Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 09 июля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шустовой Т.П.
судей областного суда Мальмановой Э.К., Обносовой М.В.
при секретаре Ковалевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани на решение " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" по иску Козловой Е.Г. к Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани о возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка, оформить право аренды на земельный участок,
УСТАНОВИЛА:
Козлова Е.Г. обратилась в суд с иском к Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани о возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка . В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является собственником жилого дома незавершенного строительством, расположенного по адресу: "адрес". Обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, для достройки указанного объекта, но истцу было отказано в утверждении схемы границ земельного участка в связи с тем, что право собственности у истца на объект незавершенный строительством возникло после "Дата". Просила обязать ответчика согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м.
Впоследствии истец исковые требования дополнила, в связи с чем дополнительно просила обязать Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани предоставить истцу в аренду земельный участок, для завершения строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м.
Истец Козлова Е.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В судебном заседании представитель истца Ишмеев А.Р. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика - Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани Халилова А.Р. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований истца отказать.
Решением " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" и сковые требования Козловой Е.Г. к Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворены. Суд обязал Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани предоставить Козловой Е.Г. в аренду земельный участок, для завершения строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м., осуществив согласование схемы расположения указанного земельного участка.
В апелляционной жалобе Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, указано, что утверждение схемы спорного земельного участка будет противоречить пункту 21 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку право собственности Козловой Е.Г. на объект незавершенного строительством, зарегистрирована "Дата", то есть после "Дата". Указано, что Козловой Е.Г. подано заявление в суд по истечении трех месяцев после отказа в согласовании схемы, который был выдан ей нарочно "Дата". Козлова Е.Г. в орган местного самоуправления с заявлением об оформлении документов землепользования не обращалась, соответственно у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения требований в данной части. Кроме того, испрашиваемый земельный участок не был сформирован, в связи с чем он не может являться предметом гражданско-правовых отношений.
На заседание судебной коллегии не явилась истец Козлова Е.Г., извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представлено.
Учитывая надлежащее извещение не явившегося лица, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Заслушав докладчика, выслушав представителя администрации г. Астрахани в лице Управления муниципального имущества администрации г. Астрахани, ставшего правопреемником Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани, Хомутову А.П., поддержавшую доводы жалобы, представителя Козловой Е.Г. по доверенности Ишмеева А.Р., возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о пропуске срока для обращения Козловой Е.Г. в суд.
В силу части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как усматривается из материалов дела, Козлова Е.Г. обратилась в суд в порядке искового производства, в связи с чем к данным правоотношениям указанная выше норма закона не применяется.
Между тем судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, влекущих отмену решения суда первой инстанции, исходя из иных доводов апелляционной жалобы.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Объектами земельных отношений согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации являются земельные участки.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что на основании решения " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" за Козловой Е.Г. признано право собственности на объект незавершенного строительством - жилой дом, литер "К", площадью застройки " ... " кв.м., 33 процента готовности, расположенного по адресу: "адрес".
"Дата" года Козловой Е.Г. зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства степенью готовности 33%, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N
В судебном заседании установлено, что Козлова Е.Г. обратилась в ООО " ... " для выполнения работ по формированию земельного участка.
"Дата" Управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани в адрес ООО " ... " письмом сообщено, что утверждение схемы расположения земельного участка будет противоречить пункту 21 статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящими Кодексом.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно принял во внимание, что недостроенный объект недвижимости, на который в установленном порядке за истцом зарегистрировано право собственности, не относится к объектам недвижимости, указанным в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем к возникшим между сторонами правоотношениям по предоставлению спорного земельного участка в аренду положения данной нормы закона не применима.
Между тем судебная коллегия считает не основанным нормах права и совокупности представленных по делу доказательств вывод суда первой инстанции о том, что при наличии размещения на спорном земельном участке принадлежащего на праве собственности истцу объекта незавершенного строительства действующее земельное законодательство Российской Федерации, постановление мэра г. Астрахани от 31.03.2003 года N890-М "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в городе Астрахани, предоставляемых для строительства" не предусматривают возможности проведения открытых торгов по продаже права на заключение договора аренды застроенного земельного участка, в связи с чем единственным способом реализации права собственника объекта незавершенного строительства на оформление документов землепользования на застроенный земельный участок является предоставление его в аренду в порядке статьей 28, 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.
Учитывая, что право собственности Козловой Е.Г. на объект незавершенного строительства зарегистрировано после "Дата", отказ Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани, выраженный в письме от "Дата", в согласовании схемы расположения земельного участка является законным.
В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок не был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости в соответствии со статьей 45 Федерального закона от "Дата" N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" без последующего уточнения границ земельного участка.
Предоставление в аренду участков, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Объектом договора аренды может выступать только индивидуально-определенная вещь.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества.
В силу пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Если данные не указаны, условие об объекте считается несогласованным, а договор незаключенным.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Следовательно, совершение сделок, приобретение прав и их государственная регистрация возможны только после кадастрового учета земельного участка независимо от способа его формирования.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку границы земельного участка не определены, участок не сформирован и не прошел кадастровый учет, следовательно, он не может являться предметом сделки и выступать в гражданском обороте.
Одним из промежуточных этапов оформления документов землепользования является согласование схемы расположения земельного участка и ее утверждение муниципальными органами, учреждениями и другими организациями.
С учетом того, что Козлова Е.Г. зарегистрировала право собственности на земельный участок после "Дата", передача истцу участка в аренду без проведения торгов в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не основана на положениях закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом Российской Федерации.
Порядок приобретения права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, регламентирован пунктами 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Таким образом, положение пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает организационно-правовой порядок обращения указанных в данной статье граждан и юридических лиц по поводу приобретения прав на находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, согласно которому для реализации прав на земельный участок граждане обращаются в органы государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением необходимых документов.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной, политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственной власти или местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В судебном заседании установлено, что не оспаривается сторонами, Козлова Е.Г. не обращалась в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, компетентным органом данный вопрос не рассматривался, какое-либо решение по существу данного вопроса не принималось.
Суд не вправе подменять своим решением решение компетентного органа, в связи с чем у суда не было оснований обязывать Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани предоставить Козловой Е.Г. в аренду земельный участок, для завершения строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: "адрес", площадью 292 кв.м., осуществив согласование схемы расположения указанного земельного участка.
Выводы суда о единственной возможности у истца реализовать право на получение спорного земельного участка только в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии действующего постановления мэра города Астрахани от 31.03.2003 года N890-М (в редакции от 02.02.2005 года) "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в городе Астрахани, предоставляемых для строительства", являются не состоятельными.
Указанный нормативный акт органа местного самоуправления определяет порядок предоставления земельных участков для строительства, правила подготовки, проведения, условия участия, порядок расчетов при проведении торгов (аукционов, конкурсов) по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в г. Астрахани, предоставляемых для строительства.
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 постановления мэра города Астрахани от 31.03.2003 года N890-М (в редакции от 02.02.2005 года) "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в городе Астрахани, предоставляемых для строительства" п редметом торгов является сформированный земельный участок с правовым режимом либо право на заключение договора аренды этого земельного участка, предоставляемого для строительства. Земельные участки в г. Астрахани, предоставляемые для строительства и подлежащие рассмотрению на торгах, могут быть:
- свободными от застройки (с предварительным и без предварительного согласования мест размещения объекта);
- с объектами незавершенного строительства (муниципальной собственности);
- с жилыми и нежилыми строениями, подлежащими сносу и реконструкции на условиях исполнения договорных обязательств о предоставлении проживающим в жилых строениях гражданам в установленном порядке жилых помещений;
- ранее переданными администрацией города юридическим и физическим лицам в собственность под различные цели (строительство и эксплуатация жилья и объектов промышленного и социального назначения), изъятыми в связи с добровольным отказом собственника земли и признанными судом муниципальной собственностью (статьи 225, 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- ранее предоставленными администрацией города юридическим и физическим лицам в аренду для разрешенного использования (строительство и эксплуатация жилья и объектов промышленного и социального назначения), право аренды на которые прекращено по взаимному согласию сторон либо в судебном порядке при невыполнении сторонами договорных обязательств (статьи 619, 620, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный под объектом незавершенного строительства по адресу: "адрес", не сформирован.
Учитывая, что Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеет большую юридическую силу относительно нормативного правового акта органа местного самоуправления ( постановления мэра города Астрахани от 31.03.2003 года N 890-М), основания для удовлетворения требований истца о согласовании схемы расположения земельного участка и оформлении права аренды у суда первой инстанции отсутствовали .
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани судебная коллегия признает обоснованными, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о принятии по делу нового решения ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом фактических обстоятельств и правовых оснований заявленных требований судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Козловой Е.Г. к Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани о возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка, оформлению права аренды на земельный участок.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Козловой Е.Г. к Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани о возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка, оформлению права аренды на земельный участок отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.