Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Абрамовой Н.Н.
судей Виноградовой Т.И., Пискуновой В.А.
при секретаре Колосовской Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле по докладу судьи Абрамовой Н.Н. 19 мая 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Медведевой Л.А. по доверенности Тяжеловой А.Д. на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 3 марта 2014 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении требований Медведевой Л.А. к мэрии г. Ярославля о признании недействительным постановления мэрии г Ярославля от 30.10.2013 г. об установлении публичного сервитута.
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Медведева Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления мэрии города Ярославля от 30 октября 2013 года за N 2517 об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу , возложении на первого заместителя мэра г. Ярославля Нечаева А.В. обязанности отменить данное постановление и устранить препятствия в осуществлении права на благоприятную окружающую среду. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что земельный участок площадью 6801 кв.м с кадастровым номером N , в отношении которого установлен публичный сервитут, находится в общей долевой собственности собственников многоквартирного дома N по "адрес" . Установлению публичного сервитута предшествовала незаконная деятельность ООО "Мариан Строй", которое осуществляет строительство десятиэтажного жилого дома с подземной автостоянкой манежного типа и инженерными коммуникациями на территории земельного участка дома N без оформления соответствующих правоустанавливающих документов на отчуждение собственности домовладельцев. Прокуратурой Дзержинского района города Ярославля установлен факт незаконного занятия земельного участка дома N площадью 35 кв.м для строительства многоквартирного жилого дома и земельного участка площадью 91 кв.м для организации подъезда к строительной площадке. 4 сентября 2013 года были проведены публичные слушания, в ходе которых жильцы дома N и близлежащих домов проголосовали против установления публичного сервитута, в связи с чем организаторы публичных слушаний приняли решение рекомендовать мэрии отказать в установлении сервитута. Однако, комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Ярославля приняла решение об установлении публичного сервитута, мэрия г. Ярославля установила публичный сервитут ориентировочной площадью 791 кв.м в связи с необходимостью прокладки инженерных коммуникаций к строящемуся жилому дому. Заявитель считает постановление мэрии г. Ярославля об установлении публичного сервитута недействительным по следующим основаниям: в постановлении не указан орган, компетентный принять заявление от заинтересованного лица об установлении публичного сервитута; не указано заинтересованное лицо, в чьих интересах установлен публичный сервитут; не указано, на каком основании и в соответствии с каким законодательством не учтены итоги общественных слушаний; в постановлении содержится ориентировочная площадь публичного сервитута; в постановлении ошибочно указано, что публичный сервитут установлен для организации проезда и прокладки инженерных коммуникаций к строящемуся дому, фактически на земельном участке дома N располагается строящийся дом; в постановлении отсутствуют сведения о государственной регистрации сервитута; из постановления невозможно установить начало срока действия сервитута в 11 месяцев: с момента вступления постановления в силу или с момента государственной регистрации сервитута; прохождение инженерных коммуникаций возможно с рядом стоящими домами; мэрия г. Ярославля как исполнительный орган не имеет права на вынесение нормативного правового акта, а Нечаев А.А. как первый заместитель мэра не вправе подписывать постановление. Установление публичного сервитута ограничивает права заявителя как собственника земельного участка.
Представители мэрии г. Ярославля по доверенностям Спиридонова Н.Б. и Алексеева Д.Д., представитель управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля по доверенности Войскова Е.С., представитель ООО "Мариан Строй" по доверенности Кузнецова С.О. требования не признали.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности решения, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Медведеву Л.А. и ее представителя по доверенности Тяжелову А.Д., заинтересованных лиц Золотухина С.Ю. и Волкову Г.К., поддержавших доводы жалобы, представителя ООО "Мариан Строй" по доверенности Кузнецову С.О., возражавшую против них, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, порядок и процедура принятия постановления соблюдены, в связи с чем правовых оснований для признания его недействительным не имеется.
Указанный вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и законе.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 октября 2008 года N 680-О-О, установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения.
В соответствии со ст. 30 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17 сентября 2009 года N 201, установление публичных сервитутов производится в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения интересов городского самоуправления и жителей города.
Инициатива в установлении публичного сервитута может исходить от организаций, жителей города, территориальных администраций мэрии, структурного подразделения мэрии города Ярославля, осуществляющего полномочия мэрии в области земельных отношений, иных структурных подразделений мэрии.
Заявление об установлении публичного сервитута направляется в структурное подразделение мэрии города Ярославля, осуществляющее полномочия мэрии в области земельных отношений, которое осуществляет подготовку указанного вопроса для рассмотрения на Комиссии.
В случае если установление сервитута необходимо, структурное подразделение мэрии города Ярославля, осуществляющее полномочия мэрии в области земельных отношений, обеспечивает подготовку соответствующего проекта постановления мэрии об установлении публичного сервитута.
Общественные слушания, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, при установлении публичного сервитута проводятся в порядке, установленном муниципалитетом для проведения публичных слушаний.
В соответствии с п. 2 ст. 23 указанных Правил на обсуждение на публичных слушаниях в обязательном порядке выносятся проекты муниципальных правовых актов по вопросам землепользования и застройки в городе Ярославле, в частности, проект постановления мэрии города Ярославля об установлении публичного сервитута (за исключением случаев, когда установление публичного сервитута производится в соответствии с проектом межевания территории, по которому проводились публичные слушания).
Из материалов дела следует, что 7 августа 2012 года департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля выдано разрешение ООО "Мариан Строй" на строительство 8-этажного жилого дома с подземной автостоянкой манежного типа и инженерными коммуникациями в границах принадлежащего застройщику земельного участка площадью 4712 кв.м. по адресу: "адрес" . На указанном земельном участке ООО "Мариан Строй" осуществляется строительство указанного жилого дома.
В связи с необходимостью прокладки инженерных коммуникаций к строящемуся жилому дому ООО "Мариан Строй" обратилось в мэрию г. Ярославля с заявлением об установлении публичного сервитута.
Постановлением первого заместителя мэра г. Ярославля по вопросам социальной политики и культуры Нечаева А.В. от 9 августа 2013 года N 1860 были назначены общественные слушания по прилагаемому проекту постановления мэрии г. Ярославля "Об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка. расположенного по адресу ".
4 сентября 2013 года участники публичных слушаний единогласно проголосовали против установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу , для организации проезда и прокладки инженерных коммуникаций к строящемуся 8-этажному жилому дому с подземной автостоянкой по "адрес" .
24 сентября 2013 года комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Ярославля принято решение об установлении публичного сервитута.
Постановлением первого заместителя мэра г. Ярославля по вопросам социальной политики и культуры Нечаева А.В. от 30 октября 2012 года N 2517 установлен публичный сервитут в отношении земельного участка. расположенного по адресу в связи с необходимостью прокладки инженерных коммуникаций к строящемуся жилому дому.
Таким образом, предусмотренный п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 30 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17 сентября 2009 года N 201, порядок установления публичного сервитута мэрией г. Ярославля соблюден.
Доводы жалобы о том, что при принятии обжалуемого постановления не были учтены результаты общественных слушаний, являются несостоятельными, поскольку результаты публичных слушаний учитываются при принятии соответствующих решений, но они не носят обязательного характера. Ни Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 23), ни Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 28), ни Правилами землепользования и застройки города Ярославля, утвержденными решением муниципалитета г. Ярославля от 17 сентября 2009 года N 201 (ст. ст. 23, 30), не определены условия, при которых результаты публичных слушаний носят обязательный характер. Из отзыва представителя управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля усматривается, что при принятии решения об установлении сервитута комиссия основывалась на том, что в протоколе публичных слушаний не имеется убедительных доводов и не содержится правовых оснований для отказа в установлении сервитута, не доказано, каким образом установление сервитута может нарушать права граждан многоквартирного жилого дома, результаты публичных слушаний мотивированы лишь отрицательным настроем жителей в связи со строительством жилого дома на смежном участке.
Доводы жалобы о том, что публичный сервитут установлен в интересах частного лица ООО "Мариан Строй", также являются несостоятельными, поскольку ООО "Мариан Строй" осуществляет строительство многоквартирного жилого дома на основании договоров долевого участия в строительстве. Собственником помещений и коммуникаций указанного многоквартирного жилого дома ООО "Мариан Строй" не является. Необходимость прокладки инженерных коммуникаций к строящемуся жилому дому обусловлена интересами лиц, приобретающих помещения в указанном доме, т.е. интересами местного населения.
Доводы жалобы о временном характере действия публичного сервитута и его ориентировочной площади также не являются основанием для признания недействительным постановления об установлении сервитута.
Временный характер действия сервитута обусловлен необходимостью проведения работ по прокладке инженерных коммуникаций к строящемуся жилому дому, после чего ограниченное право пользования земельным участком иными лицами прекратится. Уточнение площади возможно при проведении кадастровых работ, в связи с чем п. 2 оспариваемого постановления управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля поручено выполнить мероприятия, связанные с государственным кадастровым учетом земельного участка. Место установления сервитута прямо следует из схемы части земельного участка, расположенного по адресу , на которую устанавливается сервитут, являющейся приложением к постановлению мэрии от 30 октября 2013 года N 2517.
Доводы жалобы о незаконном строительстве многоквартирного жилого дома не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку законность строительства 8-этажного жилого дома с подземной автостоянкой манежного типа и инженерными коммуникациями в границах принадлежащего застройщику земельного участка площадью 4712 кв.м. по адресу: "адрес" , предметом рассмотрения суда первой инстанции по настоящему делу не являлась.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Медведевой Л.А. по доверенности Тяжеловой А.Д. на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 3 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.