Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Безгиновой Л.А.,
судей Муратовой Н.И., Мекеровой С.Р.,
при секретаре Кольцовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ТСЖ "Шумакова 1" Захарьящева Д.А.,
на решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 04 апреля 2014 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению администрации города Лермонтова к ТСЖ "Шумакова 1" о ликвидации ТСЖ,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Администрация города Лермонтова обратилась в суд с иском о ликвидации ТСЖ "Шумакова 1". В обосновании указанных требований указала, что в администрацию города Лермонтова обратился собственник квартиры N ... по ул. ... , ... Амелина Л.А. с заявлением и пакетом документов, в котором просила орган местного самоуправления обратиться в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ "Шумакова 1". Изучив пакет представленных Амелиной Л.А. документов администрация города пришла к мнению о необходимости обращения в суд с требованием о ликвидации ТСЖ "Шумакова 1" в соответствии с требование ч. 3 ст. 61 ГК РФ. Кроме того в администрацию города поступило представление прокурора города Лермонтова в котором указано, что многоквартирным домом по адресу Шумакова 1 управляют две управляющие организации ТСЖ и ООО "Солнечный город", что недопустимо, поскольку нарушаются требования
ч. 9 ст. 161 ЖК РФ, согласно которой многоквартирный дом может управляться только одной управляющей компанией. Так же согласно Устава ТСЖ "Шумакова 1" председатель правления избирается на 2 года, и согласно п. 14.5 Устава по истечению установленного срока, полномочия председателя прекращаются, таким образом, срок полномочий председателя ТСЖ истек в июле 2013 г.
Впоследствии представитель администрации подал заявление об изменении предмета иска, в котором указал, что согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. В силу ст. 141 Жилищного кодекса РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Статьи 61 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают возможность ликвидации юридических лиц, в том числе через процедуру банкротства. При этом изъятий в отношении юридических лиц в такой организационно-правовой форме как товарищество собственников жилья законодателем не сделано. Согласно п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Исходя из указанных норм права считает, что обязанность по ликвидации ТСЖ "Шумакова 1" должна быть возложена на управление имущественных отношений администрации города Лермонтова, поскольку оно является уполномоченным органом, выполняющим функции по представлению интересов муниципального образования города Лермонтова как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.
Решением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 04 апреля 2014 года исковые требования администрации города Лермонтова удовлетворены.
Суд ликвидировал Товарищество собственников жилья "Шумакова 1" ОГРН ... , местонахождение: 357340, Ставропольский край, г. Лермонтов ул. ... , дом ...
Суд возложил обязанность по ликвидации Товарищества собственников жилья "Шумакова 1" на управление имущественных отношений администрации города Лермонтова, обязав его провести предусмотренную Федеральным законом от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" процедуру ликвидации некоммерческой организации Товарищества собственников жилья "Шумакова 1" в течение четырех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Суд взыскал с Товарищества собственников жилья "Шумакова 1" в доход государства государственную пошлину в сумме ... рублей.
В апелляционной жалобе представитель ТСЖ "Шумакова 1" Захарьящев Д.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Основными доводами апелляционной жалобы является следующее.
Суд первой инстанции не учел, что законность протоколов собраний собственников жилья МКД Шумакова N 1 от 29.12.2012 года и от 21.01.2013 года о ликвидации ТСЖ "Шумакова 1" и создании ликвидационной комиссии проверяется судом в процессе рассмотрения иного дела, данный спор не может быть разрешен до рассмотрения дела о неправомерности указанных протоколов. Кроме того, в силу ст.ст.2, 14.1, 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы ликвидации ТСЖ посредством предъявления в суд не относятся к компетенции органов местного самоуправления. Отсутствуют также основания для ликвидации ТСЖ по ч.2 ст.61 ГК РФ, поскольку юридическое лицо создано законно, а решение собственников жилья - членов ТСЖ о ликвидации юридического лица отсутствует. В настоящее время не рассмотрено дело в Арбитражном суде СК о признании права общей долевой собственности на нежилые помещения дома ... N ... , что является значимым для настоящего спора.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в июле месяце 2011 года в многоквартирном доме по ул. ... N ... в городе Лермонтове образовано ТСЖ "Шумакова 1", председателем которого избрана Шевченко Н.П.
Из материалов дела видно (л.д. 34-41 т.1), что на общих собраниях собственников многоквартирного дома по адресу г. Лермонтов, ул. ... д. ... принято решение о ликвидации ТСЖ "Шумакова 1" и создании ликвидационной комиссии.
В материалах дела имеются заявления 28-ми членов ТСЖ на имя председателя о выходе из состава товарищества собственников жилья "Шумакова 1" (л.д.27-54 т.2).
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что текущие ремонтные работы в доме N ... по улице ... в городе Лермонтове выполнялись ООО УК "Солнечный город" (л.д.58-116 т.2).
Из материалов дела также усматривается, что прокуратурой города Лермонтова 06.11.2013 года в адрес Администрации города Лермонтова было принесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства, в котором было указано на то обстоятельство, что домом N ... по ул. ... управляют две организации, что противоречит нормам жилищного законодательства (л.д.133 т.1).
Согласно техническому паспорту жилого многоквартирного дома N ... по ул. ... площадь дома составляет 6861,2 кв.м., площадь встроенных помещений 414, 2 кв.м., общая площадь - 7275, 4 кв.м., членам ТСЖ принадлежит 3531,3 кв.м. площади. Выбывшим 28 членам ТСЖ принадлежит 958,8 кв.м. В настоящее время члены ТСЖ обладают 35,4 % голосов от общего числа собственников помещений в доме.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, сослался на указанные обстоятельства, а также на положения устава ТСЖ "Шумакова 1", статей 20, 135, 141 ЖК РФ, статьи 61 ГК РФ.
Данные выводы являются обоснованными, поскольку статья 141 ЖК РФ предусматривает ликвидацию товарищества собственников жилья по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ);
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ).
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.
В силу требований ст.20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно статье 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Пункт 17.3 Устава ТСЖ "Шумакова 1" указывает на то, что товарищество ликвидируется в случае, если члены Товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что численность членов ТСЖ "Шумакова 1" составляет менее 50%. Данные обстоятельства подтверждается также актом проверки Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекцией от 06.06.2014 года, представленной в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о ликвидации ТСЖ "Шумакова 1" соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, а доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на отмену постановленного решения, поскольку они противоречат нормам действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, а также юридически значимым обстоятельствам данного дела.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 04 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.