлении налогового органа, ответчиком в полном объеме уплачен не был, налоговым органом соблюден установленный статьями 48, 70 НК РФ порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, сроки направления требования об уплате налога и обращения в суд с иском о взыскании недоимки и пеней. Поэтому у суда имелись основания для вывода о том, что истец вправе требовать возложения на ответчика обязанности уплатить исчисленный налоговым органом земельный налог.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговая база при расчете земельного налога за 2012 года определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года N 284-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" в размере **** рублей.
6
Доводы апелляционной жалобы Репкина А.В. о том, что поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области", были внесены в государственный кадастр недвижимости после 01 января 2012 года, при определении налоговой базы для исчисления земельного налога в соответствии с положениями пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ необходимо исходить из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 года N 297-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании подателем жалобы норм действующего налогового законодательства.
Как указано выше, в соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы установлен статьей 391 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НКРФ).
Из анализа вышеуказанных норм законодательства о налогах и сборах налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода (в том числе в связи с переводом земель из одной категории в другую, изменением вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Таким образом, изменения, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка, произошедшие в течение налогового периода,
7
учитываются при определении налоговой базы в следующем налоговом периоде.
Согласно правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года N 165-0-0 и от 24 февраля 2011 года N 156-0-0, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.
Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Исходя из изложенного, постановление Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года N 284-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области", официально опубликованное в средствах массовой информации 29 сентября 2011 года, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть с 1 января 2012 года.
Таким образом, налоговым органом правомерно исчислен земельный налог за налоговый период 2012 года по кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года N 284-П "О результатах государственной кадастровой
8
оценки земель населенных пунктов Челябинской области", которая действует с 1 января 2012 года.
При этом факт внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости после 01 января 2012 года не имеет юридического значения при рассмотрении настоящего гражданского дела, поскольку он не меняет кадастровую стоимость земельного участка, а лишь констатирует ее изменение, в данном случае с 01 января 2012 года.
Также суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что требования истца о взыскании пеней подлежат удовлетворению лишь за период с 06 ноября 2013 года по 12 ноября 2013 года в размере **** рублей, поскольку в соответствии с пунктом 5 Решения Челябинской городской Думы от 22 ноября 2005 года N 8\11 обязанность по уплате земельного налога у ответчика возникла не ранее 05 ноября 2013 года.
Жалоба не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения и новых данных, нуждающихся в дополнительной проверке.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда города Челябинска от 30 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Репкина А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.