Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Новиковой Л.А.,
судей Дмитриевой Ю.М. и Малыгиной Г.В.,
при секретаре Шапчиц Э.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МИФНС России N 1 по Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 15 апреля 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Затешилова Н.Г. удовлетворить полностью.
Ликвидировать некоммерческую организацию - фонд "Агентство регионального развития Псковской области", ИНН ***, и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Выслушав доклад судьи Новиковой Л.А., объяснения представителя МИФНС России N 1 по Псковской области Мелеховой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Затешилова Н.Г. и представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области Рафальского С.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Затешилов Н.Г. обратился в суд с иском к фонду "Агентство регионального развития Псковской области" о ликвидации фонда и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований указывалось, что 12 марта 2014 г. состоялось собрание Наблюдательного совета фонда, решением которого было постановлено прекратить деятельность фонда ввиду недостаточности имущества для достижения целей его деятельности, невозможности получения необходимых средств в будущем. Также поручено ему, как директору фонда, обратиться в суд с настоящим иском в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". На момент подачи заявления в суд фонд задолженности перед федеральным, местными бюджетами, внебюджетными учреждениями не имеет.
В судебном заседании Затешилов Н.Г. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель фонда в суд не явился, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица МИФНС России N 1 по Псковской области Самохвалова Н.Г. указала на отсутствие у фонда задолженности по налогам, решение оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Костягова К.С. против удовлетворения иска не возражала.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пскове и Псковском районе в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, рассмотрение дела оставил на усмотрение суда, сообщил, что задолженность фонда перед Управлением отсутствует.
Представители ОАО "ИНВЕСТСТРОЙ", Торгово-промышленной палаты Псковской области, Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области в суд не явились, возражений не представили.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 1 по Псковской области ставит вопрос об изменении решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. Со ссылкой на ст. 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в жалобе указывается, что на основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации ликвидации регистрирующий орган, каковым является ФНС и её территориальные органы, вносит в ЕГРЮЛ сведения о ликвидации некоммерческой организации. Учитывая положения данной нормы права, а также ссылаясь на ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", апеллянт полагает, что суд, принявший решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливает порядок и сроки ликвидации фонда, о чем в трехдневный срок в письменной форме уведомляет налоговый орган. Также автор жалобы считает, что в обязанности суда, как органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, входит утверждение промежуточного ликвидационного баланса, о составлении которого суд извещает налоговую службу. В последующем судом должен быть утвержден ликвидационный баланс. С учетом изложенного, по мнению апеллянта, постановленное решение подлежит изменению, а именно дополнением его резолютивной части указанием на назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора), установлением порядка и сроков ликвидации фонда.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Министерства юстиции РФ по Псковской области полагает решение суда постановленным в соответствии с законом, а доводы апеллянта необоснованными по тем основаниям, что в силу пункта 3 статьи 61 ГК РФ решение о возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей является правом, а не обязанностью суда, принявшего решение о ликвидации юридического лица. В соответствии с требованиями ГК РФ
ликвидировать недействующее юридическое лицо невозможно, так как исполнение процедуры ликвидации может быть возложено только на действующее юридическое лицо. Следовательно, суд, установив, что фонд фактически прекратил свою деятельность, задолженности перед бюджетами, внебюджетными учреждениями не имеет, обоснованно применил упрощенную процедуру ликвидации фонда путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.
В суд апелляционной инстанции ответчик и представители третьих лиц - Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пскове и Псковском районе, ОАО "ИНВЕСТСТРОЙ", Торгово-промышленной палаты Псковской области, не явились; о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, что в силу статей 167, 327 ГПК РФ препятствием для рассмотрения дела не является.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что фонд "Агентство регионального развития Псковской области" зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Псковской области 5 ноября 2001 года, о чем 23 октября 2002 года инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по г. Пскову Псковской области внесена запись в ЕГРЮЛ.
14 ноября 2001г. фонд поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения, ему присвоен ИНН за N ***.
Учредителями фонда являются ОАО "ИНВЕСТСТРОЙ", Комитет по управлению имуществом Псковской области, Торгово-промышленная палата Псковской области.
Согласно уставу фонд "Агентство регионального развития Псковской области" является некоммерческой организацией, не имеющей цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Цели деятельности фонда определены его учредителями как содействие в организации инвестиционной деятельности, информационная поддержка зарубежных и местных инвесторов, поиск партнеров и создание благоприятных условий для развития международного сотрудничества представителей спорта, образования, медицины ... , разработка и реализация проектов и программ, направленных на развитие региона и затрагивающих социальную, культурную, экономическую ... сферы и т.д.
Разделом 7 устава фонда предусмотрено, что высшим коллегиальным органом управления фонда является Наблюдательный совет, к исключительной компетенции которого отнесено решение вопросов, в том числе о ликвидации фонда.
12 марта 2014 года на заседании Наблюдательного совета фонда "Агентство регионального развития Псковской области" было принято решение о ликвидации фонда по причине отсутствия финансирования для достижения целей его деятельности. Как следует из доклада директора фонда
Затешилова Н.Г. за последний год на расчетный счет фонда не поступало денежных средств, имущество и оборотные средства отсутствуют, деятельность фонда не финансируется из федеральных, региональных программ.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно применил положения ст. 119 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и, исходя из обстоятельств дела, свидетельствующих о фактическом прекращении деятельности фонда ввиду отсутствия имущества, за счет которого осуществляется деятельность, признал фонд подлежащим ликвидации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона "О некоммерческих организациях" решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован, в том числе и если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
Доводы истца о невозможности достижения фондом уставных целей подтверждены надлежащими доказательствами, оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем выводы суда о ликвидации фонда по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 18 обозначенного закона, являются правильными.
Необоснованными являются доводы апелляционной жалобы о том, что суд, принявший решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливает порядок и сроки ликвидации фонда, о чем в трехдневный срок в письменной форме уведомляет налоговый орган; в обязанности суда, как органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, входит утверждение промежуточного ликвидационного баланса, о составлении которого суд извещает налоговую службу и в последующем судом должен быть утвержден ликвидационный баланс.
Как правильно указал представитель Управления министерства юстиции РФ по Псковской области, в силу пункта 3 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица, то есть это является правом, а не обязанностью суда, принявшего решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. N 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган (в данном случае Управление ИФНС России по Псковской области) заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно принял решение об исключении фонда "Агентство регионального развития Псковской области" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
Довод о том, что Межрайонная ИФНС России N1 по Псковской области является ненадлежащим ответчиком, необоснован, так как инспекция была привлечена в качестве третьего лица и принятие решения о ликвидации фонда затрагивает её права и интересы в части уплаты налогов.
Права и интересы не участвующего в деле Управления ФНС России по Псковской области, как регистрирующего органа, не нарушены.
По указанным мотивам, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 15 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Новикова
Судьи Ю.М. Дмитриева
Г.В. Малыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.