Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.
судей Аладина П.К. и Полуэктовой С.К.
при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28 мая 2014 года, по которому постановлено:
Исковые требования Ивановой Л*** П***, Лаврентьева С*** М*** к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт дома N *** по ул. М*** ****** в г. Ульяновске, а именно: ремонт отмостки по периметру дома, ремонт системы центрального отопления в техническом подвале дома, ремонт системы горячего водоснабжения в техническом подвале дома, ремонт системы канализации в техническом подвале дома.
В остальной части иска к администрации города Ульяновска отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова Л.П. и Лаврентьев С.М. обратились в суд с иском к администрации города Ульяновска о проведении капитального ремонта многоквартирного дома.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками в порядке приватизации квартир NN *** и *** дома *** по М*** г. Ульяновска. Данный дом был построен и сдан в эксплуатацию в 1967 году. Управление и обслуживание дома с 30.08.2007 осуществляет ОАО "ДК Засвияжского района N 1". На протяжении длительного времени в доме не проводится капитальный ремонт систем центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации; цоколь и отмостка по всему периметру дома также нуждаются в ремонте, что подтверждается актом весеннего осмотра. При этом, несмотря на то, что они исправно вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, недостатки в содержании общего имущества дома никем не устраняются. Условия проживания в доме не соответствуют нормам, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 23.09.2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, истцы просили обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации в техническом подвале дома N *** по М*** в г. Ульяновске, капитальный ремонт отмостки и цоколя по всему периметру дома.
К участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет ЖКХ администрации города Ульяновска, ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района", Лаврентьева Л.В.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение. При этом указывает, что осуществление работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе проведение работ по капитальному ремонту, в полномочия администрации города не входит. В договорных отношениях с истцами она не состоит, исполнителем услуг не является. Денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт жилья, в бюджет муниципального образования не поступают.
Жилые помещения, в которых проживают истцы, принадлежат им на праве собственности, и в силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ они должны нести бремя содержания данных жилых помещений и общего имущества дома, в том числе, нести обязанность по проведению капитального ремонта.
Статья 165 ЖК РФ предоставляет органу местного самоуправления право (но не обязанность) по предоставлению средств из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов. В законе отсутствуют основания для возложения обязанности по проведению такого ремонта на орган местного самоуправления без участия других сособственников. Качественное обслуживание дома должна обеспечивать управляющая организация - ОАО "ГУК Засвияжского района", которая обязана устранять любые недостатки жилого дома до проведения в нем капитального ремонта. Разрушение дома и его нуждаемость в капитальном ремонте свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих обязанностей управляющей организацией.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны по делу не явились, были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как видно из материалов дела, многоквартирный дом N *** по М*** в г. Ульяновске представляет из себя панельный, пятиэтажный, шестиподъездный жилой дом, 1967 года постройки.
Иванова Л.П. является собственницей квартиры N *** в указанном доме на основании договора передачи в собственность граждан от 06.06.2012, Лаврентьев С.М. - собственником ? доли квартиры N *** на основании договора передачи в собственность граждан от 26.03.2013.
Организацией, осуществляющей функции по управлению и обслуживанию указанного жилого дома, с 30.08.2007 является ОАО "ДК Засвияжского района N 1" (в настоящее время - ОАО "ГУК Засвияжского района").
Статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В ходе рассмотрения дела суд на основании акта Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области от ***2014, акта обследования жилого фонда ОАО "ГУК Засвияжского района" от ***2014, акта обследования жилого фонда Комитета ЖКХ администрации города Ульяновска от ***.2014 установил, что многоквартирный дом N *** по М*** в г. Ульяновске с учетом сроков эксплуатации и физического износа нуждается в проведении ремонтных работ капитального характера (ремонт отмостки по периметру дома, замена системы центрального отопления, горячего водоснабжения, системы канализации в техническом подвале дома) и ремонтных работ текущего характера (ремонт цоколя дома).
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил заявленные истцами требования в части возложения на администрацию города Ульяновска обязанности по проведению в доме ремонтных работ капитального характера, а в проведении работ по текущему ремонту дома отказал, поскольку данная обязанность может быть возложена только на управляющую организацию.
Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Как следует из содержания приведенной выше статьи 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Статьей 158 Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 01.03.2005, предусматривается обязанность собственника помещения в многоквартирном доме по несению расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также по участию в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Статья 210 ГК РФ также возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Исходя из системного толкования приведенных норм обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома может быть возложена на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, которая возникла до приватизации квартир в данном доме.
Поскольку многоквартирный дом N *** по М*** в г. Ульяновске ранее являлся муниципальной собственностью и муниципалитет выступал для жильцов дома в роли наймодателя, а администрация города Ульяновска в настоящее время является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск", суд обоснованно возложил на нее обязанность по выполнению в указанном доме ремонтных работ капитального характера, не проведенных своевременно наймодателем.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Ульяновска об отсутствии у муниципалитета обязанности по капитальному ремонту жилых домов, помещения в которых перешли в собственность граждан в порядке приватизации, основаны на неправильном толковании норм материального права и основанием к отмене решения являться не могут.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется и также подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.