Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Терюшовой О.Н.
судей Винниковой Н.В., Марченко Л.Л.
при секретаре Куликовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 05 августа 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Южноуральского городского округа на решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 15 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Терюшовой О.Н. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения прокурора Минкиной Ларисы Вячеславовны, представителя третьего лица ОАО "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" Константинова Д.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Южноуральска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации Южноуральского городского округа с учетом уточнения:
о признании незаконным бездействия администрации Южноуральского городского округа по непринятию мер по постановке на учет и включению в реестр муниципальной собственности бесхозяйного имущества - участка тепловых сетей системы теплоснабжения города, проходящего от ТК 312/1 до ТК 312/3 (около здания РКЦ по ул. ****, ****),
о признании указанного имущества бесхозяйным,
о возложении обязанности в течение 7 месяцев принять меры но постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - участка тепловых сетей системы теплоснабжения города, проходящего от ТК 312/1 до ТК 312/3 (около здания РКЦ по ул. ****, ****).
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований жилищного законодательства. Установлено, что на территории города Южноуральска находится участок тепловых сетей системы теплоснабжения города, проходящий от ТК 312/1 до ТК 312/3 (около здания РКЦ по ул. ****, ****). Данный участок трубопровода в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Южноуральский городской округ" не включен, техническая документация по проектированию и строительству указанного участка трубопровода в администрации города, ОАО "Южноуральская теплосбытовая компания" (далее по тексту ОАО "ЮТСК") и иных
организациях отсутствует. По информации, представленной организациями города, указанный участок трубопровода фактически является бесхозяйным, в связи с чем, на нем не выполняются работы по подготовке сетей, источников и иного оборудования к отопительному сезону.
В судебном заседании помощник прокурора города Южноуральска Голованова А.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Южноуральского городского округа - Бентюков Ю.А. с иском не согласился. Пояснил, что теплопроводы не являются муниципальной собственностью, поскольку находятся в собственности ОАО "ЮТСК", ОАО "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" и собственников помещений многоквартирных домов. ОАО "ЮТСК" осуществляет поставку коммунального ресурса по указанным сетям теплоснабжения, получая соответствующий доход.
Представитель третьего лица ОАО "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" Константинов Д.С., полагал, что исковые требования прокурора обоснованны, не возражал против их удовлетворения.
Представители третьих лиц ООО "Южноуральский Водоканал", ООО "Водоснабжение" в суде первой инстанции участия не принимали при надлежащем извещении, исковые требования прокурора поддержали.
Представители третьих лиц ООО "Статус-А", Управления Росреестра по Челябинской области, Комитета по управлению имуществом администрации Южноуральского городского округа, ООО "Теплосервис", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Жилсоюз", Центрального банка РФ, ООО "Жилсервис+", ОАО "ЮТСК" в судебном заседании не участвовали при надлежащем извещении. В соответствии с отзывом ОАО "ЮТСК", им не принадлежит на каком-либо праве участок тепловых сетей системы теплоснабжения города, проходящий от ТК 312/1 до ТК 312/3 (около здания РКЦ по ул. ****, ****) Спорный участок тепловых сетей администрацией города не передавался в пользование ОАО "ЮТСК". Вместе с тем, установление собственника указанного участка теплотрассы необходимо для бесперебойного обеспечения жителей многоквартирных домов тепловой энергией.
Решением Южноуральского городского суда Челябинской области от 15 апреля 2014 года исковые требования прокурора города Южноуральска Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Южноуральского городского округа удовлетворены частично: признано бесхозяйным недвижимое имущество - участок тепловых сетей системы теплоснабжения города, проходящий от ТК 312/1 до ТК 312/3
(около здания РКЦ по ул. ****, ****), признано незаконным бездействие администрации Южноуральского городскою округа, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйного недвижимого имущества - участка тепловых сетей системы теплоснабжения города, проходящий от ТК 312/1 до ТК 312/3 (около здания РКЦ по ул. ****, ****). На администрацию Южноуральского городского округа возложена обязанность в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в Управление Росреестра по Челябинской области заявление о принятии на учет как бесхозяйного имущества участка тепловых сетей системы теплоснабжения города, проходящего от ТК 312/1 до ТК 312/3 (около здания РКЦ по ул. ****, ****). В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Южноуральского городского округа просит об отмене решения, указывая на отсутствие у суда права признавать имущество бесхозяйным до постановки его как бесхозяйного на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию. Судом не было привлечено в качестве третьего лица ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" - собственник теплотрассы. Спорный участок теплотрассы является продолжением сетей, арендованных ОАО "ЮТСК", которое в течение многих лет подает тепловую энергию в многоквартирные дома посредством указанной трубы, имеет заключенные договоры на теплоснабжение с жителями домов, за потребленную тепловую энергию взимается плата. Указанный участок теплотрассы за счет средств городского бюджета не строился и в реестре муниципальной собственности не состоит. Судом не истребован план приватизации ОАО "Челябэнерго", которое в ходе приватизации приобрело указанные сети.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица ОАО "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" полагает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными, поскольку транзитный теплопровод не входит в состав производственно-технического комплекса по передаче и распределению тепловой энергии города Южноуральска, расположенного по адресу: Челябинская область, город Южноуральск, ул. ****, ****. Учитывая, что спорные теплосети находятся на территории города Южноуральска, администрация Южноуральского городского округа является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Представители ответчиков администрации Южноуральского городского округа, третьих лиц - Комитета по управлению имуществом администрации Южноуральского городского округа, ОАО "ЮТСК", ООО "Городская управляющая компания", Центрального банка РФ, ООО
"Водоснабжение", ООО "Южноуральский Водоканал", ООО "Жилсервис+", Управления Росреестра по Челябинской области в суд не явились, об отложении дела не просили (л.д. 120, 121, 123-126, 128-132). От третьего лица ООО "Статус-А" вернулся конверт с отметкой об истечении срока хранения (л.д. 127). Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, принятую в качестве нового доказательства: выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в отношении участка тепловых сетей системы теплоснабжения города, проходящего от ТК 312/1 до ТК 312/3 около здания РКЦ по ул. ****, **** в городе Южноуральске Челябинской области, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Как следует из материалов дела, теплоснабжение жителей многоквартирных жилых домов, расположенных в городе Южноуральске Челябинской области, осуществляется участком тепловых сетей системы теплоснабжения города, проходящим от ТК 312/1 до ТК 312/3 (около здания РКЦ по ул. ****, ****), которые присоединены к системе теплоснабжения города Южноуральска.
Собственником производственно-технологического комплекса по передаче и распределению тепловой энергии города Южноуральска по адресу: Челябинская область, город Южноуральск, ул. ****, **** является ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация". Спорный участок тепловых сетей системы теплоснабжения города, проходящий от ТК 312/1 до ТК 312/3 (около здания РКЦ по ул. ****, ****), в данный производственно-технологический комплекс по передаче и распределению тепловой энергии города Южноуральска, принадлежащий на праве собственности ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", не входит (л.д. 18-25).
Участок тепловых сетей системы теплоснабжения города, проходящий от ТК 312/1 до ТК 312/3 около здания РКЦ по ул. ****, **** в городе Южноуральске Челябинской области на учете ОГУП Обл.ЦТИ не значится, сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости, а также техническая документация отсутствуют, в реестре муниципальной собственности муниципального образования Южноуральский городской округ не значится (л.д. 13,46,48-51, 133).
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ
4
бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 17 сентября 2003 года N 580 (далее по тексту Положение).
В силу пункта 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоо! ведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом согласно статье 50 указанного Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для теплоснабжения населения.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного
самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотрсбляющих установок.
Принимая во внимание положения статьи 130 Гражданского кодекса РФ, согласно которой к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Исходя из того, что назначением тепловых сетей является передача тепла от конкретного источника тепловой энергии до теплопотребляющих установок, учитывая их технологически неразрывную связь с недвижимыми объектами, а также, что при перемещении такой конструкции в другое место ее функциональное назначение утрачивает смысл, тепловые сети следует относить к недвижимому имуществу.
Признавая спорные тепловые сети бесхозяйным недвижимым имуществом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что данные тепловые сети в производственно-технологический комплекс по передаче и распределению тепловой энергии города Южноуральска, принадлежащий ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" не входят, в реестре муниципальной собственности, собственности иных субъектов по данным Управления Росреестра по Челябинской области, ОГУП. Обл. ЦТИ не значатся.
Суд принял во внимание, что спорные тепловые сети находятся на территории города Южноуральска, что администрация Южноуральского городского округа является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации Южноуральского городского округа по непринятию мер по постановке на учет указанных тепловых сетей в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и обязал последнюю подать заявление о принятии на учет спорных тепловых сетей как бесхозяйного имущества в Управление Росреестра по Челябинской области.
При этом суд не нашел оснований для признания бездействия органа местного самоуправления незаконным по непринятию мер к включению
(1
спорного имущества в реестр муниципальной собственности, поскольку включению в реестр муниципальной собственности должна предшествовать процедура, предусмотренная пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Указанные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, положениям закона, являются правильными.
Ссылки в жалобе на отсутствие у суда права признавать имущество бесхозяйным до постановки его как бесхозяйного на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию, основаны на неверном толковании норм права.
Из смысла пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ следует, что бесхозяйным имущество может быть признано в трех случаях: вещь не имеет собственника; собственник вещи неизвестен; собственник отказался от права собственности на вещь.
Установление одного из данных обстоятельств является основанием для признания вещи бесхозяйной, иных условий не требуется.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что спорные тепловые сети собственника не имеют, лицо, осуществившее их постройку и, следовательно, имеющее право на них, неизвестно, доказательств иного не имеется, правомерно признал их бесхозяйным имуществом.
Доводы жалобы о не привлечении судом в качестве третьего лица ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" - собственника теплотрассы, судом не истребован план приватизации ОАО "Челябэнерго", которое в ходе приватизации приобрело указанные сети, сделанных судом выводов не опровергают, поскольку вопрос о правах на спорное имущество судом не разрешен.
Утверждения в жалобе о том, что спорный участок теплотрассы является продолжением сетей, арендованных ОАО "ЮТСК", которое в течение многих лет подает тепловую энергию в многоквартирные дома посредством указанной трубы, имеет заключенные договоры на теплоснабжение с жителями домов, за потребленную тепловую энергию взимается плата, указанный участок теплотрассы за счет средств городского бюджета не строился и в реестре муниципальной собственности не состоит, не влекут отмену решения суда, поскольку не свидетельствуют об отсутствии у администрации Южноуральского городского округа обязанности, установленной пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
7
Решение суда первой инстанции законно и обоснованно, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 15 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Южноуральского городского округа Челябинской области-без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.