Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Баландиной Г.А.,
судей Драчева Д.А., Задворновой Т.Д.,
при секретаре Кругловой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Драчева Д.А.
08 апреля 2014 года
гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Знамя" на решение Большесельского районного суда Ярославской области от 24 декабря 2013 года, которым постановлено:
Признать недействительным договор N купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N , площадью ... кв.м, расположенного по адресу: "адрес" , СПК "Знамя", от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Знамя".
Обязать Администрацию Большесельского муниципального района Ярославской области возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Знамя" полученные по договору N купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . денежные средства в сумме ... руб. ( "данные изъяты" рубля).
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ
Признать недействительным соглашение об отступном от ДД.ММ.ГГГГ заключенное между Барабановым В.В. и Обществом с ограниченной ответственностью "Знамя", в отношении земельного участка с кадастровым номером N , площадью ... кв.м, расположенного по адресу: "адрес" , СПК "Знамя", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Знамя" передать Барабанову В.В. размер отступного по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ . в сумме ... руб. ( "данные изъяты" рублей).
Обязать Барабанова В.В. возвратить в федеральную собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером N , площадью ... кв.м, расположенный по адресу: "адрес" , СПК "Знамя".
Признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N от ДД.ММ.ГГГГ . о государственной регистрации соглашения об отступном от ДД.ММ.ГГГГ
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, категории: земли лесного фонда, с кадастровым номером N , площадью ... кв.м, расположенный по адресу: "адрес" , СПК "Знамя".
Обязать Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по "адрес" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о земельном участке с кадастровым номером N , площадью ... кв.м, расположенном по адресу: "адрес" , СПК "Знамя", установив категорию земель: земли лесного фонда, вид права: федеральная собственность, правообладатель: Российская Федерация.
По делу установлено:
Прокурор Большесельского района Ярославской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, ООО "Знамя", Барабанову В.В., Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ярославской области о признании недействительным договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N , площадью ... кв.м, расположенного по адресу. "адрес" , СПК "Знамя", от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и ООО "Знамя", признании недействительным соглашения об отступном от ДД.ММ.ГГГГ ., заключенного между Барабановым В.В. и ООО "Знамя", исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации договора купли-продажи и соглашения об отступном, возложении на Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ярославской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений об указанном земельном участке.
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, предъявило исковые требования к администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, ООО "Знамя", Барабанову В.В., Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ярославской области о признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . между администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и ООО "Знамя", признании недействительным соглашения об отступном от ДД.ММ.ГГГГ ., заключенного между Барабановым В.В. и ООО "Знамя", в отношении земельного участка с кадастровым номером N , признании недействительной записи о государственной регистрации права N в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В обоснование исковых требований прокурор и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом ссылались на то, что спорный земельный участок является участком из категории земель лесного фонда, в силу прямого указания закона земли лесного фонда относятся к собственности Российской Федерации; органы местного самоуправления полномочиями на распоряжение таким земельным участком не обладают.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласно ООО "Знамя".
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, выслушав в поддержание доводов жалобы представителя ООО "Знамя" - по доверенности Стрюкову В.С., возражения против доводов жалобы представителя Департамента лесного хозяйства Ярославской области - по доверенности Левашова Д.В., прокурора Лемехову Т.С., полагавшую решение законным и обоснованным и возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения и удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.3,4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977г. N5906-IX, ст.ст.3,4 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 08.08.1978г., ст.ст.2,10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ от 06.03.1993 N4613-1, ст.7,19 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.02.1997г., ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации от 01.01.2007г., установил, что по своим характеристикам спорный земельный участок относился к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, в связи с чем орган местного самоуправления не имел полномочий на распоряжение указанным имуществом.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, считает их правильными, соответствующими обстоятельствам дела и приведенным положениям материального закона. Выводы суда, изложенные в решении, подробно и убедительно мотивированы, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, требованиям норм материального права, указанных в тексте решения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределил бремя их доказывания между сторонами, надлежаще исследовал и оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ все представленные доказательства. Судебная коллегия находит правильной оценку доказательств районным судом, отраженную в решении. Оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда не доказана, указанный земельный участок всегда относился к землям сельскохозяйственного назначения, факт принадлежности спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения надлежащим образом подтвержден данными государственного кадастра недвижимости. Указанные доводы судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, в числе которых предусмотрены земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В силу п.2 названной нормы, земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В то же время Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся, в том числе, акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между тем по смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которому земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
По изложенным мотивам, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, также в свидетельстве о праве пользования земельным участком, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, поскольку указанные сведения могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица.
В связи с изложенным для отнесения земельного участка к категории земель лесного фонда необходимо установить, что данный земельный участок фактически используется для целей ведения лесного хозяйства, как земли лесного фонда (ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
На основании пунктов 1 и 3 ст.ст. 6, 7, 67 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и земельных участков определяются, в том числе в соответствии с лесным законодательством, предусматривающим проведение лесоустройства с составлением лесоустроительной проектной документацией.
Материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок с кадастровым номером N , занят лесными насаждениями, ранее относился к совхозным лесам, составлявшим единый государственный лесной фонд, с начала его использования совхозом "Знамя" фактически по своему целевому использованию был отнесен к землям лесного фонда. Убедительных и достаточных доказательств, являющихся основаниями для отнесения указанного лесного участка к землям сельскохозяйственного назначения (п.2 ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации), в материалах дела не содержится.
Из дела видно, что постановлением Главы Администрации Большесельского района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N были утверждены проекты землеустройства (перераспределения) земель реорганизуемых совхоза "Знамя" и колхоза "данные изъяты" .
В соответствии с экспликацией земель землепользователей в реорганизуемом совхозе "Знамя" Большесельского района (Приложение N1 к постановлению Главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ N ) в муниципальную собственность района было выделено 4026 - площадь "прочих угодий".
Постановлением главы Администрации Большесельского района от ДД.ММ.ГГГГ N "О передаче в пользование колхозам и сельхозкооперативам земельных участков, покрытых лесом, ранее отнесенных к муниципальной собственности района", в пользование колхозам и сельхозкооперативам было передано земельных участков и зелесенных и закустарненных угодий на общей площади 30989 га, ранее отнесенных к муниципальной собственности района.
Из экспликации передаваемых на основании указанного постановления земельных угодий (Приложение к постановлению от 31.10.1995 N505) видно, что в пользование сельскохозяйственного кооператива "Знамя" из муниципальной собственности района было передано земельных угодий площадью 4079 га, в том числе, лесов - 3187 га, а также кустарников - 753 га, болот - 124 га, угодий под водой - 3 га, под дорогами - 11 га, прочих угодий - 1 га.
Состав переданных сельскохозяйственному кооперативу "Знамя" земельных угодий площадью 4079 га, по своим качественным характеристикам позволяет отнести их к землям, лесного фонда (ст.ст.3,4 Основ лесного законодательства СССР и союзных республик, ст.2 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N4613-1, п.1 ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации).
01.02.1996 г. сельскохозяйственному кооперативу "Знамя" выдано свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользования землей, из которого следует, что кооперативу было передано в пользование в числе общей площади земельных угодий (4321 га) прочих угодий - 4079 га, а также 242 га сельскохозяйственных угодий, 209 га пашни, 10 га сенокосов, 32 га пастбищ.
Доводы жалобы о том, что указанное свидетельство в силу п.2 Постановления Правительства РФ от 19.03.1992г. N177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" подтверждает факт предоставления СК "Знамя" земель исключительно категории сельскохозяйственного назначения, судебная коллегия отклоняет.
Из указанных постановлений администрации района и экспликаций передаваемых земель видно, что в пользование СК "Знамя" были переданы лесные угодья площадью 4079 га; в свидетельство о праве пользования на землю от 01.02.1996г. указанные 4079 га были включены в состав прочий угодий, которые, с учетом приведенных постановлений администрации района, составляли покрытые лесом земли. В этой связи указанное постановление, в том числе, и с учетом положений Постановления Правительства РФ от 19.03.1992 N177, не может служить бесспорным и достоверным доказательством предоставления СК "Знамя" земель категории сельскохозяйственного назначения.
Факт использования спорных земель для лесного хозяйства подтвержден и показаниями свидетеля ФИО9 , с 1984 г. работавшей в должности мастера леса, с 1985 г. - в должности инженера лесного хозяйства в "данные изъяты" , а с 2008г. работающей в должности директора "данные изъяты" Из показаний указанного свидетеля следует, что ранее на спорном земельном участке велась заготовка древесины, спорный участок никогда не использовался для целей сельскохозяйственного производства, изначально относился к лесному фонду; лесоустройство земельного участка было проведено в 2002-2003 гг. Западным государственным лесоустроительным предприятием.
В соответствии со статьями 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации. Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72, 73 Лесного кодекса Российской Федерации (от 29.01.1997 N 22-ФЗ).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства, а именно сведениями, содержащимися в Проекте организации и ведения лесного хозяйства Большесельского сельского лесхоза филиала "данные изъяты" составленного в отношении СПК "Знамя" в 2003г. "данные изъяты"
Судом установлено, по данным указанной лесоустроительной документации в пользовании СПК "Знамя" по состоянию на 01.01.2002г. находились леса, общая площадь которых по данным земельного баланса составляла 3195 га, в том числе, леса, площадью 117 га, относящиеся к категории защитных; значительная часть иных лесных земель, находящихся в пользовании СПК "Знамя", площадью 3078 га, относятся к категории эксплуатационных.
Доводы жалобы о том, что указанная лесоустроительная документация в установленном порядке не утверждена, не опровергают правильности выводов суда. Указанные доводы, по существу, направлены на иную оценку представленных в материалы дела доказательств, отличную от той, что дал суд первой инстанции. Судебная коллегия считает, что правила оценки доказательств по делу, предусмотренные ст.67 ГПК РФ, судом не нарушены, основания для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Действительно, сведений об утверждении Проекта организации и ведения лесного хозяйства Большесельского сельского лесхоза, составленного в отношении СПК "Знамя" в 2003г. ФГУП "Западное государственное лесоустроительное предприятие", в материалах дела не содержится.
Вместе с тем, результаты лесоустройства 2003 года, которые ответчик ставит под сомнение, являются одним из доказательств, подлежащих судебной оценке в рамках спора, касающегося права Российской Федерации на спорный земельный участок.
Сами по себе материалы лесоустройства фактически являются документом, содержащим характеристики объекта недвижимости - земельного участка, покрытого лесами. Оценка этому документу судом дана по правилам ст.67 ГПК РФ, в совокупности с иными доказательствами принадлежности спорного участка к землям лесного фонда и с данной оценкой судебная коллегия соглашается.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что по сведениям Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 21.05.2013г. на землях СПК "Знамя" по состоянию на 01.04.2013г. находится лесной участок, кадастровый номер N , площадью 40520000 кв.м., в том числе, 1170000 кв.м., относящийся к категории защитных лесов, и площадью 39350000 кв.м., относящийся к категории эксплуатационных лесов.
В силу ч.3 ст.12, ст.108 Лесного кодекса Российской Федерации, наличие в составе указанных земель эксплуатационных лесов свидетельствует о возможности их освоения в целях заготовки древесины и других лесных ресурсов, а также продуктов их переработки, то есть пользования таких земель для ведения лесного хозяйства.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок с начала его использования и до его постановки на кадастровый учет с присвоением категории земель сельскохозяйственного назначения, фактически предназначался для размещения лесных насаждений и ведения лесного хозяйства, по своему целевому назначению участок относится к землям лесного фонда.
Ссылки на решение Ярославского областного суда от 28.03.2011г., которым, как указано в жалобе, была установлена принадлежность спорного земельного участка ООО "Знамя" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основе тех же самых документов, что были исследованы судом первой инстанции, являются несостоятельными. Указанный судебный акт не является актом о переводе земель из одной категории в другую в смысле, придаваемом положениями ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и ФЗ от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и не относит спорный участок к землям сельскохозяйственного назначения, поскольку данное обстоятельство судом не устанавливалось и не исследовалась, предметом судебной проверки в данном случае являлось соблюдение процедуры перевода земель из одной категории в другую.
Ссылки в жалобе на положения Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития и торговли от 04.07.2005 N145, в редакции, действовавшей на момент постановки участка на кадастровый учет, в соответствии с которыми к пятой группе земель сельскохозяйственного назначения относились земли под лесами, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, судебная коллегия отклоняет, поскольку судом установлено и материалами дела подтверждено целевое использование и предоставление земельного участка для ведения лесного хозяйства.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных районов вправе распоряжаться расположенными в пределах территории соответствующих районов земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Из приведенной нормы следует, что органы местного самоуправления муниципального района не вправе распоряжаться, в том числе отчуждать в собственность юридических лиц земельные участки, находящиеся в государственной собственности, а именно в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Следовательно, орган местного самоуправления муниципального района не уполномочен и не вправе распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о недействительности сделок по отчуждению спорного земельного участка ввиду принадлежности имущества иному собственнику (Российской Федерации) и отсутствия у администрации Большесельского муниципального района Ярославской области полномочий по распоряжению спорным земельным участком.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Знамя" на решение Большесельского районного суда Ярославской области от 24 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.