Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю., при секретаре Сурковой Т.Ю., рассмотрев жалобу Вихарева В.Н. на постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ярославля по пожарному надзору от 11 февраля 2013 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 25 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя "Организация" Вихарева В.Н. ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Ленинского района г. Ярославля по пожарному надзору от 11 февраля 2013 года председатель "Организация" Вихарев В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание по ч. 4 ст. 20.4 КоАп РФ в виде штрафа в размере 19 000 рублей.
Согласно постановлению об административном правонарушении в ходе внеплановой выездной проверки в период с 20.11.2012 г. по 04.12.2012 г. в отношении "Организация" выявлены нарушения требований ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Федерального закона РФ от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 (далее ППР в РФ); Строительных норм и правил (СHиП 21-01-97*) "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие с 01.01.1998 г. постановлением Минстроя России от 13.02.1997г. N 18-7); Свода правил "Естественное и искусственное освещение" СП 52.13330.2011 (утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 г. N 783 и введен в действие 20.05.2011 г.), а именно:
- Класс функциональной пожарной опасности здания Ф 2.1 - зрелищные и культурно- просветительные учреждения с расчетным числом посадочных мест, в здании расположены помещения иных классов функциональной пожарной опасности Ф 4 - учебные заведения, офисные помещения (помещения сданы в аренду). Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости (п. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ; п.п. 5.14* таб. 2*. 5.21*, 7.4, 7.5, 7.17, 7.18, 7.20 CНиП 21-01-97*);
- Не разработана техническая документация при проведении перепланировки и изменения функционального назначения помещений с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности (планировка и функциональное назначение помещений не соответствует данным указанным в техническом паспорте на здание от 27.10.1989 г. за инвентарным N 16726) (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, п. 23,33 ППР в РФ);
- Под зрительным залом расположены кладовые, в которых расположены различные горючие предметы и материалы (п. 109 ППР в РФ);
- Не проведена обработка деревянных конструкций сценической коробки огнезащитными составами (п. 108 ППР в РФ);
- Дверь выхода на чердак не имеет требуемого предела огнестойкости (п. 61 ППР в РФ; п. 8.4* СНиП 21-01-97*);
- Заполнение проема (дверь) электрощитовой выполнено с пределом огнестойкости менее EI 30 (п. 61 ППР в РФ; п.п. 5.14*, 5.21* СНиП 21-01-97*)
- В месте пересечения противопожарной преграды (в стене) инженерными коммуникациями - сети внутреннего противопожарного водопровода (пожарный кран установленный у кабинета директора и 2-ом этаже, помещение N 9 по тех. паспорту) имеется зазор, данный зазор не заделан негорючий материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости (п. 22 ППР в РФ).
Ответственность за данные нарушения установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
- Не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре на путях эвакуации - здание не оборудовано эвакуационным освещением, а именно отсутствует освещение путей эвакуации в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления маршрута; при пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; в местах размещения средств экстренной связи и других средств предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации, подключенное к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения (п. 33, п. 43 ППР в РФ; п. 6.22 СНиП 21-01-97*; п. 7.104, п. 7.105 СП 52.13330.2011);
- В дверном проеме, ведущем из коридора 2-го этажа в центральную лестничную клетку, отсутствуй дверные полотна (абз. "д" п. 23 ППР в РФ);
- Не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре на путях эвакуации - для отделки стен на путях эвакуации (коридоры) применяются панели МДФ, класс пожарной опасности которых не известен, сертификаты пожарной безопасности на данные отделочные материалы отсутствуют (коридор не первом этаже - помещение N 16 по техническому паспорту, коридор на втором этаже у помещения N 1 по техническому паспорту) (п. 33 ППР в РФ; п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- В объеме центральной лестничной клетки на 2-ом этаже встроено помещение, данное помещение не является помещением охраны, выход из помещения ведет непосредственно в лестничную клетку (п. 6.32* СНиП 21-01-97*);
- Не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре на путях эвакуации - пути эвакуации в здании не обеспечены знаками пожарной безопасности, выполненными в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001 - знаки пожарной безопасности, размещенные на путях эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности выполнены без внешнего или внутреннего освещения (подсветки) от аварийного источника электроснабжения, без применения фотолюминесцентных материалов (п.п. 33, 43 ППР в РФ, п. 6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001).
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 25 марта 2013 года постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ярославля по пожарному надзору от 11.02.2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении председателя "Организация" Вихарева В.Н. оставлено без изменения, а жалоба Вихарева В.Н. - без удовлетворения.
В жалобе Вихарева В.Н. ставится вопрос об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указано, что проверка в отношении "Организация" проведена в отсутствие правовых оснований, что повлекло нарушение прав организации, результаты проверки не могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, считаю постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ярославля по пожарному надзору и решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля подлежащими отмене с прекращением производства по делу.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении в отношении председателя "Организация" Вихарева В.Н. возбуждено на основании рапорта главного специалиста ОНД по Ленинскому району г. Ярославля Трениной М.В. от 22.10.2012 г. о выявлении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Как следует из текста рапорта выявление факта нарушения требований пожарной безопасности имело место в рамках осуществления выездной внеплановой проверки в отношении "Организация" .
На основании данного рапорта вынесено распоряжение органа государственного контроля (надзора) от 23 октября 2012 года N 153 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении "Организация" по предмету соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
Вместе с тем непосредственное обнаружение данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должно быть осуществлено на законных основаниях, не нарушать прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ). Указанным нормативным актом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, в том числе основания проведения проверок и оформление результатов проверки.
Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры при осуществлении федерального государственного пожарного надзора согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ устанавливаются другими федеральными законами.
В силу ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 69-ФЗ") к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Из указанной статьи следует, что основанием для проведения внеплановой проверки может служить поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара.
При этом Федеральный закон N 69-ФЗ не предусматривает специальных требований к порядку оформления результатов проверки, соответственно в данной части подлежат применения положения Федерального закона N 294-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (п. 7 ч. 2 ст. 16).
Из ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ и ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что государственный инспектор по пожарному надзору, выявив при проведении как плановой, так и внеплановой проверки нарушения требований пожарной безопасности, обязан выдать предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения, поскольку целью таких проверок является обеспечение пожарной безопасности на проверяемом объекте.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении N 205 от 08.11.2012 года в отношении Вихарева В.Н., предоставленных Отделом надзорной деятельности по Ленинскому району г. Ярославля, в период с 18.10.2012 года по 08.11.2012 года в отношении "Организация" проведена внеплановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проверки составлен акт N 143, согласно которому государственным инспектором по пожарному надзору выявлен факт невыполнения п. 4 предписания ГПН N 27/1/005571 от 12.03.2012 г., срок устранения которого истек 01.10.2012 г., и факт не проведения проверки качества огнезащитной обработки тканевых занавесей в зрительном зале (проверка должна проводиться не реже двух раз в год).
В связи с выявлением данных фактов должностным лицом органа пожарного надзора возбуждено дело об административном правонарушении в отношении председателя "Организация" Вихарева В.Н. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, который привлечен к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 6 000 руб.
При этом в результате проверки государственным инспектором Ленинского района г. Ярославля по пожарному надзору подан рапорт, в котором содержится список выявленных в ходе выездной внеплановой проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указание на которые в акте проверки отсутствует.
Анализ норм права, содержащихся в Федеральных законах N 294-ФЗ и N 69-ФЗ, указанных выше, позволяет сделать вывод о том, что все выявленные нарушения установленных требований пожарной безопасности подлежат отражению в акте проверки, по данным нарушениям должностным лицом должны быть приняты меры по их устранению. Неполное отражение результатов проверки в акте и подача заявления о ранее выявленных нарушениях с целью повторного проведения внеплановой выездной проверки юридического лица противоречат порядку организации и проведения проверок органами государственного контроля (надзора). Данные действия по своей сути не направлены на достижение цели обеспечения пожарной безопасности, ведут к повторной проверке исполнения одних и тех же обязательных требований и нарушению прав общественной организации при осуществлении государственного надзора.
Привлечение Вихарева В.Н. к административной ответственности в связи с нарушениями требований пожарной безопасности, выявленными в рамках ранее проведенной проверки, в результате которой лицо было привлечено к административной ответственности, противоречит принципу обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.
Нарушение требований пожарной безопасности, выявленных как в ходе проверки в период с 18.10.2012 года по 08.11.2012, так и в ходе проверки в период с 20.11.2012 г. по 04.12.2012 г. является единым бездействием по невыполнению данных требований.
Согласно положению ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, привлечение председателя "Организация" Вихарев В.Н. к административной ответственности за несоблюдение обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в период с 18.10.2012 года по 08.11.2012 года, на основании постановления государственного инспектора Ленинского района г. Ярославля по пожарному надзору от 20.11.2012 N 90 в силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ярославля по пожарному надзору от 11 февраля 2013 года N 15 и решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 25 марта 2013 года подлежат отмене, а производство по делу в отношении Вихарева В.Н. - прекращению в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ярославля по пожарному надзору от 11 февраля 2013 года N 15 и решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 25 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя "Организация" Вихарева В.Н. отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя "Организация" Вихарева В.Н. прекратить.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.