Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М..
судей Пшеничникова Д.В., Фоминой А.И..
при секретаре судебного заседания Измалкиной К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 24 июля 2014 года гражданское дело по заявлению Стариковой Н.С. о признании незаконными действий Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана, возложении обязанности на Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана, Администрацию г. Кургана принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" с "для сельскохозяйственного производства" на "для строительства индивидуального жилого дома".
по апелляционной жалобе Стариковой Н.С. на решение Курганского городского суда Курганской области от " ... " , которым постановлено:
В удовлетворении заявления Стариковой Н.С. о признании незаконными действий Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г.Кургана, обязании Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана, Администрацию г. Кургана принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков с N по N включительно, расположенных по адресу: "адрес" с "для сельскохозяйственного производства" на "для строительства индивидуального жилою дома", отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, пояснения представителей Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г.Кургана Ковешниковой С.Г. и Администрации г. Кургана Широченко О.В., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Старикова Н.С. обратилась в суд заявлением о признании незаконными действий Комитета архитекторы и градостроительства Администрации г. Кургана и возложении обязанности на Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана, Администрацию г.Кургана принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N по N включительно, расположенных по адресу: "адрес" с "для сельскохозяйственного производства" на вид "для строительства индивидуального жилого дома".
В обоснование указала, что она на основании договора купли-продажи является собственником земельных участков с кадастровыми номерами с N по N , расположенных по адресу: "адрес" "адрес" ". Указывает, что неоднократно обращалась в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных участков с "для сельскохозяйственного производства" на "для строительства индивидуального жилого дома", однако вопрос по существу не был разрешен, ей отвечали, что необходимо обратиться в Администрацию г. Кургана с заявлением о принятии решения о подготовке проекта планировки территории. На заявление о принятии решения о подготовке проекта планировки территории ей отвечали, что необходимо вначале сменить вид разрешенного использования земельных участков. Последний отказ на ее обращение по поводу планировки территории был от " ... " , после чего она вновь обратилась с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков. Письменным ответом Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана от " ... " N N ей было отказано в данном изменении в связи с отсутствием проекта планировки данной территории "адрес" , считает отказ незаконным. Указывает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Кургана вышеуказанные земельные участки находятся в зоне " ... " (зона застройки индивидуальными жилыми домами), о чем заявителю официально было сообщено Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана " ... " , поэтому она желает привести вид разрешенного использования участков в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Кургана. Считает, что нарушены ее права и законные интересы, поскольку она как собственник земельных участков, не имеет возможности распорядиться ими по своему усмотрению. Просила признать незаконными действия Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана, выразившиеся в отказе об изменении вида разрешенного использования земельных участков с N по N включительно, расположенных по адрес: "адрес" "адрес" " с "для сельскохозяйственного производства" на "для строительства индивидуального жилого дома". Обязать Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана, Администрацию г. Кургана принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков с N по N включительно, расположенных по адресу: "адрес" "адрес" " с "для сельскохозяйственного производства" на "для строительства индивидуального жилого дома".
В судебном заседании заявитель Старикова Н.С. на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Кургана на основании доверенности Широченко О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Суду пояснила, что изменение вида разрешенного использования земельных участков на вид разрешенного использования земельных участков, заявленный Стариковой Н.С., невозможно в связи с затопляемостью данной территории, мероприятия по защите данной территории от возможного затопления не произведены. Кроме того, изменение вида разрешенного использования возможно при соблюдении технических регламентов, а именно: регламентов, предусматривающих соблюдение пожарных проездов, наличие на территории, которая подлежит застройке малоэтажными зданиями, пожарного водоема, а также наличие коммуникаций, все это отражается в проекте планировки территории, которого в отношении земельных участков заявителя не имеется.
Представитель заинтересованного лица Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана на основании доверенности Воинков В.В. с требованиями не согласился, дав пояснения, аналогичные пояснениям представителя Администрации г. Кургана.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Старикова Н.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований. В обоснование указала доводы, изложенные в суде первой инстанции. Указывает, что согласно схеме Генерального плана застройки г. Кургана проектная граница подтопления территории находится намного выше принадлежащих ей участков и обозначена на карте сплошной линией малинового цвета. За данной линией идут участки, разрешенное использование которых изменено на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", также оказывает, что слева и справа от принадлежащих ей участков расположена территория массовой застройки ( "адрес" ), которые находятся в одной зоне с ее участками. Считает, что доказательств подтопления паводковыми водами принадлежащих ей земельных участков суду предоставлено не было, поэтому судом необоснованно указано о том, что территория является затопляемой. Согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования, данная территория подлежит застройке, а отказ в изменении вида разрешенного использования земельных участков является незаконным, нарушающим ее права собственника, так как она не имеет возможности распорядиться ими по своему усмотрению.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана полагал решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, ссылаясь на доводы, изложенные в заседании суда первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции представители Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана Ковешникова С.Г. и Администрации г.Кургана Широченко О.В. выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы, считали решение суда законным и обоснованным, ссылались на доводы, ранее изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решении суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст.ст. 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного типа, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что Старикова Н.С. является собственником земельных участков по адресу: "адрес" с кадастровыми номерами: с N по N включительно. Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается кадастровыми паспортами, свидетельствами о государственной регистрации права.
" ... " Старикова Н.С. обратилась в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков по адресу: "адрес" " с кадастровыми номерами N по N включительно с вида использования "для сельскохозяйственного производства" на вид "для строительства индивидуального жилого дома".
" ... " письмом N N Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г.Кургана заявителю отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка, в связи с отсутствием проекта планировки поселка малоэтажной индивидуальной жилой застройки, вследствие чего невозможно проверить данные земельные участки на предмет соблюдения технических регламентов (наличие подъездных дорог, пожарного водоема, инженерной инфраструктуры). Старикова Н.С. с данным отказом не согласна, считает незаконными действия заинтересованных лиц, отказавших ей в изменении вида разрешенного использования.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий заинтересованных лиц, поскольку изменить вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", принадлежащих Стариковой Н.С. земельных участков, на вид разрешенного использования "для строительства индивидуального жилого дома" невозможно, так как они расположены в затопляемой зоне.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов.
Градостроительный регламент в силу п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации является составной частью правил землепользования и застройки, которые, в свою очередь, согласно п. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения, который в том числе содержит положения об изменении видов разрешенною использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным, 6) сельскохозяйственного назначения; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Правилами землепользования и застройки г. Кургана, утвержденными решением Курганской городской Думы от " ... " N N , установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты.
В силу ст. 16 Правил землепользования и застройки г. Кургана изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, осуществляется собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, в соответствии с градостроительными регламентами, установленными настоящими Правилами для каждой территориальной зоны, при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с кадастровыми паспортами земельных участков, принадлежащих заявителю, они относятся к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
Как следует из Правил землепользования и застройки г. Кургана, данные земельные участки расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, где градостроительным регламентом не предусмотрен вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Одновременно названными выше Правилами землепользования и застройки определены зоны сельскохозяйственного использования как зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Как следует из положений вышеуказанных норм земельного и градостроительного законодательства, изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования.
Поскольку земельные участка, принадлежащие Стариковой Н.С. на праве собственности, относятся к землям населенных пунктов, находятся на территории зоны " ... " (зона застройки индивидуальными жилыми домами), их целевое использование в силу ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации предполагает осуществление на них индивидуального жилищного строительства.
Доводы, заинтересованных лиц, о том, что согласно Генерального плана муниципального образования города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от " ... " N N , земельные участки, принадлежащие Стариковой Н.С., находятся на территории, требующей мероприятий по защите от затопления паводковыми водами, а согласно Постановлению Администрации г. Кургана от " ... " N Управлению архитектуры и градостроительства Департамента городского хозяйства, Управлению земельными ресурсами Департамента имущественных и земельных отношений, отделу организации строительства и связи Департамента городского хозяйства указано на принятие мер по недопущению размещения, строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории города, подверженной риску затопления, не опровергают законности требований заявителя. Кроме того, опровергаются данным генеральным планом, которым предусмотрены мероприятия по развитию зон жилой застройки с учетом проведения мероприятий по инженерной подготовке: освоение под жилую застройку свободных территорий, в том числе в южном направлении ( "адрес" ), строительство магистральной дороги регулируемого движения в южной части городского округа, выполняющую роль защитного сооружения от паводковых вод для населенных пунктов и микрорайонов города: "адрес" , а также соединяющей отдаленные южные районы городского округа Курган.
Таким образом, из материалов дела следует, что доводы заявителя относительно того, что возможно изменить вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков, расположенных в зоне " ... " массовой индивидуальной застройки г.Кургана, заинтересованными лицами не опровергнуты.
Согласно положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение об удовлетворении заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностного лица, государственного служащего принимается судом, если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и этим были нарушены права либо свободы заявителя.
При этом обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод принятием оспариваемого решения возлагается на заявителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции имелись основания для признания незаконными действий заинтересованных лиц при отказе Стариковой Н.С. в изменении вида разрешенного использования земельных участков, поскольку данный отказ нарушает ее права как собственника по распоряжению и пользованию земельными участками в соответствии с категорией земель и их целевым назначением, поскольку они в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Кургана не могут быть использованы для сельскохозяйственного производства, в связи с чем вид их разрешенного использования должен быть приведен в соответствии с вышеуказанными нормами, то есть для индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении требований Стариковой Н.С.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от " ... " отменить.
Требования Стариковой Н.С. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N по N включительно, расположенных по адресу: "адрес" " с "для сельскохозяйственного производства" на вид "индивидуальное жилищное строительство".
Обязать Администрацию г. Кургана Курганской области, Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана изменить вид разрешенного использования с вида "для сельскохозяйственного использования" на вид "индивидуальное жилищное строительство" в отношении земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами с N по N включительно, расположенных по адресу: "адрес" ", принадлежащих на праве собственности Стариковой Н.С. .
Судья-председательствующий: Софина И.М.
Судьи: Фомина А.И.
Пшеничников Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.