Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Баутдинова М.Т., Куулар Л.Д.,
при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш., переводчике Дондуп Б.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску О. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по ** об обязании предоставить жилое помещение, выдать сертификат для приобретения жилого помещения по апелляционной жалобе истца О. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 апреля 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
О. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Тыва об обязании предоставить жилое помещение, выдать сертификат на приобретение жилого помещения, указывая на то, что она является супругой В., умершего 16 июля 1999 года, который в период с 21 сентября 1981 года по 06 июня 1996 года проходил службу в ОВД Сут-Хольского района Республики Тыва. 20 мая 2002 года протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии она была поставлена на учёт граждан, нуждающихся в жилье. В 2006 году обращалась в Министерство внутренних дел по Республике Тыва для решения жилищного вопроса, однако получила отказ. Собственного жилья не имеет, поэтому жилое помещение снимает в аренду. В соответствии со ст. 29 Закона РФ "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке. После уточнения исковых требований просила обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел по Республике Тыва выделить ей жилое помещение в течение трёх месяцев или выдать денежный сертификат на приобретение жилья.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 января 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 марта 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечён Межмуниципальный отдел МВД России "Дзун-Хемчикский".
Решением суда в удовлетворении исковых требований О. отказано.
В апелляционной жалобе О. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая на то, что за предоставлением жилья супруг с рапортом обращался ещё при жизни, что подтверждается выпиской из протокола жилищно-бытовой комиссии от 22 декабря 1994 года. 20 мая 2002 года протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии истец была поставлена на учёт граждан, нуждающихся в жилье. Право семьи погибшего сотрудника милиции на жилое помещение предусмотрено статьёй 29 Закона "О милиции". В соответствии с Федеральным законом "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имеет сотрудник со стажем службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении. Уволенные со службы, вдовы вправе получить государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определённых законодательством Российской Федерации.
Истец О. в суде апелляционной инстанции поддержала доводы жалобы, просила решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчиков Д., действующая по доверенности, в суде апелляционной инстанции не согласилась с доводами жалобы, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, надлежащим образом уведомлённый о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной не явился. Судебная коллегия признаёт его неявку неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определённым в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что отдельные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия с помощью безвозмездных субсидий на приобретение жилья, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в которую включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила).
Согласно абзацам 7, 9 подпункта "а" пункта 5 Правил, правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом обладают, в том числе:
- граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящих после увольнения на учёте нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
- члены семей сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника) и состоят на учёте нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, В. в период с 22 сентября 1981 года по 06 июня 1996 года проходил службу в органах внутренних дел, откуда был уволен по п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по ограниченному состоянию здоровья приказом N л/с от 20 мая 1996 года. Общая продолжительность службы на момент увольнения составила более 10 лет.
Из свидетельства о заключении брака серии ** N видно, что 20 ноября 1978 года был зарегистрирован брак между В. и М ... После заключения брака жене присвоена фамилия О..
Из свидетельства о смерти серии ** N следует, что В. умер 16 июля 1999 года в селе Суг-Аксы Сут-Хольского района Республики Тыва, о чём составлена актовая запись о смерти N.
Согласно выписке из протокола жилищно-бытовой комиссии ОВД администрации Сут-Хольского кожууна N от 22 декабря 1994 года, жилищно-бытовая комиссия, рассмотрев рапорты сотрудников, в том числе и рапорт В., решила ходатайствовать перед руководством Министерства внутренних дел Республики Тыва о включении его в программу для улучшения жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что В. на учёте сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий при жизни, и после увольнения не состоял, истец является вдовой сотрудника органов внутренних дел, умершего не в период прохождения службы. То есть правовой статус истца не соответствует требованиям закона, предъявляемым для реализации права на получение жилого помещения или государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем в подтверждение заявленных требований О. не предоставила суду доказательств того, что В. состоял на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы. Ссылка истца на выписки из протоколов жилищно-бытовой комиссии от 22 декабря 1994 года, 21 февраля 2006 года судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку вопреки требованиям ч. 2 ст. 55,ч. 5-7 ст. 67 ГПК РФ они были заверены органом, у которого отсутствуют подлинники этих документов.
Учитывая, что истец не состоит в списках на получение жилых помещений в федеральном органе исполнительной власти, как того требует п. 5 Правил, к участникам данной подпрограммы он не может быть отнесён.
Обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, государственным жилищным сертификатом не относится к отношениям, регулируемым жилищным законодательством.
Правила, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года (в редакции от 18.02.2013 г.) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими и гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Порядок признания гражданина участником подпрограммы регламентирован Правилами, свободное толкование норм недопустимо.
Сам по себе факт нуждаемости истца в жилом помещении не является основанием для признания его участником подпрограммы.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению фактических обстоятельств по делу, установленных судом в ходе разрешения спора, выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия достаточных оснований для отмены или изменения судебного решения не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 июля 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.