Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю., при секретаре Маточкиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида N на постановление начальника отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ярославской области от 10 февраля 2014 года и решение судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля от 8 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида N ,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением о назначении административного наказания начальника отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ярославской области от 10 февраля 2014 года Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида N (МДОУ Детский сад комбинированного вода N ) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
Правонарушение выразилось в следующем: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Ярославской области на основании жалобы музыкального руководителя ФИО проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране труда в МДОУ Детский сад комбинированного вода N по адресу: "адрес" Установлено, что в нарушение ст.ст. 22, 211, 212 ТК РФ, ст. 11 гл. 2 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" состояние окна в раздевалке для детей N не отвечает требованиям безопасности, что не обеспечивает безопасность работника при открывании окна, безопасность детей, находящихся в помещении раздевалки; в нарушение ст.ст. 22, 211, 212 ТК РФ, ст. 10 указанного закона в ряде помещений учреждения не обеспечено соблюдение требований безопасных для здоровья человека условий пребывания: протекает потолок в зале для музыкальных занятий (площадь протекания включает место установки электросветильников), в раздевалке группы N на стене с окном поверхностное красочное покрытие повреждено грибком и сыростью.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля 8 мая 2014 года постановление о назначении административного наказания начальника отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ярославской области от 10 февраля 2014 года оставлено без изменения.
В жалобе МДОУ детский сад комбинированного вида N ставится вопрос об отмене решения судьи районного суда. Доводы жалобы сводятся к тому, что протечки кровли нельзя устранить путем проведения текущего ремонта, так как он не приведет к желаемому результату - кровля все равно будет протекать. Кровля находится в аварийном состоянии по причине нормативного износа, нуждается в срочном ремонте (требуется полная замена кровельного ковра) с последующим ремонтом помещений. МДОУ детский сад комбинированного вида N уже подготовило заявку на выделение целевого финансирования капитального ремонта. Только после замены кровельного покрова можно будет провести работы по замене оконного блока в группе N и по проведению косметического ремонта в помещениях детского сада, поврежденных в результате протечек. Кроме того, несчастных случаев с воспитанниками и сотрудниками по вине учреждения по причине нарушений условий охраны труда за ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ учебный год не выявлено.
В судебное заседание МДОУ Детский сад комбинированного вода N своего представителя или защитника не направило.
Представитель Государственной инспекции труда в Ярославской области Франтова Е.Ю. в удовлетворении жалобы возражала.
Заслушав представителя административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, считаю, что правовых оснований к отмене решения судьи районного суда не имеется.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Статьями 22, 221, 212 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий труда, в том числе работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Они обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Из анализа ст.ст. 3, 10, 11 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что здание (сооружение) должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы:
1. при пребывании (проживании) человека не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий (ч. 1 ст. 10 указанного закона);
2. в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для пребывания (проживания) человека в зданиях и сооружениях (ч. 2 ст. 10 указанного закона);
3. в процессе эксплуатации не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва (ст. 11 указанного закона).На образовательном учреждении лежит обязанность по обеспечению охраны жизни и здоровья своих работников, по созданию необходимых для этого условий во время пребывания в нем, а так же ответственность за жизнь и здоровье работников (п.п. 2,15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В МДОУ детский сад комбинированного вида N по адресу: "адрес" , проведена проверка соблюдения законодательства о труде и об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ .
В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что МДОУ детский сад комбинированного вида N , зарегистрированное в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ , допустило нарушения ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ, ст.ст. 22, 221, 212 ТК РФ, а именно: состояние окна в раздевалке для детей N не отвечает требованиям безопасности, что не обеспечивает безопасность работника при открывании окна, безопасность детей, находящихся в помещении раздевалки; в ряде помещений учреждения не обеспечено соблюдение требований безопасных для здоровья человека условий пребывания: протекает потолок в зале для музыкальных занятий (площадь протекания включает место установки электросветильников), в раздевалке группы N на стене с окном поверхностное красочное покрытие повреждено грибком и сыростью, из-за наличия которой отслоился и отпал слой штукатурки.
Данные факты подтверждаются Предписанием N от ДД.ММ.ГГГГ , актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ N , протоколом N об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , актом обследования состояния кровли и помещений в детском саду N Фрунзенского района от ДД.ММ.ГГГГ , актом обследования группы N детского сада от ДД.ММ.ГГГГ , актом обследования группы N детского сада от ДД.ММ.ГГГГ , фототаблицей.
Указанные нарушения законодательства о труде и об охране труда представляют угрозу для жизни и здоровья сотрудников МДОУ детский сад комбинированного вида N .
На основании изложенного можно говорить, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нашла подтверждение в материалах дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МДОУ детский сад комбинированного вида N подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ как юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по обеспечению безопасности жизни и здоровья работников.
Обозначенные ранее нарушения возникли в результате того, что МДОУ детский сад комбинированного вида N своевременно не предпринял необходимые меры по их устранению, а именно не провел ремонтные работы.
Согласно абз. 4 п. 5.2 Устава МДОУ детский сад комбинированного вида N при осуществлении оперативного управления имуществом детский сад обязан осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества в пределах выделенных средств.
Из представленных документов видно, что необходимость проведения ремонта имела место еще в ДД.ММ.ГГГГ . В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ремонтные работы кровли не проводились, а локальная смета на ремонт кровли была составлена только ДД.ММ.ГГГГ , согласованна ДД.ММ.ГГГГ . Эти факты подтверждаются актами технического осмотра здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ , выше указанными актами обследования, журналом.
Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что устранение выявленных нарушений возможно только путем капитального ремонта, на проведение которого учреждение денежных средств не имеет, не могут быть приняты во внимание.
Как указывалось выше, необходимость ремонтных работ возникла задолго до проведения проверки. В течение длительного времени учреждением допускаются нарушения требований охраны труда. При таких обстоятельствах, учреждение обязано к принятию мер по устранению опасности жизни и здоровья находящихся в учреждении лиц, в том числе путем проведения текущего ремонта, для производства которого денежные средства у учреждения имелись, прекращения использования помещений, где существует опасность, иных мер.
Ожидание финансирования капитального ремонта не может оправдать бездействие учреждения по созданию безопасных условий труда работников детского сада, не является обстоятельством, исключающим вину учреждения во вменяемом ему правонарушении.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в действиях (бездействии) МДОУ Детский сад комбинированного вода N собранными по делу доказательствами в полном объеме подтвержден.
Административное наказание МДОУ детский сад комбинированного вида N в виде штрафа в размере ... рублей назначено в рамках санкций ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ с соблюдением ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения, по делу не имеется.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие правоотношения, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Постановление начальника отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ярославской области от 10 февраля 2014 года и решение судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля от 8 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N оставить без изменения, жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N - без удовлетворения.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.