Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Кашиной Л.И.
судей Бачинской Н.Ю. и Афанасьевой Т.В.
при секретаре Климовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
08 мая 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Николаева В.А. по доверенности Емельянова А.К. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 17 января 2014 года, которым постановлено:
Заявление Николаева В.А. о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности по внесению изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Бачинской Н.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаев В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес" .
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области было принято постановление N "Об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка был изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Николаев В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ярославской области (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области) об отказе в учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части изменения вида разрешенного использования.
Требования мотивированы тем, что решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области N от ДД.ММ.ГГГГ Николаеву В.А. было отказано в учете изменений объекта недвижимости на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре, вынесенное решение считает незаконными, нарушающим его права. Использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для дачного хозяйства (дачного строительства) не противоречит действующему законодательству.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к недоказанности установленных судом обстоятельств, к нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя Николаева В.А. по доверенности Емельянова А.К., представителя администрации Некрасовского муниципального района по доверенности ФИО1 , обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое заявителем решение принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, как по порядку принятия, так и по содержанию. В собственности заявителя находится земельный участок сельскохозяйственного назначения, состоящий исключительно из сельскохозяйственных угодий, возможность застраивания такого земельного участка запрещена законодателем, действующее законодательство не позволяет муниципальным органам власти под видом изменения разрешенного использования фактически изменять категорию земель. Возможность предоставления земельного участка для дачного строительства отдельному гражданину вне земель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения законодательством не предусмотрена.
С указанными выводами, мотивами, по которым суд отказал в удовлетворении заявления, судебная коллегия в целом соглашается, считает их правильными, соответствующими материалам дела и закону- ст.ст. 2, 4, 27 Федерального закона N221 ФЗ от 24.07.2007 года " О государственном кадастре недвижимости", ст. 30, 36, 27 ГрК РФ, ст.ст. 77, 78, 79 ЗК РФ.
Нормы процессуального права при вынесении решения судом не нарушены. Всем исследованным в судебном заседании доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой соглашается судебная коллегия. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 10 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости" регламентировано, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Так, пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости установлено, что сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости", правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Из анализа указанных норм права следует, что при осуществлении кадастрового учета ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области обязано провести экспертизу представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе регулирующему земельные правоотношения.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, как по порядку принятия, так и по содержанию.
Отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области в учете земельного участка, принадлежащего заявителю, мотивирован тем, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, на другой вид разрешенного использования, не связанный с сельскохозяйственным производством, в том числе на разрешенное использование "для дачного строительства", действующим законодательством не допускается.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В материалах дела имеется кадастровый план земельного участка, принадлежащего истцу, из которого следует, земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства ( л.д. 33-43).
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации действительно указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, однако нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки ( пункт 9 статьи 1, пункты 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в силу пунктов 6,7 статьи 36 Градостроительного кодекс Российской Федерации, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливается для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункта 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Исходя из того, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен, то следует руководствовать положениями Земельного кодекса Российской Федерации и законами регулирующие спорные правоотношения.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а гражданами, в том числе ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования положений ст.ст. 77, 83 и 85 ЗК РФ, следует, что законодатель разделил по целевому использованию (видам разрешенного использования) земли сельскохозяйственного назначения: находящиеся за границами населенного пункта, и земли сельскохозяйственного использования, входящие в соответствии с градостроительными регламентами в территориальные зоны населенных пунктов.
Из дела следует, что Николаев В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес" на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о погашении долговых обязательств с ОРГАНИЗАЦИЯ1 .
Права ОРГАНИЗАЦИЯ1 на данный земельный участок возникли на основании постановления администрации Некрасовского района N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении проектов землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов Волга, Россия, им. Горького, совхоза "Абакумовский", постановления администрации Некрасовского района N от ДД.ММ.ГГГГ " О внесении изменений в постановление главы администрации Некрасовского района от ДД.ММ.ГГГГ N ; постановления администрации Некрасовского муниципального округа Ярославской области N от ДД.ММ.ГГГГ "О закреплении земель за реорганизованными колхозами и совхозами района" и подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( запись о регистрации Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ).
Земельный участок находится за пределами населенного пункта "адрес" .
По сведениям органов кадастрового учета спорный земельный участок выделен из состава единого землепользования земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории "адрес" и относится к сельскохозяйственным угодьям. Отношения общей долевой собственности на земельные участки возникли из земель сельскохозяйственного назначения в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежащих колхозам и совхозам, путем наделения их членов (работников) правом на земельный пай.
При этом в силу п.1 ст. 79 Земельного кодекса РФ содержится прямое указание закона, что сельскохозяйственные угодья- пашни, сенокосы, пастбища, залежи земли, занятые многолетними насаждениями ( садами, виноградниками и др.), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Возможность застраивания такого земельного участка запрещена законодательно, так как в противном случае возникла бы необходимость его перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категории земель населенных пунктов. Действующее законодательство не позволяет муниципальным органам власти под видом изменения разрешенного использования, фактически изменять категорию земель.
Довод жалобы, оспаривающий вывод суда об отнесении спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, со ссылкой на то, что земельный участок согласно градостроительного зонирования генерального плана "адрес" расположен в зоне СХ-2, судебной коллегией отклоняется, поскольку материалами дела не опровергнут. Кроме того, оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при вынесении решения правильно руководствовался положениями ст. ст. 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37). Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ч. 6 ст. 36). Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 5 ст. 37).
Установив, что спорный земельный участок входит в состав земель, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, суд обоснованно пришел к выводу о том, что изменение существующего вида разрешенного использования указанного земельного участка на другой вид такого использования - "под размещение дачного строительства" посредством внесения органом местного самоуправления изменений в градостроительный регламент недопустимо, в связи с чем, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для проведения соответствующих учетных действий по представленным документам.
Давая оценку позиции заявителя об отнесении спорного земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки "адрес" , утвержденных решением Думы Некрасовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N с последующими изменениями от ДД.ММ.ГГГГ к зоне СХ-2 (ст.71), к зоне, предназначенной для коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства, судом сделан правомерный вывод о том, что возможность предоставления земельного участка для дачного строительства отдельному гражданину вне земель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения законодательством не предусмотрена.
Несостоятельными являются и доводы жалобы о неправомерности придания судом правового значения факту того, что Николаевым В.А. с иными гражданами не создано дачное некоммерческое товарищество.
Действительно, использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Федеральным законом от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Федеральный закон от 15.04.1998 года N 66-ФЗ) регламентирован порядок предоставления земельных участков членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в собственность или на ином вещном праве.
Согласно данному Закону предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. И только после данной процедуры земли предоставляются членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Заявитель не представил суду доказательства, подтверждающие проведение зонирования территории, в границах которой расположен его земельный участок, с установленным разрешенным использованием земельных участков.
Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 года N 66-ФЗ предусмотрено использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, а не для граждан в индивидуальном порядке.
В статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ дано понятие дачного земельного участка, под которым понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Федеральным законом предусмотрена возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, бывшим собственникам данные земельные участки выделялись в счет земельных долей, то есть изначально данные земельные участки не предназначались и не предоставлялись для дачного строительства.
Согласно ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Федеральный закон от 21.12.2004 года N 172-ФЗ) вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в данной норме.
Данной статьей не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для ведения дачного хозяйства, а также дачного строительства.
Довод жалобы о том, что положения ст. 81 ЗК РФ неприменимы к спорным правоотношениям, поскольку в ней идет речь о предоставлении свободного земельного участка, тогда как заявителю земельный участок уже принадлежит на праве собственности, судебной коллегией отклоняется, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
Позиция автора жалобы на то, что законодательство Российской Федерации не ограничивает собственника земельного участка входящего в состав земель сельскохозяйственного назначения использовать указанный земельный участок исключительно для сельскохозяйственного производства со ссылкой на положения ч. 11 ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации, правильность принятого решения не опровергает.
Нарушений норм процессуального права, которые могут являться основанием к отмене решения, судом не допущено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя Николаева В.А. по доверенности Емельянова А.К. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 17 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.