Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев жалобу директора филиала "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" Кабаняева В.А. на решение судьи Петровского городского суда Саратовской области от 12.02.2014, решение судьи Саратовского областного суда от 26.03.2014 по делу по жалобе директора филиала "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" Кабаняева В.А. на постановление управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N33-13/тр-ш от 11.12.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, в отношении директора филиала "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" Кабаняева В.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N33-13/тр-ш от 11.12.2013 директор филиала "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" Кабаняев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением судьи Петровского городского суда Саратовской области от 12.02.2014, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 26.03.2014 постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N33-13/тр-ш от 11.12.2013 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, Кабаняев В.А. просит судебные постановления и постановление должностного лица отменить, указывая на постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 06.06.2014, которым решение антимонопольного органа от 15.02.2012 N18-205/тр, положенное в основу постановления о привлечении его к административной ответственности, о нарушении ОАО "Облкоммунэнерго" антимонопольного законодательства признано незаконным.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в отзыве на надзорную жалобу Кабаняева В.А. просит об оставлении без изменения постановления должностного лица, указывая на необоснованность доводов надзорной жалобы, а также на то, что доводы в жалобе уже были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Саратовской области, Двенадцатом арбитражном апелляционном суде и в ФАС Поволжского округа, которыми решение Саратовского УФАС России от 15.02.2013 N18-205/тр признано законным.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.14.31 КоАП РФ административным правонарушением признается совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, или совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.11.2012 на основании заявления Д. о нарушении ОАО "Облкоммунэнерго" антимонопольного законодательства, выразившегося в обязании установить новый электрический счетчик взамен счетчика с истекшим сроком годности на границе раздела объектов электросетевого хозяйства, путем его выноса из жилого дома на его фасад, возбуждено дело N18-205/тр по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и создана комиссия по его рассмотрению.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что ОАО "Облкоммунэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии потребителям на территории Саратовской области в силу ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях".
29.06.2012 Д., проживающий в частном доме, обратился в филиал "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" с просьбой произвести замену счетчика с истекшим сроком государственной поверки на новый.
Письмом от 02.07.2012 ОАО "Облкоммунэнерго" сообщило, что в соответствии с действующим законодательством сетевая организация согласовывает установку нового счетчика на границе раздела объектов электросетевого хозяйства ФПГЭС и внутридомовых инженерных систем жилого дома. В связи с наличием технической возможности выноса счетчика на фасад жилого дома его установка будет произведена на фасад жилого дома по среднерыночным ценам на работы по установке прибора учета.
23.07.2012 Демин В.С. повторно обратился в филиал "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" с просьбой заменить электрический счетчик, а также сообщить дату и время проведения работ по замене прибора учета с истекшим сроком государственной поверки на новый.
В этот же день ОАО "Облкоммунэнерго" направило ответ, повторно указав, что сетевая организация согласовывает установку нового счетчика на границе раздела объектов электросетевого хозяйства ФПГЭС и внутридомовых инженерных систем жилого дома, а именно: на фасад жилого дома, в связи с наличием технической возможности. Д. вправе обратиться в любую другую организацию, а впоследствии подать заявление в ФПГЭС об осмотре выполненной работы и в случае соответствия Правилам устройства электроустановок и вышеприведенным нормативным актам заявить о последующей опломбировке.
Указанные действия ОАО "Облкоммунэнерго" признаны антимонопольным органом нарушающими ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15.02.2013 N18-205/тр ОАО "Облкоммунэнерго" признано нарушившим антимонопольное законодательство.
Указанное решение явилось основанием для привлечения 11.12.2013 директора филиала "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" Кабаняева В.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Оставляя без изменения постановление должностного лица управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 11.12.2013 о привлечении директора филиала "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" Кабаняева В.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, судебные инстанции основывали свой вывод на судебных постановлениях Арбитражного суда Саратовской области от 11.11.2013 и Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014, предметом рассмотрения которых являлось заявление ОАО "Облкоммунэнерго" о признании незаконным и отмене решения управления Федеральной антимонопольной службы России по Саратовской области о нарушении антимонопольного законодательства от 15.02.2012 N18-205/тр.
Указанными судебными постановлениями был сделан вывод о том, что действия ОАО "Облкоммунэнерго", направленные на изменение места установки прибора учета при его замене, привели к ущемлению интересов Демина В.С., как потребителя, и верно квалифицированы антимонопольным органом как нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В настоящее время с надзорной жалобой представлено постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.06.2014, которым решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.11.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 оставлены без изменения.
Из содержания указанного постановления следует, что вышеуказанные судебные постановления оставлены без изменения по тому основанию, что ОАО "Облкоммунэнерго" был пропущен срок на обжалование решения антимонопольного органа от 15.02.2013, а в удовлетворении ходатайства о его восстановлении было отказано ввиду отсутствия уважительности причин пропуска срока.
Вместе с тем в постановлении содержатся суждения об ошибочности выводов судебных инстанций о законности решения управления Федеральной антимонопольной службы России по Саратовской области от 15.02.2012 N18-205/тр о нарушении ОАО "Облкоммунэнерго" антимонопольного законодательства.
При этом указано на то, что при установке, замене и эксплуатации приборов учета, используемых гражданами, необходимо руководствоваться Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N422, а именно разделом Х - "Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках".
Сделан вывод о том, что согласно п.144 Основных положений, который корреспондируется с положениями ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих ОАО "Облкоммунэнерго", и электрических сетей (энергопринимающего устройства) потребителя.
В постановлении ФАС Поволжского округа обращено внимание на то, что ссылка судов на п.144 Основных положений, согласно которому приборы учета могут быть установлены в иных местах, к рассматриваемой ситуации не применима, поскольку установка приборов учета в иных местах предусмотрена только в одном случае: при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, тогда как при установке прибора учета Д. такая возможность имеется.
Кроме того, указано на необоснованность ссылки нижестоящих судов на положения ч.3 п.1.5.27 ПУЭ и невозможность установки счетчика на наружной стене жилого дома, а также на нарушения ОАО "Облкоммунэнерго" положений п.148 Основных положений, согласно которому согласование места установки, схемы подключения, а также метрологических характеристик прибора учета с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка не требуется в случае замены ранее установленного прибора учета, входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, поскольку у Д. имелся в собственности индивидуальный прибор учета - электросчетчик, не входящий в состав измерительного комплекса или системы учета.
Таким образом, решение управления Федеральной антимонопольной службы России по Саратовской области от 15.02.2012 N18-205/тр о нарушении ОАО "Облкоммунэнерго" антимонопольного законодательства, которое явилось основанием для привлечения директора филиала "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" Кабаняева В.А. 11.12.2013 к административной ответственности по ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, не основано на действующем законодательстве и не может служить подтверждением вины Кабаняева В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ. Других доказательств в подтверждение вины Кабаняева В.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Согласно п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N33-13/тр-ш от 11.12.2013, решение судьи Петровского городского суда Саратовской области от 12.02.2013, решение судьи Саратовского областного суда от 26.03.2014, вынесенные в отношении директора филиала "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" Кабаняева В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях директора филиала "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" Кабаняева В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу директора филиала "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" Кабаняева В.А. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N33-13/тр-ш от 11.12.2013, решение судьи Петровского городского суда Саратовской области от 12.02.2013, решение судьи Саратовского областного суда от 26.03.2014, вынесенные в отношении директора филиала "Петровские городские электрические сети" ОАО "Облкоммунэнерго" Кабаняева В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя суда О.В. Борисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.