Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Решетниковой И.Ф., Еремина В.А.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица администрации г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 июня 2014 года по делу
по иску Б.Л.В. , Б.Ю.И. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.Л.В. , Б.Ю.И. обратились в суд к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании договора субаренды они владеют и пользуются земельным участком с кадастровым номером *** , площадью "данные изъяты" кв.м., расположенным по адресу: "адрес" . Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровая стоимость участка составляет "данные изъяты" Показатель кадастровой стоимости утвержден постановлением администрации Алтайского края от 28.12.2009 N *** Истцы полагают, что кадастровая стоимость участка необоснованно завышена, не соответствует его рыночной стоимости. Согласно отчету об оценке, составленному специализированной организацией, по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" . В силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения. Учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
В связи с изложенным, с учетом уточнения требований истцы просили установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** , расположенного по адресу: "адрес" , площадью "данные изъяты" кв.м., равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 18 июня 2014 года исковые требования удовлетворены.
Судом постановлено установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** , расположенного по "адрес" Алтайского края, в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе третье лицо администрация г.Барнаула просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В качестве оснований для отмены решения указывает, что законодательством Российской Федерации предусмотрены как рыночная, так и кадастровая стоимость земельных участков, при этом кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения. В соответствии Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" от 22.10.2010 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Методики установления кадастровой и рыночной стоимости различны. В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость участка, равная его рыночной стоимости, устанавливается в исключительных случаях - при невозможности установить рыночную стоимость участка путем массовой оценки. Определение рыночной стоимости не является безусловным основанием для замены кадастровой стоимости, определенной в установленном порядке, на его рыночную стоимость. Истцом должны быть представлены доказательства недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка.
Снижение кадастровой стоимости до размера рыночной, определенной на основании представленного истцом отчета об оценке, является необоснованным и повлечет за собой изменение условий заключенного между собственником участка и арендатором договора без соблюдения установленного порядка. Установление кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости в судебном порядке является исключительным способом защиты, при этом защита прав одной стороны (арендатора) не должна влечь нарушение прав другого участника - собственника участка (арендодателя).
Согласно представленному истцом отчету об оценке рыночная стоимость участка значительно ниже его кадастровой стоимости, однако судом не дана этому обстоятельству надлежащая оценка, а также не оценена достоверность и достаточность доказательств. Отсутствуют сведения о проведении экспертизы представленного в материалы дела отчета об оценке, что препятствует признанию его надлежащим доказательством. При подготовке отчета использовался только сравнительный подход, в связи с этим вызывает вопросы выбор объектов для сравнительного исследования, а также дата, по состоянию на которую определена рыночная стоимость участка (01.01.2010). Согласно отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края кадастровая стоимость установлена на 01.01.2009, в связи с чем рыночная стоимость участка также должна быть определена на эту дату.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов С.С.В. просит оставить решение суда без изменения, указывая, что положения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на которые ссылается автор апелляционной жалобы, не подлежат применению в рассматриваемым правоотношениям, поскольку содержат положения, относящиеся к государственной кадастровой оценке, осуществляемой по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Барнаула П.Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истцов Б.Л.В. , Б.Ю.И. - С.С.В. возражала против отмены решения суда по доводам, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом их надлежащего извещения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя администрации г.Барнаула П.Н.В. , представителя истцов С.С.В. , проверив законность и обоснованность вынесенного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно ч.2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу ч.3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Б.Л.В. , Б.Ю.И. на основании договора субаренды от 03.02.2014 во временное владение и пользование предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером *** расположенный по адресу: "адрес" , площадью "данные изъяты" кв.м., для эксплуатации гаража с пристроенным административным зданием. В соответствии с договором субаренды к истцам перешли все права и обязанности по договору аренды *** от 21.04.2010, заключенным между администрацией г.Барнаула и Р.А.С.
Согласно п.2.7 Договора аренды *** от 21.04.2010 арендная плата за земельный участок устанавливается от кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена на основании постановления администрации Алтайского края от 28.12.2009 *** "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" и согласно кадастровому паспорту от 25.05.2010 составляет "данные изъяты" руб.
В соответствии с земельным законодательством и законодательством об оценочной деятельности доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика.
Заявляя требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, истцами в подтверждение своих доводов представлен отчет об оценке *** от 30.05.2014, выполненный специалистами Центра независимой оценки "Партнер", согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет "данные изъяты" руб.
Оценив представленные по делу доказательства и фактические обстоятельства, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, приняв указанный отчет об оценке в качестве допустимого доказательства размера рыночной стоимости земельного участка.
В ходе рассмотрения дела результаты оценки не оспорены лицами, участвующими в деле, в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости участка, а также на предмет соответствия отчета об оценке закону об оценочной деятельности, не заявлено. По изложенным основаниям, доводы жалобы в части несогласия с представленным истцом отчетом об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости не принимается судебной коллегией.
Довод жалобы о том, что рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2010, в то время как кадастровая стоимость определена на 01.01.2009, не могут служить основанием к отмене решения. Согласно ст.24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена на основании постановления администрации Алтайского края от 28.12.2009 *** "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вступившего в силу с 01.01.2010.
Доводы заявителя о том, что рыночная стоимость устанавливается только при невозможности определить в процессе государственной кадастровой оценки рыночную стоимость земельного участка путем массовой оценки, основаны на неверном толковании закона.
В соответствии со ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи; в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 ст. 66 ЗК РФ).
Таким образом, в статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены два способа исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (применяемые к кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и работы, по проведению которых не завершились в указанный выше срок), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Таким образом, правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, не исключает использование индивидуально определенной рыночной стоимости участка.
При этом, установление кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости не свидетельствует о недостоверности кадастровой стоимости, определенной постановлением администрации Алтайского края от 28.12.2009 N546, поскольку, как было указано ранее, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости участка как в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, так и исходя из рыночной стоимости.
Вопреки утверждениям заявителя, изменение кадастровой стоимости земельного участка по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав собственника участка на получение доходов от арендной платы, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов обеих сторон договора аренды. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного дела и опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица администрации г.Барнаула Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.